один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.]).
б) Напротив, где взаимная вражда и несогласие, там всякий беспорядок и нестроение. (Гал. 5:15;[392 — Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.] Иак. 3:16;[393 — ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.] Мат. 12:25[394 — Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.]).
Препятствия к братскому единению
“Чтобы они были едино, как и Мы” (ст. 11).
1. Незнание обязанностей, какие мы должны исполнять в отношении друг к другу.
2. Недостаток любви.
3. Сильные страсти: недоброжелательство, гнев, зависть и проч.
II. Апостольское чтение. Зачало (44): Деяния Святых Апостолов 20:16–18; 28–36
16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами.
….
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать.”
36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.
Практический очерк содержания рядового чтения
В апостольском чтении недели Святых Отцов изображается пастырская бдительность святого апостола Павла. Апостол Павел, проходя с евангельской проповедью по различным местам, прибыл, наконец, в малоазийский город Милит, который находился недалеко от Ефеса.
Так как он спешил, если получится, быть в Иерусалиме в день Пятидесятницы, то он заблагорассудил пройти мимо Ефеса, потому что, если бы он зашел туда, то вынужден был бы, уступая просьбе верующих, остаться там на долгое время (ст. 16). Когда таким образом ревность апостольская влекла его в Иерусалим, чтобы проповедывать перед лицом всего иудейского народа, собиравшегося со всех сторон к празднику Пятидесятницы, пастырская бдительность его не могла оставить без наставления и ефесских жителей. Как же он поступает? Он призвал к себе в Милит ефесских священников, и когда они пришли к нему, то между прочими наставлениями сказал им (ст. 17, 18): “внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею” (ст. 28). Пастыри церкви должны иметь сугубое внимание: одно — к самим себе, к своей жизни и поступкам, к своим внутренним желаниям и стремлениям, дабы быть образцом для всех; другое — к своему стаду, чтобы проповедывать ему чистое учение веры и благочестия и иметь неусыпное попечение о спасении вверенных им душ. Одного личного благочестия для священнослужителей недостаточно; потому что “Дух Святый поставил вас блюстителями,” епископами и начальниками, дабы они не только сами были добродетельны, но и “пасли,” наставляли и руководили в вере и добродетели чад Церкви Господа и Бога, которую Он приобрел себе Своей кровью. Указав общие основания, почему пастыри церкви должны быть внимательны к самим себе и к своим пасомым, апостол приводит далее особые причины, требующие с их стороны сугубой пастырской бдительности. “Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада” (ст. 29). Как волки похищают овец из стада и пожирают их, так и люди, зараженные ересью, похищают из стада Христова православных христиан и губят их души. Вред, причиняемый еретиками, так велик, что их поистине можно назвать самыми лютыми, волками. “И из вас самих — говорит далее апостол — восстанут люди, которые будут говорить превратно,” извращающие смысл богопреданного учения, “дабы увлечь учеников” от лона церкви и привлекать “за собою,” составляя таким образом отдельные от церкви, еретические общества (ст. 30). И пророчество апостола Павла сбылось. В церкви Ефесской, по его отшествии, действительно явились “держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу” и других еретиков (Апок. 2:1;[395 — Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:] 2:15[396 — Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.]), которые старались совратить благочестивых христиан с пути истины и привлечь к себе.
Как же охранить стадо Христово от еретических нападений? Посредством пастырской бдительности. “Посему бодрствуйте,” наставляет апостол. Бдение, внимание и зоркость церковных пастырей предусматривают и останавливают появление еретических заблуждений между пасомыми. Ибо, как волк не может похищать овец тогда, когда пастух смотрит и бодрствует, так и еретик не будет развращать души православных людей, когда их пастырь бодрствует на страже вверенного ему стада и зорко следит за ним. A чтобы показать, какую силу имеет бдительность к стаду, апостол приводит в пример самого себя: “бодрствуйте, — говорит он — памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас” (ст. 31). Если и вы также, как и я, будете заботиться о вверенных вам душах, станете учить их днем и ночью, учить со слезами, и притом не всех только вообще, но и каждого порознь, то еретики не повредят вашему стаду. Но так как одна бдительность пастырей, без Божьей помощи, недостаточна, то апостол, заповедав им внимать себе и всему стаду, поручает их Богу: и “ныне, говорит он, как и прежде, я предаю вас, братие, Богови,” от которого одного зависит успех, и Единородному Его Сыну и “слову благодати Его, могущему назидать,” настроить вас и вашу ревность в благо, и “дать вам” за пастырские труды “наследие со всеми освященными,” т. е. со всеми святожившими на земле (ст. 32).
Вместе с бдительностью к пасомым, пастыри церкви должны быть чужды всяких корыстных расчетов, и в этом отношении апостол Павел опять указывает на собственный пример. “Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал” — говорит он (ст. 33). A дабы кто не подумал, что верующие сами, без его желания, поставляли ему серебро и золото, он тотчас прибавляет: “сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии” (ст. 34). Несмотря на то, что служащие благовестию могут по всем правам, божеским и человеческим, питаться от благовестия, мы однако, говорит апостол о себе, “не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову” (1 Кор. 9:12). Мы сочли за лучшее приобретать себе пропитание трудами собственных рук (1 Кор. 4:12[397 — и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим.]). Вы сами знаете, что, когда я был с вами три года, уча днем и ночью, руки мои удовлетворяли телесным нуждам, как моим собственным, так и всех находящихся при мне. “Во всем показал я вам,” все объяснил, “что, так трудясь” во благовестии “надобно” питаться собственными трудами, дабы поддерживать “слабых,” которые могут подумать, что пастыри церкви проповедуют евангелие для своей собственной корысти (ст. 35).
Чтобы еще более расположить пастырей церковных к нестяжательности по отношению к пасомым, апостол присоединяет к собственному примеру и наставлению слова самого Иисуса Христа: вы должны — говорит он — “памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать»” (ст. 35).
Изречения этого нет слово в слово в Евангелии, но смысл его находится во многих местах евангелия (ср. Мат. 5:6;[398 — Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.] Лук. 14:14[399 — и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.]). Быть может, апостол Павел слышал это от других апостолов, слышавших его из уст Спасителя, или принял его непосредственно от самого Господа через откровение. Но истина этого изречения выше всякого сомнения. Ибо и на земле кто счастливее, как не тот, кто более дает, чем принимает? Так и на небе блажен более милующий, чем пользующийся милостями. “Сказав это,” апостол, в избытке благоговейных чувств, “он преклонил колени свои и со всеми ими помолился” (ст. 36). Он предвидел, что не увидится уже более на земле со своими возлюбленными ефесскими учениками, что по отшествии его “войдут к ним лютые волки,” и потому, исполненный умиления, возносил пламенную молитву к всеблагому Богу о спасении и утверждении их в вере и благочестии.
О внимательности к самим себе
“Внимайте себе” (ст. 28).
Такое важное наставление дает апостол Павел всем пастырям церкви. Как необходима для них внимание, бдительность!
Но то, что апостол заповедует пастырям церкви, относится в одинаковой степени и ко всем нам. Спаситель прямо говорит: “А что вам (апостолам) говорю, говорю всем: бодрствуйте,” (Мар.13:37) будьте внимательны к себе.
1. К нашим чувствам.
Душа должна быть пастырем, стражем и господином над собственными чувствами и пожеланиями. Иначе через чувство принимает в душу яд; пожелание становится господином, a душа рабом. Итак, будем внимательны:
а) К чувствам зрения.
На солнце не смотрят, потому что чувствуют боль и могут даже ослепнуть; но можно ли направлять взор на такие вещи и лица, от которых душа внутренне отравляется?
Взор Евы.
“Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице” (Иов. 31:1). “Не смотри на красоту человека и не сиди среди женщин” (Сир. 42:12). Так и во всем. Бодрствуй над своим оком!
б) К чувствам слуха. Бдительный отец семейства не допускает в свой дом ничего такого, что могло бы уменьшить его имущество, похитить невинность у детей и т. д. He дозволим и мы проникнуть через слух в нашу душу чему-либо такому, через что могла бы ослабиться или даже разрушиться наша вера, благоговение к Богу, любовь к ближним, привязанность к родителям и начальникам, невинность сердца и проч. “Смотри, огради владение твое (уши) терновником”