заповедям Божиим.
Мы должны отречься всякого самолюбия и самомнения, преодолеть в себе беспечность, раздражительность и недоверие к Богу, дабы охотно и с радостью могли исполнять Его повеления.
б) Но это послушание есть также и всеобщее, подчиняющееся всем Божьим заповедям и удовлетворяющее всем обязанностям. Какой обязанности не исполнил Иисус Христос, какой заповеди своего Отца не повиновался? Как Он, будучи отроком, повиновался своим родителям (Лук. 2:51[380 — И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.]): так Он постоянно повиновался Богу. Если мы желаем уподобляться Ему, то будем более и более уразумевать, что есть Божья воля, — будем внимательны, осмотрительны, осторожны, чтобы по неведению, легкомыслию и опрометчивости не преступать Божьих заповедей, не нарушать важных обязанностей. Мы должны исполнять не легчайшие только, но и труднейшие обязанности, не делая никакого исключения из закона Божьего.
Сердце добродетельного не может быть разделено между любовью к Богу и Его закону и влечением ко греху. Как добродетельное расположение только одно, так существует и одна только добродетель, которая состоит в добросовестном исполнении всех Божьих заповедей. Поэтому слово Божье заповедует: “прилагая к сему все старание … покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в в рассудительности воздержание” и т. д. (2 Пет. 1:5–8[381 — то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.]). “Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем” (Иак. 2:10). Мы сознаем и исповедуем нашу немощь и бессилие (Рим. 7:18–23[382 — Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.]). Но однако ж мы с усилием и усердием должны стремиться к тому, чтобы не погрешить даже в самом малом. К этому да поощряет нас пример Иисуса Христа и да даст Он нам силы к соблюдению велений Господа на всех путях жизни.
в) Истинное послушание Богу есть также верное и постоянное. Иисус Христос был послушлив Богу даже до крестной смерти. Ни надежда на радости жизни и земное счастье, ни страх перед страданиями не могли поколебать Его верности Богу. Постоянно повиновался Он Его воле и совершал дело, Ему порученное.
Таково должно быть и наше послушание Богу: охотное при всех обстоятельствах, решительное при всех затруднениях и препятствиях.
Кто хочет повиноваться Богу, тот посвящает Ему все свои силы и деятельность, и обращает “члены ваши Богу в орудия праведности” (Рим. 6:13).
Так как его убеждение в том, что праведно и благочестно перед Богом, не изменяется, то не изменяется и его послушание закону Божьему. Этот закон служит правилом и руководством для всей его жизни.
И если мир прельщает его своими удовольствиями и хочет отвлечь его от пути Божьего; если собственные похоти соблазняют его к нарушению Божьей воли, он остается верен Богу. Он боится не людей, угрожающих ему, но Бога, могущего ввергнуть тело и душу в геенну, — и остается несокрушимо — верен повиновению Богу.
Но кто соблюдает заповеди Всевышнего только в известные времена и при некоторых обстоятельствах, только из рабского страха или из надежды на предстоящую ему награду: того послушание Богу не может быть названо верным и постоянным.
2. Достоинство послушания.
а) Оно ведет к истинному совершенству. Об Иисусе Христе говорится: “хотя Он и Сын (Божий), однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного” (Евр. 5:8–9).
Стремление к совершенству должно иметь достойную, великую цель. Оно не состоит ни в добрых качествах ума и сердца, ни тем менее во внешних преимуществах, обладание которыми не дает человеку истинного достоинства.
Оно должно быть чем-то таким, что, если достигается человеком, доставляет ему высочайшие преимущества духа, возвышающие его над всеми земными тварями и остающиеся вечной его собственностью.
Но к такому совершенству не приводит ли послушание Богу? Оно поставило себе высочайшую цель — привести свою жизнь и деятельность в согласие с Божьей волей, содействовать святым целям Божьим и возвыситься до уподобления Иисусу Христу.
Хотя бы оно даже и не достигало этой цели, однако оно упражняет свой дух в познании истины и старается отложить такие заблуждения и предрассудки, которые препятствуют нравственному образованию. Оно стремится к правильному познанию самого себя, дабы остеречься самообольщения при выполнении воли Божией. Оно упражняется в самообладании и самоотвержении. Потому что кто может повиноваться Богу и оставаться рабом страсти и похотей? “Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте” (Фил. 4:8). Таким образом, нет ни одного столь верного пути к совершенству, как неуклонное и постоянное послушание Богу.
Но как далеким от этого совершенства остается тот, кто не повинуется Богу!
б) Оно ведет к миру с Богом и с самим собой. Мир Божий состоит в твердом и утешительном убеждении, что мы не должны ожидать от Бога ничего другого, кроме всякого добра; что он любит нас как Отец, милостив к нам и прощает грехи.
Только тот, кто повинуется Богу и охотно исполняет Его священную волю при всех обстоятельствах, достоин его милости и благодати. Посему говорит Писание: “мир мног любящим закон твой” (Псал. 118:165[383 — Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения.]).
Каким блаженством уже здесь наслаждается человек благочестивый, имеющий мир с Богом! При всех обстоятельствах он спокоен, не страшится никакой неудачи, переносит всякое горе с терпением и радуется любви и Божьей благодати.
Может ли у него недоставать при этом мира с собой? По истине “тако глаголет Господь: аще бы еси послушал заповедей моих, то был бы убо аки река мир твой, и правда твоя яко волна морская” (Исаии 48:18). Кто повинуется Богу, тот свободен от всяких упреков совести и находит прекраснейшую награду за свое послушание в невозмутимом спокойствии духа, в самоуважении и довольстве, в уважении и любви всех добрых людей.
И если даже он по увлечению или немощи преступает Божьи заповеди, он остается с миром, даруемым ему верой в благодать Божию о Христе Иисусе. Пусть другие люди, чувствующие себя счастливыми только при ободрении мира и при наслаждении чувственными радостями, презирают его и порицают. Он находит в самом себе и в мире с Богом истинное счастье в продолжение всей жизни (Втор. 10:13[384 — чтобы соблюдал заповеди Господа [Бога твоего] и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо.]).
в) Оно ведет к вечной славе и блаженству. Так как Иисус Христос “мирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени” (Фил. 2:8–9).
Какой славный венец ожидает нас, если и мы, подобно Иисусу Христу, остаемся послушными Богу до смерти!
Поступая всегда сообразно с волей Божией, очищая свое сердце от грехов и подвизаясь в добродетели, мы приготовляемся наилучшим образом к вечной жизни и делаемся достойными блаженства, обещанного Иисусом Христом своим истинным последователям. Мы тогда не обращаем никакого внимания, ни на потерю земных благ, ни на страдания, ни на саму смерть. Потому что “все” страдания временные ничего не значат в сравнении с будущей славой.
Но тем, которые “не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев.” (Рим. 2:8).
Как необходимо для христиан обогащаться религиозными познаниями
“Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа” (ст. 3).
Господь наш Иисус Христос свидетельствует в своей молитве к Богу Отцу, что жизнь вечная или вечное спасение состоит в познании единого истинного Бога и Его посланника — Иисуса Христа. Отсюда мы видим, как необходимо для нас это знание.
Но, к сожалению, надо сознаться, что между многими из христиан господствует великое невежество относительно предметов веры. Некоторые из них даже забыли те наставления, какие получили в школе. Другие довольствуются ничтожными знаниями, полученными в детстве, и не сознают никакой потребности к приумножению и расширению их.
Невежество в вере составляет бесчестие для христианина.
Даже человек, обладающий образованным умом и многими другими полезными знаниями, не может отрицать потребности в религиозных познаниях, потому что они составляют непременный долг каждого человека.
1. Христианские религиозные познания составляют потребность для каждого человека:
а) Для усовершенствования его ума. Ум человеческий познается по своим силам и свойствам. Он обладает способностью составлять себе понятия и представления о видимых предметах, судить об их свойствах, цели и пользе, различать истину от лжи. В каждом человеке замечается стремление к такому знанию, и чем более ум человеческий приближается к этому знанию, тем становится он совершеннее.
Но наши внешние чувства, часто ошибающиеся, возбуждают нередко ошибочные представления и в нашем уме.
Что знает наш разум сам по себе о Боге и божественных предметах?
В какие противоречивые предсказания он впадает относительно Высочайшего Существа? (Иоан. 1:18;[385 — Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.] 17:3[386 — Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.]).
Поэтому христианские познания составляют великую потребность для каждого человека. Вера Христова ясно поучает нас о Боге и Его свойствах, о мире и промышлении о нем.
Только посредством этих знаний потребность ума удовлетворяется и ему будет ясно то, что было мрачным и сомнительным. Его понятия расширятся и его убеждение, его вера укрепится.
б) Для познания своего назначения и добродетели и средств к достижению таковой. Нет сомнения, что об этом назначении говорит нам уже разум; он научает нас, что мы должны изучать и делать, как мыслить и жить, чтобы быть мудрыми, добродетельными и счастливыми.
Но большая часть людей не слушается таких внушений разума; они увлекаются силой чувственных пожеланий или страшатся лишений и страданий, какие должен претерпевать иногда человек добродетельный.
Поэтому надлежащие познания о содержании и цели веры