Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

(70 г.), 107–111.

Дьяченко Г.Ежедневные поучения (97 г.), 60–73.

Лядский Α.,свящ. Поучения (70 г.), 129.

Неделя Святых Отцов

I. Евангельское чтение. Зачало (56): Евангелие от Иоанна: 17:1-13

1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения

В евангельском чтении недели святых отцов первого вселенского собора изображается первосвященническая молитва Иисуса Христа к Богу Отцу.

1. Он молится о своем прославлении (ст. 1–5);

а) потому что для этого “пришел час,” настало время страданий и смерти за грехи рода человеческого (ст. 1);

б) потому что через прославление Сына, приносящего себя в жертву за грехи людей, прославляется Отец, так как прοславление Бога Отца в том и состоит, чтобы все люди получили вечную жизнь, a дарование этой жизни принадлежит Сыну (ст. 2–3);

в) потому что все, что необходимо было сделать для славы Отца на земле, уже сделано (ст. 4), ныне остается прославить Сына по человечеству той же славой, какую Он от вечности имел у Отца, как Бог (ст. 5).

2. Он молится о своих учениках (ст. 6-10).

А. Почему?

а) Потому что они сохранили учение, которое возвещал им Иисус Христос, узнали и уверовали, что все дело искупления исходит от Бога Отца, и что сам Искупитель послан Отцом (ст. 6–8);

б) потому что они, как ученики посланного Богом, принадлежат уже Богу, и прославили Мессию, исповедав Его Сыном Божьим (ст. 9-10);

в) потому что Иисус Христос теперь не может уже, видимо, быть сам с ними, чтобы наставлять их (ст. 11).

Б. О чем?

а) Чтобы Бог сохранил их в единомыслии веры и любви (ст. 11);

б) чтобы ограждал их от всех соблазнов и нападений мира, как Он сам ограждал их, живя о ними на земле (ст. 12) и

в) чтобы предстоящая разлука их с Иисусом Христом не опечалила их, но исполнила сердца их радостью и уверенностью в особенном к ним Божьем благоволении (ст. 13).

Частные темы, почерпаемые проповедником из дневного зачала, могут быть следующие:

Ст. 1 — “где и как мы должны искать себе истинной славы?”

Ст. 3 — “вечное спасение состоит в познании истинного Бога и Его Сына Иисуса Христа.”

Ст. 4 — “о прοславлении Бога нашими делами.”

Ст. 7–8 — “учение Христово есть истинное, божественное учение.”

Ст. 9 — “истинно верующие христиане принадлежат Богу.”

Ст. 11 — “о единомыслии веры и любви между христианами,” или наоборот: “ссоры и вражда непристойны христианам.”

Ст. 13 — “радость веры, наполняющая сердце христиан” и т. п.

Все наши дела и предприятия должны быть совершаемы с мыслью о Боге и для славы Божьей

“Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить” (ст. 4).

Вся земная жизнь Иисуса Христа, от Вифлеема до Голгофы, была посвящена прославлению Отца Небесного. Все, что Он делал, чему учил и что терпел, — все совершал с мыслью о Боге и во славу Божью. Поэтому и все Его дела увенчались полным успехом. Приближаясь к концу своей земной жизни, Он мог с полным убеждением молиться Отцу небесному: “Я прославил Тебя на земле, совершил дело.”

Спаситель — наш образец во всем: последуем Ему!

Все наши дела и предприятия должны быть совершаемы с мыслью о Боге и для славы Божьей.

1. Как это нужно понимать?

а) Во всем, что мы делаем и предпринимаем, мысль о Боге должна быть господствующей в нашей душе перед всеми другими мыслями.

Эта мысль должна быть светом, озаряющим наш ум к познанию и избранию лучшего дела — силой, побуждающей к сообразной с долгом деятельности, — источником надежды и мужества, если мы вынуждены бываем бороться с препятствиями, трудностями, опасностями и страданиями.

Тогда мысль эта будет наполнять нас при всех наших делах благоговением к всеведущему и всеправедному Богу, любовью к Его закону, упованием на Его помощь и благословение.

б) Но не представляйте себе, что ваша душа, кроме этой мысли, не должна заниматься ничем другим, не должна заботиться об обязанностях звания и прочих потребностях жизни.

He думайте, что вы должны только молиться, упражняться только в богомыслии и совершенно оставить всякие нужды земные.

Нет, мысль о Боге должна быть только присущей вашему сердцу и, при всех ваших трудах и занятиях, постоянно напоминать вам о всеведущем и всемогущем Боге. Она должна обитать в вас, как дух — хранитель, оберегающий вас от всякого зла и направляющий на путь долга и добродетели.

Особенно когда приходят тяжкие минуты, когда предпринимаете что-либо великое, когда, искушения вынуждают вас на борьбу, — особенно тогда мысль о Боге со всей силой должна предстать перед вами и возвышать душу к пламенной молитве, к исполнению вашего долга, к препобеждению зла, к твердому упованию на Бога.

Поэтому каждый, при употреблении полученных от Бога даров, сил и преимуществ, должен помышлять о предстоящем некогда ему отчете; каждый, имеющий какую-либо должность, должен исполнять ее обязанности согласно с Божьей волей и для прославления Бога.

Так поступал Господь наш Иисус Христос. Все свои дела Он совершал во славу Божью. В продолжение всей земной жизни Им постоянно руководила мысль о Боге, исполнение воли которого было Его пищей и питьем.

2. Почему нужно так поступать?

а) Мы зависим от Бога. Блага, преимущества и силы, которыми мы обладаем, — не наши, a Божьи. Бог дает нам и способность к совершению наших дел и предприятий. Если мы почитаем Бога, как нашего Творца и Промыслителя, то мы не можем не признать нашей зависимости от Heгo, поэтому не должны делать и наших дел без мысли о Нем.

Кто из людей осмелится хвалиться каким-либо делом, как вполне его собственным? Конечно, понятливость и сила, с какими ты действуешь, могут быть твои. Воля и намерение, определяющие тебя к действию, также твои. Но далее оно уже не в твоей власти. Следствия и успех каждого дела — в руке Божьей. Бог управляет там, куда наша сила не простирается. Он устраивает обстоятельства, события, судьбу. Он указывает средства и случаи, дает способность ко всякому доброму делу. He поступим ли мы таким образом безумно, если предприимем что-либо без Heгo?

Нет, мысль о Нем должна руководить нами во всех путях наших; с молитвой к Нему и с упованием на Его помощь и благословение должны начинаться и заканчиваться все наши дела и предприятия.

б) Мы лучше заботимся тогда об исполнении наших обязанностей. Обязанности нашего звания мы должны постоянно исполнять, согласно с волей Божьей. Воля Божья для нас — закон. Чтобы нам всегда быть готовыми к повиновению этому закону, мы должны иметь непрестанно перед глазами и в сердце Бога, возвышать наши мысли к Нему. Будет ли человек легкомысленный, или никогда не думающий о Боге, думать, как следует, о своих обязанностях?

Будет ли человек земнолюбивый, честолюбивый и корыстолюбивый, поступающий только по своим пожеланиям и страстям, делать так, как внушает ему долг?

Нет, только тот, кто привык делать все с мыслью о Боге, — всегда склонен повиноваться внушениям долга; ему не трудно отвергнуться себя, овладеть своими пожеланиями, поступать с обдуманностью и рассудительностью. Он не падает духом, если он вынужден бывает при выполнении своих обязанностей бороться с затруднениями и препятствиями. Потому что мысль о Боге, упование на Его помощь ободряет и укрепляет его во всем.

Но так как эта мысль господствует в его душе и освещает все прочие мысли, чувства и расположения: то и все его намерения и стремления чисты и свободны от самолюбия и корыстолюбия.

Таким образом, если наши дела делаются с мыслью о Боге, то мы исполняем наши обязанности из любви к добру, из благоговения к Богу, из уважения к Его святой воле. Это дает нашим поступкам истинное достоинство.

в) Мы заботимся тогда лучше и о нашем собственном довольстве, равно как и о благе других людей. Наше довольство зависит от удачи наших предприятий, трудов и дел, от внутреннего сознания наших добрых намерений. Можем ли мы лучше заботиться о нашем довольстве, чем если поступаем так, чтобы все наши дела совершались с мыслью о Боге? Тогда мы не рассчитываем только на наш разум, не полагаемся только на наши силы и никогда не ожидаем с уверенностью удачи предприятий; но предоставляем наш успех во всем Владыке и Господу, Который ничего не желает, кроме нашего блага.

При таком образе мыслей мы редко будем скорбеть о наших неудавшихся желаниях и надеждах и высказывать недовольство нашими обстоятельствами.

Тогда наши дела будут также и общеполезными, направленными к благу других людей. Поистине мы должны служить друг другу тем даром, какой кто получил. Но кто добросовестнее станет заботиться о благе других, как не тот, кто постоянно проникнут мыслью о Боге, стремится исполнять волю Его, споспешествовать всякому добру, и из любви к Нему, любит людей и старается осчастливить их?

Итак будем все наши дела совершать с Богом! Мысль о Нем, любовь к Нему, упование на Heгo, пусть проникает и оживляет нашу душу, дабы мы ничего другого не желали делать, как только то, что Он заповедует, и дабы нам можно было, при конце жизни, подобно Спасителю, сказать: “аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси мне да сотворю.”

Обязанность

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн