Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

на Его защиту! С каким упованием мы можем умолять Его об этой защите!

2. Как награду и прославление Иисуса Христа.

Если мы посмотрим на жизнь и дела Спасителя до Его смерти, на Его святые намерения и поступки, и сравним их с той участью, какую Он имел на земле, то мы не находим тут никакого следа праведного мздовоздаяния. Он, величайший Благодетель человечества, был вменен с преступниками и должен был кончить жизнь, посвященную Богу и добродетели, на кресте. Если бы Он остался во гробе, то большая часть Его современников всегда считала бы Его заслуживающим смерти. Но Бог даровал правому делу победу, воскресил Иисуса Христа из мертвых и посадил одесную Себя на небесах. (Еф.1:20[47 — которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах.]) Победа над смертью была таким образом наградою и прославлением Иисуса Христа. Теперь невинность Его и добродетель были признаны и Его заслуги прославлены миллионами людей, которые почитали и почитают Его, как своего Спасителя.

С радостью и неустрашимостью идут теперь Его апостолы во весь мир, чтобы возвещать во имя Его покаяние и отпущение грехов всем людям. Как Он прославлял Отца, так и Отец теперь прославил Его и “дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних” (Филип. 2:9).

3. Как надежду всех скорбящих.

Страшная участь, постигшая Божественного Учителя, поразила глубокой скорбью сердца Его друзей и учеников. Они думали, что он навсегда отнят у них, и отложили всякую надежду, потеряли всякий дух на распространение Его учения.

Но в воскресении Спасителя из гроба они увидели торжество истины и оживились новой надеждой, что всемогущий Бог все сделает для продолжения дела, за которое Иисус Христос принес себя в жертву, что Он не оставит их, но, по обетованию их Божественного Учителя, даст им Святого Духа для распространения Евангелия.

Но не для одних только апостолов воскресение Иисуса Христа было источником надежды. В этом событии, которое мы ныне празднуем, заключается также надежда и для всех скорбящих.

Если вы приходите в отчаяние при виде торжества заблуждения над истиной, угнетения невинности и добродетели, если вас беспокоит участь религии и человечества — то подумайте о победе, какой достигла добродетель над пороком, вера над неверием в воскресении Господа, и вы никогда не станете сомневаться в успехе добра, в благе человечества, а с упованием будете взирать на Бога, Который охраняет всякое добро и дарует в свое время победу делу.

Вы успокоитесь, если невинно страдаете, если вас гонят, преследуют; во всех скорбях и бедствиях вы будете утешаться надеждой, что Бог поможет вам и защитит вас (Пс. 61:2–3;[48 — Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.] 6–7[49 — Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя. Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.]).

4. Как радость всех благочестивых.

Злобная радость наполняла сердца врагов Иисуса Христа, когда они вознесли Его на крест. Они воображали, что уважение ненавистного для них Учителя навсегда уничтожено. Но когда дошла до них весть о воскресении Распятого, тогда тоска и злость овладели их сердцем; угрызения и упреки совести не давали им покоя.

Напротив, величайшую радость доставила эта победа доброго дела всем благочестивым почитателям Иисуса Христа, которые принимали самое искреннее участие в Его страданиях и благе человечества. Поистине, эта победа составляла радость благочестивых во все времена, где только были люди, находившие для себя в воскресении Господа величайшее утешение и успокоение.

Кто и из нас ныне не радуется этой победе? Что было бы с нашей надеждой на вечную жизнь? Как слаба была бы наша вера в бессмертие? Как непрочно было бы наше убеждение в достоинстве добродетели, если бы мы ныне, при праздновании воскресения Господа, не чувствовали, что эта надежда, эта вера, это убеждение побеждает всякое сомнение?

Пусть же радуется в эти дни каждый друг истины, религии и добродетели, — каждый, кто невинно терпит тяжелую участь на земле, кто близко стоит уже ко гробу.

Благо всем тем, которые принимают участие в этой победе и находят в ней силу, поощрение, утешение и надежду! Мы можем ныне с радостью воспевать: “поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом” (1 Кор. 15:54–57)!

Значение воскресения Иисуса Христа для христианской веры

“Которым и явил Себя живым, по страдании Своем” ст. 3.

Все события в жизни Господа нашего Иисуса Христа имеют величайшее значение для основанной Им веры.

Самым замечательным из них было воскресение из гроба. Оно в высшей степени важно для Христианства.

1. Посредством воскресения Иисуса Христа подтвердилась божественность Его религии.

Иисус Христос проповедовал свою религию, как божественное учение, и в подтверждение этого ссылался, частью на содержание и свойства этой самой религии (Иоан. 7:16–17;[50 — Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.] 6:35[51 — Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда] “Я есмь хлеб жизни”), частью на свои дела и чудеса.

“Дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня” (Иоан. 5:36[52 — Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.]). Его необычайная святость и благочестие достаточно свидетельствовали об истине и превосходстве проповедуемой Им религии. Во всех своих поступках Он являл благороднейшие и человеколюбивейшие намерения, к исполнению которых Он стремился всю жизнь.

Эти доказательства и свидетельства возбуждали веру к Его религии у многих из Его современников. Особенно ученики предались Ему с любовью и считали Его за посланного от Бога пророка и обетованного Мессию.

Но они еще твердо держались мысли о земном Мессии. Другие иудеи, удивлявшиеся Его делам, увидев Его ужасную смерть, сомневались даже в Его невинности и благочестии: как они могли принять Его религию за божественное учение?

Для рассеяния их сомнений, для укрепления их веры в Иисуса Христа, необходимо было, чтобы невинность Его была оправдана, Его величайшее божественное достоинство засвидетельствовано, Его религия была доказана, как Божье дело. Это должно было совершиться таким способом, который уничтожал бы всякие возражения со стороны самих неверующих и колеблющихся. И таким деянием стало воскресение Господа из мертвых.

Событием воскресения торжественно засвидетельствована божественность христианской веры, устраняющая всякое сомнение.

Потому, что кто верует в Воскресшего Господа, кто усматривает в событии воскресения знамение всемогущества, и мудрости Божьей, тот не может не веровать в учение Иисуса Христа и не принимать всех Его предписаний и обетований за Божественные.

2. Воскресение Иисуса Христа содействовало благотворному влиянию Его религии на улучшение и исправление людей.

Намерения Иисуса Христа во всем, что Он делал, чему учил и что установил, были в высшей степени благодетельны. Все было Им направлено к спасению людей от невежества и суеверий, греха и порока, к их образованию и исправлению. Чтобы эта цель достигалась людьми, для этого они должны были не только принять Его религию, но и следовать ей. Они должны были возложить на Него безграничное упование, считать непреложными все Его обетования, ожидать от Него всякой помощи для своего спасения, черпать в ней поощрение к добру, успокоение, утешение и надежду.

Такое отношение к Иисусу Христу и такая готовность следовать Ему на пути к добродетели и спасению произошли у Его исповедников преимущественно через Его воскресение из мертвых.

Так как кто не почувствует влечения следовать Тому, Который самого себя принес в жертву за истину и добродетель, умер для спасения человеков, но Которого Бог воскресил из мертвых? Кто не останется верен долгу и добродетели и не принесет с радостью ради их всякой жертвы, если он через воскресение Господа уверился в своей надежде на будущую жизнь и на будущее блаженство?

Сколько тысяч христиан, от первых времен до наших дней, почерпнули из этого события мужество и силу, чтобы остаться верными своему исповеданию и призванию? Сколь многим оно послужило источником утешения и успокоения в скорбях и страданиях жизни? Сколь многие укрепились верой в воскресшего Господа, преодолели ужас смерти и гроба?

1. Воскресение Иисуса Христа способствовало распространению христианства.

Со смертью Спасителя ученики Его были боязливы и нерешительны в своих поступках, неуверенны и колеблющиеся в том, нужно ли и что нужно было им делать для распространения христианства. После того, как их Учитель кончил жизнь свою на кресте, у них не стало духу говорить и действовать в пользу дела своего Учителя.

Но какую перемену почувствовали они в ту минуту, когда Господь убедил их в своем воскресении! Как крепка сделалась теперь их вера в Него! Как возросло их мужество и решимость принести в жертву все за Его дело! С какой радостью теперь они возвещали Его религию и прославляли Бога, удостоившего их пострадать за имя Христово!

Проповедь о распятом и воскресшем Господе всюду проникала между иудеями и язычниками, и число исповедников Христовых быстро умножалось с каждым днем. Чем меньше в господствовавших тогда религиях содержалось высокое и утешительное учение о бессмертии и будущей жизни, тем желательнее должно было быть для людей Христианство, потому что Основатель его своим воскресением дал несомненное ручательство для надежды на будущую жизнь.

Возблагодарим всеблагого и всемогущего Бога, что Он в эти торжественные дни, через напоминание о воскресшем Спасителе, успокоил наш дух и сердце и укрепил нас упованием вечной жизни. Пусть эта надежда служит для нас непрестанно источником ободрения и утешения, пока мы окончим наше земное поприще и возрадуемся вечно нашему собственному воскресению!

Когда мы особенно нуждаемся, чтобы был с нами воскресший Христос? (ст. 3)

1. Когда постигают нас тяжкие страдания.

а) Спаситель был беден, не имел где преклонить главу, терпел величайшие скорби, гонения, преследования. Но Его страдания были необходимы; столь же необходимы должны быть и наши страдания, иначе Отец небесный не посылал бы нам их.

Пасха для Спасителя была тем радостнее, чем более Он страдал.

Без Спасителя постигающие нас страдания необъяснимы для нас; они наполняют горечью и скорбью сердца наши, потому что без Него мы не знаем, для чего служат страдания. Но со Спасителем мы знаем причину их и утешаемся в них.

б) За голгофскими страданиями последовало славное воскресение. Господь не остался на кресте и

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн