Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

значительнее наш почет, которым мы пользуемся; тем более мы обязаны своим добрым примером препятствовать злу и споспешествовать добру.

Наша зависимость от Бога

“И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными” (ст. 32).

Заповедав ефесским пастырям быть внимательными к себе и своему стаду, апостол Павел предает их воле Божией. Он живо сознает, что люди сами по себе, при всех своих стараниях и разуме, ничего не успеют без благословения Божия; что они в своей жизни и деятельности вполне зависят от Бога.

1. Объяснение и доказательство этой истины.

а) Все, что мы имеем, мы получили от Бога. Мы обладаем силами и способностями, духовными и вещественными благами, которые мы приобретаем себе усердием и деятельностью. Но можем ли мы смотреть на них, как на наше собственное дело? Имеем ли право утверждать, что все, чем мы обладаем, обязано нашим заслугам и деятельности?

В нашей природе скрываются задатки сил и способностей души, здоровья и крепости тела. Развитие, упражнение и укрепление их происходило отчасти в то время, когда мы своими понятиями ничего не могли сделать для них. Внешние блага, богатство, имущество достались нам отчасти при таких обстоятельствах, которые были не в нашей власти.

Можем ли мы после этого сказать, что все, что мы имеем, есть наше дело?

Нет, все это не наше дело, a дар Божий, действие счастливых случаев и премудрого Промысла. Многое в нашей жизни и деятельности могло быть иначе, чем есть, если бы Бог того захотел.

Если мы подумаем об этом, то должны признать нашу зависимость от Бога и сознаться, что мы без Heгo ничего не можем. Даже добродетель и благочестие, которых мы достигли, не суть вполне наше дело. К достижению их Он даровал нам силы, средства и побуждения, оказывал нам свою помощь.

Только гордый и тщеславный человек, не знающий ни самого себя, ни Божьего всемогущества и премудрости, может вообразить себе, что он всем обязан самому себе и не нуждается в Божьей защите и содействии.

Чем более мы чувствуем нашу немощь и бессилие, сознаем могущественное влияние обстоятельств — тем более мы чувствуем нашу зависимость от Бога и исповедуем с апостолом, что “всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов” (Иак. 1:17). О Нем мы живем и движемся и существуем (Деян. 17:28[402 — ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».]). “Ибо все из Него, Им и к Нему” (Рим. 11:36). “Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?”(1 Кор. 4:7).

б) Бог управляет всей нашей участью и обстоятельствами жизни и только по Его воле наши дела и предприятия могут иметь успех. Мы можем распоряжаться нашими силами, как хотим; можем приобретенные нами познания и искусство направлять к достижению своих целей. Мы можем предпринимать многое и великое для устройства нашего счастья; можем дать совет другим и трудиться для их блага.

Худые люди могут замышлять опасные предприятия, злоупотреблять своим умом, почетом и властью, могут иметь намерение произвести беспорядок и смятение в царстве Божьем.

Если люди не зависят от Бога, высочайшего Промыслителя, то в их власти было бы выполнить свои планы и предначертания. Но Бог есть Правитель мира. Он управляет течением светил небесных, как и всеми событиями и переменами на земле. От Его воли и помощи зависит исход всех человеческих предприятий. Он может естественным течением событий обратить их в ничто, если они противны Его целям.

Как часто мы видим, что дело, задуманное со всеми расчетами на успех, вдруг сверх всякого ожидания не удается; напротив, другое дело достигает успеха, хотя не было никакой надежды! При таких опытах мы не можем отрицать нашей зависимости от Бога. Самый могущественный между смертными чувствует ее и останавливается иногда в страхе и нерешительности, что ему делать. “Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом” (Прит. 19:21). “Вем Господи, яко несть человеку путь его, ниже муж пойдет, и исправит шествие свое” (Иер. 10:23[403 — Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим.]).

2. Применение этой истины.

К чему побуждает нас осознание нашей зависимости от Бога?

а) К смирению. Оно есть плод самопознания, живого чувства нашей немощи и зависимости от Бога. Смиренно возносит верующий христианин свои взоры к Богу, в котором он чтит Владыку своей жизни и своей участи. Пусть никогда не приходит нам на мысль хвалиться нашими силами и способностями, нашим имуществом и состоянием, будто мы достигли всего этого без Божьей помощи. Только тщеславные и безумные люди могут приписывать себе самим все, что они имеют и чем обладают.

Но не есть ли это грех перед Богом, за который рано или поздно последует заслуженное возмездие? Потому что “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Иак.4:6).

Пусть же сознание нашей зависимости от Бога непрестанно побуждает нас к смирению. He будем никогда забывать, что все наши дела и предприятия находятся в воле Божией. “Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею” и проч. (Иер. 9:23–24[404 — Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь.]).

б) К благодарности. Что мы зависим от Бога, это — наше величайшее счастье. Что было бы с нами, если бы мы не были зависимы? Если бы Промыслитель мира предоставил людей самим себе и допустил успех всем их часто безумным желаниям и планам? Если бы Он не управлял нашей участью? Если бы Его всемогущество не охраняло нас, Его благословение не освящало наших полей? Как мы были бы несчастны?

Поэтому будем считать величайшим для себя благодеянием, что мы зависим от Бога. Он дал нам силы и здоровье, средства и случаи к достижению нашего благополучия и земного счастья. Он даровал мудрым устроением обстоятельств успех и благословение нашим трудам. Он укреплял наш дух и надежду, чтобы мы не отчаивались в несчастьи. Будем за все это благодарны Богу и докажем нашу благодарность довольством судьбами Промысла, послушанием Божьим заповедям, сообразной с долгом деятельностью в нашем звании и содействием благим и мудрым Божьим целям. Тогда

а) Чувство нашей зависимости от Бога будет также возбуждать и поддерживать в нас твердое, непоколебимое упование на Бога. К такому упованию на Бога побуждает апостол ефесских христиан, когда говорит: “И ныне предаю вас, братия, Богу.”

Упование на Бога необходимо для нашего спокойствия и довольства, для ревностного исполнения обязанностей нашего звания, для терпения и покорности в затруднительных обстоятельствах жизни.

Наше земное счастье, здоровье, имущество, почет, могущество не находятся в нашей власти и могут постоянно изменяться. Только один вечный Бог остается всегда тем же без изменения, всемогущим, всеблагим, премудрым, который может и хочет благословить, осчастливить, помочь, спасти. Будем неослабно молиться Ему, если чтолибо предпринимаем, и начинать всякое дело с мыслью о Нем (Иак. 4:13–15[405 — Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое».]). Будем уповать на Heгo в затруднениях и препятствиях, ожидать от Heгo самого лучшего, если будущее для нас темно, — и Он все устроит во благо!

Мы должны с упованием на самих себя соединять упование на Бога

“И ныне предаю вас, братия, Богу.”и т. д.

Заповедав ефесским пастырям быть внимательными к себе и бдительными к своим пасомым, апостол в то же время предает успех их пастырской деятельности Богу.

Таким образом он внушает им с упованием на самих себя соединять упование на Бога.

Люди в своей деятельности нередко бывают то самонадеянны и горды, то малодушны и нерешительны. Одни из них думают достигнуть всего собственными силами и деятельностью; другие с недоверием относятся к себе, предаются беспечности и ожидают всего от Бога.

Недостатки эти имеют свое основание в ложных представлениях о Боге и о назначении человека, в отсутствии самопознания и смирения.

Дабы избежать их — мы должны с упованием на самих себя соединять упование на Бога.

1. Как это нужно понимать?

а) Мы имеем упование на самих себя, если ожидаем от употребления наших сил, способностей и искусства добрых и полезных последствий; a это возможно только тогда, когда мы знаем наши силы и способности. Без такого познания безумно было бы надеяться на себя и ожидать важных последствий от своей деятельности. Потому что мы надеемся на себя, или слишком много, или слишком мало.

В первом случае мы предпринимаем больше, чем сколько в состоянии сделать нашими силами, и видим себя обманутыми в наших ожиданиях.

Во втором случае нам недостает мужества и решимости, чтобы что-либо предпринять и выполнить. Мы предаемся тогда малодушию при встрече с препятствиями.

Но когда мы достаточно знакомы с нашими силами, способностями и средствами к достижению какоголибо дела; тогда мы по праву можем ожидать, что наши труды и усилия увенчаются успехом.

Вы обработываете ваше поле, делаете с усердием все необходимое для этого, и ожидаете успеха ваших трудов, благословенной жатвы. Надежда на самих себя была у вас не напрасна; ваши ожидания исполнились. Вы получили обильную жатву.

б) Но такой успех есть ли наше дело? He Отец ли небесный посылает солнце и дождь, дабы семя взошло, выросло, созрели колосья? He Он ли ограждал наши нивы от всяких несчастий? Поистине так. Свыше исходит благословение; Промысл Божий устраивает все для успеха наших дел и предприятий.

Поэтому с упованием на самих себя мы должны соединять благочестивое упование на Бога. Было бы высокомерием, если бы мы со слепой уверенностью в самих себе ожидали всегда наилучшего успеха от всех предприятий; — если бы мы воображали себе, что всякое дело удастся при наших собственных силах, усердии и способности. Что наши силы, если Бог не укрепляет их? Что поможет наше усердие и способность, если Бог не направит обстоятельств к нашей выгоде, не удалит препятствий, опасностей, несчастий?

Хотя бы мы даже имели основание рассчитывать на счастливый исход нашей деятельности, то и тогда не следует предаваться самонадеянности, но со

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн