Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

и несокрушимая вера в Иисуса Христа.

1. Она подавляет в нас страсти и пожелания, возмущающие наш дух.

Благодушие есть нечто другое, чем радость и веселье. Оно есть такое настроение духа, при котором мы всегда расположены к радости и поддерживаем в нас приятные ощущения. Мы называем небо веселым, если на нем нет ни одного мрачного облака; тогда в природе обыкновенно бывает тихо и спокойно. Так и дух наш весел, если не возмущают, не волнуют и не потрясают его никакие мрачные представления, никакие бурные ощущения и чувства. Ничто не препятствует так благодушию духа, как жгучие страсти и пожелания. Если только они овладевают нашим сердцем, то внутренний мир и покой оставляет нас.

Кто не замечал во всех движениях человека гневного, гордого, скупого, сварливого и мстительного беспокойства и бури страсти? Темных, мрачных мыслей, обуревающих его душу?

Как бывает недоволен и ропотлив честолюбец, если не достигает удовлетворения своему честолюбию?

Таким образом, для достижения и сохранения благодушия необходимо, чтобы мы научились управлять самими собой и подавлять в себе всякие дурные страсти, возмущающие дух. Тогда нам легко сохранить внутренний мир и спокойствие.

Но не вера ли Христова учит нас такому самообладанию? He она ли взывает к нам: “поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти” (Гал. 5:16, 21,[337 — ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.] 26[338 — Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.]); “бдите и молитеся, да не внидите в напасть?”

Кто принимает к сердцу эти увещания веры и следует им, тот не будет предаваться вражде, зависти, гневу, ненависти; но будет обнаруживать в поступках своих благость, милосердие, кротость и т. п. Через это мы оградим себя от огорчений и неприятностей со стороны других людей, и избегнем многого, возмущающего наше благодушие. Тогда даже среди бедствий и скорбей, мы не будем предаваться отчаянию, но, подобно апостолам, благодушествовать и воспевать славу Богу.

2. Она служит источником прекраснейших радостей.

Человек благодушный всегда поддерживает в своей душе приятное настроение духа и расположен к радости. Конечно, и мирские радости ободряют дух, вселяют благодушие; но они непродолжительны и не прочны.

To, что возбуждает в нас постоянное благодушие, должно находиться в нас самих, независимо от внешних обстоятельств. Такие радости доставляет нам вера. Это — радость о Боге и Его делах, о мудром и всеблагом Провидении, о возрастании в святости и добродетели, о преуспевании во всяком добре, которое приносит человечеству спасение и благословение. Кто доставляет себе эти радости посредством частых религиозных занятий, посредством неутомимого стремления к добродетели, того сердце постоянно полно приятных впечатлений и истинного благодушия. В Боге он имеет все, что может его осчастливить. В Его благодати и любви он находит обильное утешение, взамен земных благ, которых, быть может, он лишен. Спокойная совесть, уважение добрых людей, воспоминание о своем благочестивом образе жизни, может возбуждать в душе только радостное настроение.

Но кто никогда не занимается религиозным делом, не стремится к образованию и облагораживанию своего ума и сердца, y того нет источника истинных радостей, тот не может быть и истинно-благодушным. Ему не достает добродетели, спокойной совести и радостного упования на Бога.

3. Она возвышает нас над всеми земными заботами.

Без всяких забот мы не можем обойтись. Они — благотворны и служат источником счастья.

Но и они могут нарушать благодушие духа, даже совершенно уничтожать его, если они всецело овладевают душей. Как трудно быть или только казаться благодушным, когда беспокоят нас заботы о пропитании при тяжких обстоятельствах, во время дороговизны и голода, — или заботы о неудающемся успехе наших занятий, об оскорбленной чести, о счастьи наших детей и родственников!

Какие мрачные мысли обуревают человека, подвергающегося продолжительным страданиям и несчастной участи, и не знающего, где найти совет и помощь!

Эти заботы действуют самым вредным образом на состояние нашего духа вследствие того, что они мучат нас постоянными беспокойствами и возбуждают в нас опасение новых бедствий. Такое состояние может наконец обратиться в привычку до такой степени, что никакая перемена обстоятельств жизни, никакое посылаемое Богом счастье не может уже восстановить потерянного благодушия человека, павшего духом.

Но вера Христова помогает и в таких заботах. Она вселяет упование на Бога и через это возвышает сердце над земными заботами. Она учит, что Бог печется обо всех тварях (Мат. 6:25;[339 — Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?] 10:29–31.[340 — Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.] Псал. 144:15–16[341 — Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению.]), что Он управляет судьбой людей и направляет к их благу все, случающееся с ними в жизни (Псал. 126:1–2;[342 — Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. 2 Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.] 36:5;[343 — Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит.] 1 Петр. 5:6–7[344 — Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.]).

Христианин, верующий в Бога и Промысел, конечно, не остается беспечным и не избегает требуемых долгом забот; но его сердце ограждено от всяких ненужных и преувеличенных беспокойств об успехе своих дел и исходе своей участи. Он твердо убежден: “Бог знает, в чем я нуждаюсь, знает мое положение и обстоятельства, и печется обо мне. Все, что случается со мною, происходит по Его мановению и направляется Им к моему благу.” При таком образе мыслей не будет ли он благодушен, хотя бы его угнетали самые тяжкие заботы? Апостолы в темнице “молясь, воспевали Бога.”

Кто желает сохранить бодрость духа, тот должен быть скромным в своих требованиях и довольным в своем состоянии, — должен привыкнуть смотреть на все вещи с приятной стороны и видеть в самих бедствиях благодеяния для себя.

Кто же может так смотреть на жизнь, как не христианин, который верует в благое и мудрое Провидение и уповает на Бога? Кто при ревностном исполнении своих обязанностей возлагает свои печали на Господа, тот может быть весел и благодушен при всех обстоятельствах. Его души не смущает ни страх и уныние о будущем, ни малодушие при неудачах в настоящем, ни сомнение в путях Промысла.

4. Она открывает радостнейшую надежду на будущее.

Хотя наше настоящее и не отнимает у нас благодушия, потому что мы довольны своей участью, однако мы, быть может, тоскуем о будущем. Оно для нас неизвестно, угрожает часто мрачной участью, потерей дорогих благ, даже самой жизни. При всей мудрости и всемогуществе мы не в состоянии предотвратить неизбежных бедствий и опасностей, вследствие чего наше благодушие теряется, если мы не имеем никакого средства, при помощи которого наше будущее представилось бы нам в отрадном виде.

Таким средством служит Христова вера. Она учит, что мы, при благочестивом чувстве, мудрости и добродетельном отношении, можем приготовить себе счастливую участь в будущем.

Она дает нам надежду вечно блаженной жизни и праведного мздовоздания. С каким благодушием может взирать на будущее христианин, имеющий надежду! С каким спокойствием он будет претерпевать скорби и жертвовать всем для добродетели? Даже под бременем старости и вблизи смерти он сохраняет тихую веселость духа. Потому что он победил мир, совершил дело свое, устроил свой дом, приготовился к небу, и, в предчувствии будущего блаженства, с радостью и весельем идет навстречу тому миру.

Бог не оставляет несчастных без радости

“Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога” (ст. 25).

Как несчастны были апостолы, измученные от ран и заключенные в темницу! Но милосердый Господь не оставил их без радости. Он ободрял их в скорбях, и они в темнице “молясь, воспевали Бога.” Он послал им в темничном страже человека, сделавшегося из их врага — другом, который принимает сердечное участие в их горе, выпускает их из темницы, омывает от ран, вводит в свой дом и приготовляет трапезу (ст. 33–34). Так бывает еще и ныне со многими несчастными.

1. Несчастный находит радость в любвеобильном участии добрых людей.

В каждом горе, претерпеваемом нами, бывает великая радость для нас, если мы встречаем в людях доказательства искреннего участия их к нашему положению, если мы замечаем, что они сочувствуют нашему горю, и заключаем отсюда, что мы для них дороги.

В таких проявлениях участия к нашей судьбе не будет недостатка, если мы заслужили уважение и любовь наших собратий, если со своей стороны оказывали им сочувствие в их скорбях, a особенно если терпим несчастье, постигшее нас, совершенно невинно.

Тогда найдутся добрые, благородные люди, которые не оставят нас в нашем горе, но помогут нам советом, утешением и самим делом.

Мы встретим такое участие не от родных только наших, но и от людей, от которых мы не ожидали. Думали ли апостолы найти в темничном страже, заковавшем их в кандалы, такое сочувствие, какое он оказал им?

Участие будет радовать нас на болезненном одре, смягчит нашу скорбь, поможет забыть, по крайней мере, на продолжительное время, наши потери, причиненную неправду и т. п. Пусть только в этих случаях самолюбие, гордость, нетерпение, негодование не похищают у нас этой радости и не делают нашего сердца бесчувственным к ней!

Но и мы сами со своей стороны будем плакать с плачущими, подавать утешение несчастным, оказывать искреннее участие каждому страждущему.

2. Несчастный находит радость в утешениях и обетованиях Веры.

Апостолы получали такую радость. Вера во Христа ободряла их в темничном заключении и утешала во всех бедствиях и преследованиях. Они прожили всю жизнь свою “в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах” (2 Кор. 6:4–5, 10[345 — нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.]). Такое утешение доставляла им Вера Христова, которую они проповедовали.

Потому что, кто часто занимается ее истинами и искренне убежден в них, кто привык применять их к различным обстоятельствам своей жизни и участи, тот в каждом несчастьи, неудаче и страданиях найдет в них обильный источник радостей.

Тогда

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн