добросовестно уважает право других, стремится всегда исполнить свой долг и тщательно избегает всякой неправды. Такое расположение и отношение есть основание добродетели, но еще не самая добродетель.
Справедливость к другим, при излишней строгости, может перейти в жестокость, и поэтому всегда должна быть соединена с мудрой снисходительностью. Мы должны в иных случаях делать более, чем сколько требует от нас долг, поступиться своими правами, подобно, например, царю, державшему отчет со своими рабами (Мат. 18:23[346 — Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими]). В жизни человеческой мы не всегда можем строго настаивать на своем праве, не погрешая против ближнего; но должны, при наших справедливых требованиях к другим людям, обращать внимание на их обстоятельства, на их отношения, — имеют ли они время и в состоянии ли выполнять наше требование?
Долг человеческий должен быть для нас святее нашего права; иначе мы поступаем не по-христиански. Так учил Иоанн Креститель (Лук. 3:11[347 — Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.]) и Иисус Христос (Мат. 5:42[348 — Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.]). Конечно, никто не имеет права требовать от нас части нашего имущества, но любовь, сострадание и милосердие должны побуждать нас оказывать помощь нуждающимся (Исаии 58:6–7[349 — Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.]). И как в наших поступках, так и в наших суждениях о других, мы должны быть не только справедливы, но и человеколюбивы. Тогда мы никому не сделаем неправды, никого не притесним жестокой строгостью, но кротость наша станет известна всем людям и будет содействовать их довольству и благу. О, если бы все мы так размышляли и поступали? Как счастливо мы жили бы тогда!
Напоминание об обетах крещения
“Немедленно крестился сам и все домашние его” (ст. 33).
Крещение темничного стража со всеми его домашними переносит нашу мысль к нашему собственному крещению.
Благодарение Богу, между нами нет некрещеных. Все мы, от великого до малого, просвещены светом веры и сделались членами Церкви Христовой.
Хотя при крещении мы были еще младенцами, однако ж мы дали весьма важные обеты, которые остаются обязательными для нас до самой смерти.
1. Какие это обеты?
а) Мы дали обет веρы. Иисус Христос повелел ученикам своим учить и крестить во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мат. 28:19[350 — Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.]); и апостолы требовали от тех, которые желали быть христианами, чтобы они веровали в Иисуса Христа и принимали Его учение, как божественное (Деян. 8:12;[351 — Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.] 37;[352 — Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.] 19:5[353 — Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса.]).
Таким образом, кто крестился, тот вместе с этим дал обет твердо и неизменно веровать всему, чему учил Иисус Христос. Без такой веры мы не можем быть истинными христианами и надеяться на спасение.
Исповедание веры, произнесенное от нашего имени восприемниками, должно быть нашим собственным исповеданием.
В этой вере мы наставлены и обучены с детства.
Она должна служить для нас источником религиозных истин, добродетели и спасения.
б) Мы дали обет благочестивой жизни по вере. Крещение для иудеев и язычников было образом внутреннего очищения от прежних пороков и заблуждений. Поэтому апостол Петр называет его “обещанием Богу доброй совести” (1 Пет. 3:21), так как мы обещались при крещении содержать нашу совесть в чистоте от всякого зла.
A апостол Павел называет его “банею возрождения и обновления Святым Духом” (Тит. 3:5), потому что просвещенные крещением рождаются вновь, делаются другими людьми, не похожими на прежних.
Крещение тот же апостол сравнивает со смертью и воскресением Иисуса Христа. Крестившийся должен совершенно умереть для всякого греха и начать новую, богоугодную жизнь.
Как жизнь Спасителя по воскресении была новой, совершеннейшей жизнью, так и христианин через крещение должен вступить в новую, совершеннейшую жизнь, посвященную Богу и добродетели.
Так мы обещались при крещении и от такого обета никто не может освободить нас. Он обязывает нас на всю жизнь содержать наше сердце в чистоте от всякого зла, неуклонно следовать Божьим заповедям и неослабно стремиться к уподоблению Иисусу Христу.
в) Мы дали обет сердечного братолюбия. Едино крещение, едина вера, едино упование соединяет всех христиан; потому что все они имеют единого Бога и Отца, единого Спасителя и Искупителя (Ефес. 4:5–6[354 — дин Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.]). Крещение уничтожает различие между иудеями и язычниками, делает христиан Божьими чадами, которые должны любить друг друга как братьев, подобно тому, как Христос возлюбил их.
Через крещение мы вступаем в теснейшее братское общение с теми, которые называются христианами. Как нам это общение дает право на их любовь, помощь и поддержку: так мы со своей стороны обязываемся любить их как братьев, знатны ли они или незнатны, богаты или бедны.
Какие выгоды для образования нашего ума и для достижения нашего спасения мы обрели в христианском обществе, в которое вступили через крещение! Как поэтому велика наша обязанность любить тех, которые соединены с нами единым крещением, и содействовать их благу и счастью!
2. Как воспоминание об этих обетах может быть спасительно и благодетельно для нас?
а) Если оно возбуждает и оживляет в нас сознание высокого достоинства и счастья, к которому мы призваны Богом во Христе Иисусе. Обеты, данные нами при крещении, касаются не внешних наших отношений, не удовлетворения телесных потребностей, но духовной нашей природы. Мы не в состоянии были бы принять на себя этих обетов, если бы Бог не дал нам способности к познанию религиозных истин, к стремлению к добродетели.
От исполнения таких обетов зависит наше достоинство и спасение.
Потому что если мы пребываем тверды в вере в Иисуса Христа, не служим греху, но умираем для греха и живем Богу, то мы уподобляемся Иисусу Христу и через Heгo становимся причастниками вечного блаженства.
Поэтому, будем часто воспоминать о нашем крещении и о данных нами обетах веры, добродетели и человеколюбия, дабы постоянно оживлять в себе сознание достоинства и счастья, к которому Бог призвал нас. Поистине через крещение мы сделались чадами Божиими и наследниками вечного блаженства (Гал. 3:26;[355 — Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса.] Рим. 8:14[356 — Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.]).
Однако у многих христиан такое сознание вовсе не пробуждено.
б) Если мы пользуемся им для самоиспытания. Хотя мы сами при крещении не могли еще понимать, какие великие обеты налагает на нас таинство крещения, однако впоследствии, в более зрелых годах, мы научились знать о них из наставлений наших родителей и учителей.
Но все ли мы остаемся верными тому, чему нас учили? Все ли сдержали то, что обещали при Святом крещении?
Победила ли наша вера все нападения мира и явила ли над нами свою божественную силу? Стремились ли мы усердно к возрастанию в познании Бога и Иисуса Христа?
Мы должны, к сожалению, сознаться, что легкомыслие, опрометчивость, страсть часто приводили нас к нарушению обетов крещения. Посему испытаем серьезно самих себя, стремились ли мы добросовестно к очищению нашего сердца от всякого зла, к исправлению наших мыслей и поступков? Было ли у нас, по крайней мере, желание быть “мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе?” (Рим.6:11).
в) Если оно побуждает нас к добросовестному исполнению обетов, дабы мы сделались достойными блаженства, обещанного нам в крещении. Это блаженство состоит в участии в благах, которым причастны все истинные христиане в этой и будущей жизни. Но мы можем достигнуть этого блаженства только тогда, когда соблюдаем Божьи заповеди (Мат. 28:20[357 — уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.]) и ходим в новой жизни.
Потому что уже в этом скрывается великое блаженство, которое будет тем чище, выше и совершеннее, чем более мы исполняем обеты веры и святой жизни.
Пусть таким образом с каждым воспоминанием о наших обетах крещения соединяется надежда на участие в великих и нетленных благах и благодеяниях, обещанных нам Спасителем, и побуждает нас к обновлению нашего ума и жизни силой Духа Божьего (Рим. 6:4[358 — Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.] и др.)
Какая вера ведет к спасению и какое спасение доставляет вера?
“Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой” (ст. 31).
На вопрос стража, пробужденного Божьей благодатью от греховной беспечности: “что мне делать, чтобы спастись?” (ст. 30), апостолы отвечали: “веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься.”
Вера и спасение так тесно соединены между собой, что одно без другого быть не может. Где есть вера, там непременно и спасение и где спасение, там непременно и вера. Но
1) Вера, доставляющая спасение.
2) Спасение, доставляемое верой.
Образцы церковной проповеди
Слово в Неделю о Слепом.[359 — Бажанов В., протопр. Слова и речи (58 г.) стр. 111–122:]
“Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, Он или родители его, что родился слепым?”
(Иоан. 9:2).
Так вопрошали Господа ученики Его при виде слепого от рождения! Так думали изъяснить судьбу сего несчастного, почитая ее праведным Божьим наказанием за грехи, или его собственные, или его родителей! Но не так изъяснил им ее Божественный Учитель их — Сердцеведец: “не согрешил ни он, ни родители его,” сказал Он им в ответ, “но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.”
Сколь утешительны сии слова Господа для несчастных братьев наших, которым в этой временной жизни, при всем неукоризненном поведении их, суждено проводить дни свои в нищете и неизвестности, и даже нередко пить горькую чашу страданий, — и вместе сколь поучительны для любимцев счастья, которые нередко, до любимой склонности судить и осуждать других, вместо того, чтобы своим состраданием и помощью облегчить участь несчастных, несправедливыми и жестокими своими суждениями о причинах несчастного состояния их, повергают их в большое уныние.
“Утешительны,” ибо правильное уразумение их показывает нам, что несчастья, которых не