Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

(Сир. 28:27).

в) К пожеланиям плоти. Перед домом и в доме ничего не терпят, что нарушает покой, сон, домашний мир. Но иной совершенно овладевается плотскими пожеланиями и претерпевает самое мучительное беспокойство.

“Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу” (Рим. 7:18). “Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью” (Иак. 1:14). Так и в отношении невоздержания, чревоугодия, ленности и проч.

2. К нашему сердцу.

Особенно нужно быть внимательным к собственному сердцу и ко всем его движениям. “Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Прит. 4:23). Сердце бывает часто:

а) Так надменно, враждолюбиво, недоброжелательно, раздражительно. Если кипящая вода поднимается вверх, то отставляют ее от огня. Так нужно поступать с взволнованным, рассвирепевшим сердцем. При неудаче работы надо в другой раз приняться за нее спокойно. Нужно другим прощать, уступать, иначе испытывают только огорчение и досаду. “Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою” (Прич. 11:17). “Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло” (Псал. 36:8). “Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем” (Ефес. 4:26).

б) Так жаждно, сребролюбиво, завистливо. Если дитя капризничает, что его братьям и сестрам дали столько же, сколько и ему, то мудрый отец и мать говорят ему, чтобы оно было довольно своей долей.

A если твое сердце желает более имущества и чести, чем сколько дано тебе по праву и предназначено Богом?!

“Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть” (Иак. 4:2). “И не пойду вместе с истаевающим от зависти” (Премуд. 6:25).

Тут необходим усиленный труд.

в) Taк лениво и беспечно. Сердце не хочет молиться, не хочет ни в ад, ни к Богу. Если дети и слуги не хотят встать с постели, их будят. Пусть сердце пробудится! Подъяремных животных понукают и понуждают, если они не хотят идти вперед. Нужно употребить силу, чтобы мяч поднялся. Так и с сердцем человеческим!

Молиться только устами — бесполезно. Стоять в церкви и не молиться, значит напрасно терять время. Сердце должно возноситься горé!

3. К нашему языку.

Конечно, при добром сердце и язык хорош. Но бывает иногда и так, что сердце у человека доброе, a язык дурной. Поэтому нужно быть внимательным и к языку. He напрасно сказано: “и для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих — дверь и запор” (Сир. 28:29).

а) Иной постоянно суесловит, божится, клянется, бранится. Вспомните на досуге все эти непристойные выражения, исходившие из уст его, и скажите ему, сколько раз в день он злоупотреблял своим языком. Он изумится и не поверит!

Быть может, он не считал этого грехом. В таком случае, он сильно ошибался, если никогда не обращал внимания на свой язык. Как гибельно злоупотребление словом, осквернение языка!

б) Иной постоянно лжет. Думают часто, что он сам в том уверен. К одному он прибавит, от другого убавит и никак не может сказать настоящей правды. Почему он так поступает и какая польза ему в том? Он сам этого не знает.

Он должен бы был после первой и второй лжи удержаться, остановить свой язык. Ему следовало бы быть внимательным к языку и сосчитать, сколько раз он в день солгал.

в) Есть люди, которые порицают и злословят все, что им не нравится, и этим наносят глубочайшее оскорбление другим. “Изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их” (Псал. 139:4). Это испытывают большей частью те, на которых понапрасну клевещут. “Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости” (Сир. 28:20). Оклеветанные не переносят клеветы и оскорбления, и негодуют, жалуются.

Затем клеветники злятся на своих обвинителей, на судей. Но они должны были бы прежде всего злиться на самих себя, обуздать свой язык, быть внимательными к своим словам, и таким образом они избежали бы многих случаев к порицаниям и пересудам. Они должны помнить, что “человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится” (Сир. 23:19) “Кто разглашает клевету, тот глуп” (Прит. 10:18).

Как мы должны использовать дурные примеры, чтобы они были поучительны для нас

“Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою” (ст. 29–30).

Апостол Павел, прощаясь в последний раз со своими ефесскими учениками, предостерегает их от лживых учителей и развратителей, которые, подобно хищным волкам, будут терзать стадо Христово и совращать невинных овец с пути истины и благочестия. И пророчество апостола тогда же сбылось.

Но не сбывается ли оно еще и ныне? He видим ли мы вокруг себя “лютых волков,” не щадящих стада, — “люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою?”

Везде перед нашими глазами встречаются дурные примеры, которыми многие увлекаются и падают.

2. Дурные примеры должны служить к нашему предостережению.

Повсюду встречаются нам примеры неверия и невежества, развращения и легкомыслия, зависти, ненависти и других пороков. Скрываясь под внешним благовидным покровом, они ослепляют неопытных и беспечных, соблазняют и прельщают ко злу, потому что чувственные похоти, ими возбуждаемые, влекут к подражанию им (Премуд. 4:12[400 — Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый.]).

Если мы видим такие примеры перед нашими глазами, то мы должны исследовать при этом, каким путем люди дошли до такой греховной пропасти, при каких обстоятельствах и искушениях они утратили свою невинность и добродетель. Тогда мы сами будем остерегаться таких опасностей.

Мы научимся познавать силу греха и погибель, в какую ввергают себя люди нечестивые. На примерах развратных и порочных людей мы увидим подтверждение того, что говорит нам слово Божье об их участи: “от плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло” (Прит. 13:2 и друг.).

Такой опыт не послужит ли для нас предостережением? Мы поистине обнаружили бы крайнюю ненависть к самим себе, если бы при виде столь многих примеров, до которых доводит нечестие, не остерегались каждого искушения ко греху и не запечатлевали в сердце апостольского предостережения: “кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть” (1 Кор. 10:12)!

2. Дурные примеры должны утверждать нас в добродетели.

Конечно, дурные примеры побуждают к подражанию дурному, соблазняют невинные сердца, и сами по себе очень опасны для нравственности (1 Кор. 15:33[401 — Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.]).

Но если у нас нравственное чувство еще не совершенно притупилось, совесть еще бодрствует, благоговение к Богу и Его закону, сознание нашего высшего назначения еще не исчезло из сердец наших: то мы в дурных примерах будем усматривать только гнусность и преступность греха и с полным отвращением относиться к нему.

Сравним эти примеры зла и нечестия с примерами благочестия, которых также немало между людьми, и мы познаем достоинство и привлекательность добродетели. Любовью к добродетели и тем уважением, каким она пользуется, не укрепится ли и не оживится ли наша ревность к нравственному долгу? Кто может смотреть на Иисуса Христа и Его апостолов, сиявших высотой добродетели среди развращенных современников своих, без удивления им и без подражания их примеру?

Если дурные примеры, встречающиеся нам, влекут нас ко греху, то мы должны быть вынуждены вступить с ними в борьбу. He спасительно ли, не благодетельно ли это? Потому что только таким способом укрепляется ум и воля в добре, достигается нравственное усовершенствование. Кто никогда не имел случая познать на примерах власть греха, силу дурных привычек и бороться с искушениями, того добродетель не будет твердой и совершенной. Дурной пример служит испытанием нравственной крепости человека и чистоты его сердца.

3. Дурные примеры должны укреплять нас в вере в Божий Промысел.

Примеры нечестия и греха, особенно благоденствующего, в состоянии поколебать в ином веру в Бога. Как может Бог, святой и праведный, допускать зло? Почему Он не карает иных преступников, многие годы уже подвизающихся в злодеяниях? Для чего Он попускает легкомысленным и порочным людям вносить столько соблазна в мир, что многие невинные соблазняются и ввергаются в погибель, что истина и добродетель встречают препятствия для своего развития?

Но такие сомнения возникают только из одностороннего взгляда на дело, из недостатка правильного понимания и спокойного наблюдения.

Так как человек обладает свободной волей, то он способен также избирать и делать зло вместо добра. Без свободы воли нет для него никакой добродетели. Вместе с добродетелью — порок, для того чтобы человек научился поступать согласно со своим достоинством и назначением. Таково мудрое Божье устроение. Может ли оно возбуждать сомнение в Его Промысле о мире и человеке?

Но Бог никогда не допускает размножаться дурным примерам до такой степени, чтобы они вообще угрожали нравственности, религии и добродетели. Напротив, Он всегда направляет последствия злых деяний и порочных поступков так, чтобы из них возникло добро, хотя это добро развивается медленно и откроется только в будущем.

На примерах злых и развращенных людей, всеблагой Бог показывает свою готовность к призванию грешника на путь покаяния, свое долготерпение и милосердие.

Но Он проявляет также над злыми примерами и свое карающее правосудие.

Опыты в этом роде часто встречаются в жизни, если только мы внимательны к ним. Они должны побуждать нас к размышлению о неисповедимых путях и судах Божьих и к утверждению нас в вере в Его премудрое и праведное промышление.

Тогда мы поверим слову апостола: “верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил” (1 Кор. 10:13).

4. Дурные примеры должны возбуждать в нас сердечное участие к духовному благу наших ближних.

Хотя примеры греха и порока наполняют наше сердце негодованием и отвращением, хотя мы знаем, что порочный человек сам виновен в постигающем его несчастьи и погибели — тем не менее он должен составлять предмет нашего сострадания, нуждается в нашем участии и помощи, без которых он, быть может, на веки погибнет. Иисус Христос обращался с мытарями и грешниками, чтобы исправить их и спасти от погибели. “Сын Человеческий” — говорит Он — “пришел взыскать и спасти погибшее” (Лук.19:10).

Поэтому если мы видим примеры нечестивых людей, то мы не должны отвращаться от них с презрением и предоставлять их собственной участи, но употреблять все внушаемые нам христианской любовью средства к их предостережению, увещеванию и исправлению.

Какое великое и святое призвание!

Как много при этом мы находим случаев проявлять нашу любовь, милосердие и благородство души!

Но где мы замечаем, что дурные примеры вредно действуют на нравственность людей, там мы должны своим добрым примером ослаблять это вредное влияние и светить нашим светом перед людьми. Чем обширнее круг нашей деятельности, чем

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн