Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

христиан всецело посвящать себя Богу

“Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить (ст. 4–8).

В своей молитве к Богу Отцу, Иисус Христос только и говорит о том, как Он заботился о славе Отца небесного: “Я прославил Тебя на земле… открыл имя Твое человекам… слова, которые Ты дал Мне, Я передал им.”

Вся земная жизнь Иисуса Христа, от первых дней до последних, была всецело посвящена Богу. He такова ли должна быть и жизнь тех, которые называются христианами, последователями Христа? (Рим. 12:1).

1. Чего требует от нас эта обязанность?

a) He того, чтобы мы ничем другим не занимались, как только Богомыслием, ежедневным хождением в церковь и постоянными молитвами. Конечно, были и есть люди, которые всю жизнь только и проводят в таких занятиях: но эти люди — не от мира сего. Они дали особый обет Богу и буквально посвятили себя на служение Ему одному, и ничему другому. Но от нас, мирян, Бог этого не требует. Для нас, живущих в мире и озабоченных многоразличными обязанностями, это было бы и невозможно.

б) He того, чтобы мы совершенно отказались от всяких земных попечений. Конечно, слово Божье заповедует нам не сообразоваться с миром, но оно не запрещает нам разумного и правильного пользования земными вещами и занятия земными делами.

Кто может считать грехом, если мы находим удовольствие в предметах, которые создал Творец для нашей радости и для споспешествования нашему благополучию, занимаемся ими, стремимся к приобретению их законными средствами; — если мы печемся о делах нашего звания, принимаем участие в мирских нуждах и заботах наших сограждан, посвящаем им наше время, силы и деятельность?

Но было бы достойно порицания, если бы мы из любостяжания, честолюбия и привязанности к миру поставляли заботу о земном самым главным делом.

Таким образом обязанность всецело посвящать себя Богу не требует от нас ни полного удаления от мира, ни совершенного отречения от земных забот.

в) Но того, чтобы мы свою жизнь и деятельность посвящали Богу, направляли по воле Божьей. Бог — наш верховный Владыка и Отец, которому мы обязаны благоговением, любовью и упованием.

Его волязакон, — святой закон, потому что он свят; совершенный закон, потому что он ведет нас к совершенству.

Он предлагает только то, что для нас и всех людей благотворно и спасительно.

Кто посвящает себя Богу, подчиняется вполне Его божественной воле; тот старается свои расположения и поступки, свою жизнь и деятельность привести в согласие с законом Божьим.

Он не сообразуется с миром, не поступает по его наклонностям и пожеланиям, не преследует самолюбивых намерений и целей; но употребляет свое время и силы на совершение добра, на исполнение своего долга, на достижение Божьих целей, содействуя распространению истины и добродетели между людьми.

Вот живая, святая, благородная жертва Богу, разумное служение Богу, которое мы должны посвящать Ему!

В таком служении Богу мы должны проводить всю нашу жизнь (Лук. 1:74–75[371 — небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.]).

В каждом возрасте и положении, при всех обстоятельствах, счастливых и несчастных, мы, проникаясь благоговением и любовью к Нему, не должны хотеть ничего другого, кроме того, что благоугодно Ему. Все наши познания, способности, блага и преимущества в нашем звании и во всех обязательствах с людьми мы должны обращать так, чтобы достигалась цель Божья.

Жить в теснейшем единомыслии с Ним, прославлять Его имя, содействовать правильному познанию Его дел, свойств и путей — должно быть нашей величайшей радостью.

Так посвятил себя Иисус Христос Богу, Отцу своему небесному. Так и апостолы.

2. Как хорошо, если мы исполняем эти требования.

а) Тогда мы уверены, что не погрешаем против нашего назначения. Опыт показывает, что многие люди ошибаются относительно своего назначения, указываемого верой и разумом.

Мы не говорим о тех легкомысленных и порочных людях, которые вовсе не спрашивают о Боге, презирают Его заповеди и посвящают свою жизнь на служение греху. Они тем все более и более уклоняются от своего назначения, чем дальше продолжают коснеть в такой жизни.

Но есть очень много людей, с образованным разумом, с богатым запасом знаний и опыта, отличающихся способностями и деятельностью в своем звании, честностью и справедливостью в поступках, усердным участием в общественном богослужении, которые однако не имеют перед глазами никакой другой цели, как только достижения чести и почета, благосостояния и имущества, и приятных, по возможности, удовольствий жизни.

Они служат миру, преследуют преходящие цели и не могут достигнуть своего назначения.

Но если мы всецело посвящаем себя Богу, тогда мы не можем ошибаться относительно нашего назначения.

Тогда мы направляем нашу жизнь и деятельность не по обычаям мира, a пo требованиям закона Божьего.

He достаточно для нас исполнять обязанности легчайшие, от которых мы получаем земные выгоды, честь и благосостояние.

Нет, мы должны достигать Божьего благоволения. Мы должны желать не вида добра, a самого добра, не внешнего лоска нравственной выдержанности, но внутреннего достоинства, совершенства чистого сердца и добродетельной жизни.

Если это желание составляет нашу цель, к которой мы упорно стремимся, то нас не устрашат никакие труды и жертвы ради добра.

б) Посредством этого мы сделаемся полезнее для мира. Все мы, как христиане, составляем члены единого тела, связанные между собой самым тесным союзом, и должны употреблять наши блага, преимущества, силы и способности не только для нашей пользы, но и для блага других людей.

Кто же будет способнее и усерднее к такой общеполезной деятельности, как не тот, кто посвятил себя Богу? Он желает добра не потому, что оно доставляет ему выгоды, a потому что оно само по себе добро и полезно для всех людей.

Он посвящает себя служению Богу и хочет быть в деснице Всемогущего орудием к осчастливлению людей.

Его пищатворить Божью волю и выполнять ее благие цели.

С каким усердием и любовью он будет пользоваться каждым случаем, чтобы спасать людей от всякого рода несчастий и оказывать телесную и духовную помощь (1 Кор. 13:6;[372 — не радуется неправде, а сорадуется истине;] Гал. 5:15[373 — Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.])!

Как благотворна будет его жизнь и деятельность для мира!

A какую радость и блаженство он найдет в этом для себя самого!

в) Кто всецело посвящает себя Богу, тот наилучшим образом печется о своем собственном счастьи и довольстве. Конечно, недостатка в радостях не имеют и те, которые посвящают себя служению мира.

Но эти радости скоропреходящи и не могут совершенно удовлетворить духа и сердца.

Но если вы посвящаете себя Богу, всецело предаетесь Его служению, тогда дух ваш находит случай и поощрение к большему и большему обогащению себя истинными знаниями. Сознавая свое достоинство, возвышаясь над видимым, размышляя о Боге, вы доставляете себе приятное удовлетворение. Ваше сердце вкушает мир, какого мир не может дать (Иоан. 14:27[374 — Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.]). Оно проникнуто ощущением божественной любви и милосердия и довольно в каждом состоянии и участи.

Что счастливее жизни, проводимой в теснейшем единении с Богом?

Как обилен радостями и как богат надеждами дух, принесший себя в жертву Богу?

Перед ним раскрывается будущность, где Бог еще ощутительнее явит ему свое величие, благость и любовь — где тому, кто всецело посвятил себя Богу, уготовляется величайшее блаженство.

Истинное послушание Богу

Из нынешнего евангелия мы усматриваем, как Господь наш Иисус Христос “быв послушным даже до смерти” (Филип. 2:8). По воле Отца небесного Он сошел с неба и оставил славу, “которую Я имел у Тебя прежде бытия мира” (ст. 5); совершил дело, “которое Ты (Отец) поручил Мне” (ст. 4); “открыл имя Твое человекам” (ст. 6, 8), и наконец, когда “пришел час” крестных страданий и смерти, Он не отказывается от креста и Голгофы, a “возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час” и т. д. Иисус Христос — наш образец во всем: последуем Ему!

Человеку не дозволено действовать и поступать по своему произволу. Уже внутренний закон говорит ему: делай это и оставь то. Это — закон Божий. Бог есть высочайший и святейший Законодатель и Судья всех разумных существ, которому мы обязаны послушанием (Втор. 11:1;[375 — так люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его и законы Его и заповеди Его во все дни.] Прит. 12:13[376 — Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.]). Это знают хорошо все, верующие в Бога. Но они стараются или совершенно ослабить обязанность послушания Богу, или повинуются Ему не так, как нужно и как Он требует для нашего же блага.

1) Свойства Его.

Послушным Богу называется тот, кто постоянно делает то, что заповедует Бог, подчиняется Его воле и содействует Его целям. Это послушание к Богу:

а) Οхοтноe и радостное. Иисус Христос “совершил дело, которое … поручил” Ему Отец, не по принуждению, не с негодованием, но из любви к Нему и с полной охотой и радостью. Исполнение Божьей воли было Его пищей и питьем. В ком “те же чувствования, какие и во Христе Иисусе” (Фил. 2:5), тот убежден, что Бог, всеблагой Отец, ничего другого не хочет и ничего другого не заповедал людям в своем законе, как только то, что во всякое время для них спасительно, полезно и служит к их истинному благополучию. Это убеждение побуждает его беспрекословно исполнять волю Божью. Он повинуется ей не из принуждения и не с рабским страхом; он не ропщет, не раздражается, если ему бывает трудно исполнять Божьи повеления.

Он любит Бога, как своего Отца, благоговеет перед Ним, как перед всеправедным и всесвятым, a любовь, благоговение и благодарность служат источником его добровольного послушания и постоянным побуждением к тому (Мат. 21:28–31;[377 — А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,] Псал. 118:16,[378 — Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего.] 46–47[379 — буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь; буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил;]).

Эта охотность и радость придает послушанию истинное достоинство перед Богом.

Пусть испытает себя каждый, с охотой ли он доныне повиновался

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн