Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

в гробе: Он воскрес.

Так и ты бедный страдалец не всегда будешь находиться во мрачной могильной печали. И для тебя некогда настанет пасхальное торжество. Наступят лучшие дни. Если не здесь, то там. Жизнь всего человечества, как и каждого человека, состоит из радостей и страданий. Лучше сначала страдать, а потом радоваться. Взгляд на Воскресшего разгоняет мрак наших страданий.

в) Пусть богатые и великие грешники наслаждаются здесь радостями и удовольствиями: их нельзя назвать счастливыми. Такие радости оставляют сердце пустым, омрачают и затемняют духовные очи. Но бедные и страждущие всякого рода, которые принадлежат Воскресшему, имеют внутренние радости, наполняющие всю их душу. В их очах светло и ясно.

2. Когда приближаются к нам искушения.

а) Приходят искушения, возбуждающие в нас сомнения в вере, в уповании на Бога, в любви к Богу. Как разогнать тогда мрак сомнений?

Посмотрим на Воскресшего Господа. Своим восстанием от мертвых Он утвердил веру, и на своем опустевшем гробе основал славную Церковь. По слову апостолов: “Христос воскресе!” — быстро распространилось христианство. Посему будем крепко держаться Воскресшего Господа!

б) Наступают искушения к чувственной похоти. Плоть восстает против духа. Разум помрачается. Угрожает плотское падение.

Тогда мысль о Воскресшем должна удерживать нас от греха, чтобы тело наше также некогда воскресло в славе.

в) Бывают искушения к сребролюбию, любостяжанию, ненасытимой жажде к земным стяжаниям. Это было бы тяготением к земле.

Но Спаситель оставил гроб пустым, преодолел притягательную силу земли. Если мы желаем быть Его истинными последователями, то должны также разорвать узы, приковывающие нас к земле.

3. Когда наступает для нас смерть.

а) Вся жизнь человеческая есть постоянное умирание. Но это становится ощутимее и заметнее в особенности тогда, когда силы начинают более и более ослабевать. Вечер жизни видимо настал. Тогда пусть твердо держатся Господа Иисуса Христа. Вера в Воскресшего дает мир и утешение. Эта вера, как прекрасная вечерняя заря, озаряет душу. Христос победил смерть: и нас также смерть не победит и не уничтожит!

б) Но вот смерть все ближе и ближе наступает; начинают уже ясно чувствовать ее силу над телом. Но если только Воскресший Господь подле нас, то мы знаем, что мы не умрем, а только почием о Господе. Христос воскрес после смерти телесной, и мы будем жить. Мы бессмертны. Мысль о нашем личном продолжении жизни за гробом делает для нас столь радостным пасхальное торжество.

в) И если, наконец, бездыханное тело опустят в могилу, то и здесь Христос уверяет нас, что мы опять воскреснем с телом и увидимся с близкими нашему сердцу.

Воскресение Господа — образ нашего собственного воскресения

1. Смерть и гроб для Господа были только переходом к новой бессмертной жизни и славной деятельности в высшем мире.

Тем же самым служит смерть и гроб и для нас.

2. Иисус Христос восстал для бессмертной жизни с прославленным телом.

И наше земное тело также преобразится.

3. Иисус Христос восстал из мертвых в третий день тем же самым, в том же образе.

Так и мы в новой жизни будем теми же самыми.

4. По воскресении Иисус Христос увиделся со своими учениками.

Увидимся и мы с близкими нашему сердцу.

Праздник Пасхи есть праздник жизни

1. В отношении к оживляющейся весной природе.

2. В отношении к новой жизни Господа.

3. В отношении к нашей собственной жизни и будущему воскресению.

Важность воскресения Господа

1. Оно утверждает нашу веру.

2. Оно освящает нашу жизнь.

3. Оно возвышает нашу надежду на бессмертие.

О каких истинах веры дает нам неопровержимое свидетельство воскресение Иисуса Христа

1. Что Иисус Христос есть Сын Бога живого.

2. Что смертью Иисуса Христа мы примирены с Богом.

3. Что наша душа бессмертна.

4. Что наше тело некогда воскреснет.

Образцы церковной проповеди

Слово в день Святой Пасхи.[53 — Димитрия, архиепископа Херсонского. Полное собрание проповедей т. I, стр. 146–160.]

Христос воскресе!

Как ни часто и много повторялась и повторяется ныне эта благая весть христианской радости, но мы не сомневаемся и еще повторить ее перед вами, братья мои, как слово утешения и назидания. Один и тот же свет видим мы во все дни жизни, но всегда он нов для нас и приятен, и не насытится око видением его. Одно и то же солнце восходит и заходит каждый день, но прекрасно оно и во время восхода, как жених выходящий из чертога своего, прекрасно и в час заката, как отблеск света невечернего. Так и божественный свет Христова Воскресения, которым озаряется вся вечность, всегда светел и радостен, всегда животворен и спасителен. И многоокие херувимы не насыщаются лицезрением его, и голоса ангельские не устают восхвалять его. Тем более для нас, земнородных, для которых страдал и умер, погребен и воскрес Господь наш Иисус Христос, весть о воскресении Его всегда нова и утешительна, всегда блаженнотворна и спасительна. В одном слове: Христос воскресе, заключается вся сущность нашей святой веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства.

Христос воскресе! Итак, Он есть воистину Сын Божий Единородный, единственный имеющий в себе вечную жизнь, положивший за всех душу Свою, имеющий власть отдать ее и власть имеющий опять принять ее. Он есть воистину Спас миру Христос, которого обещал падшему человечеству Отец небесный, которого предъизобразил Моисей в предсказаниях и уложениях законных, о котором предвозвещали посланные Богом пророки, которого чаяли и ожидали все ветхозаветные праведники, о котором написано “вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день.” (Лук.24:44–46) Он есть воистину Царь царствующих и Господь господствующих, Ему “дана … всякая власть на небе и на земле” (Матф.28:18). Ходатай Бога и человеков, “ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное” (Колос. 1:19–20); всемогущий Судья мира, которого вседержавный “мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут, … и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения” (Иоан. 5:25.29). Вот твердая, непоколебимая опора нашей веры! Да посрамится же неверие иудеев, изобретших бессмысленную ложь, “что ученики Его, придя ночью, украли Его” (Матф.28:13). Да покрыет стыд и срам лица нечестивых, глаголющих, что все происходящее в мире случайность! Да воскреснет и восторжествует вера, чаявшая и надеявшаяся, что Сей хотел спасти Израиль!

Христос воскресе! Итак, жертва, принесенная Им на кресте за грехи мира, принята Отцем небесным как жертва благоприятная; иначе, как воскрес бы Он со славой из гроба? Итак, клятва греха прародительского, лежавшая на всех нас, снята той же правдой Отца небесного, которая возложила ее на преступного праотца: иначе, как освободился бы от нее понесший ее на Себе Агнец Божий? Итак, ограда, разлучавшая нас с Богом, разрушена; двери милосердия Божьего открыты перед нами навсегда: иначе, как вошел бы Предтеча о нас Иисус в нерукотворенная святая святых, в самое небо, к лицу Божьему? “Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу. Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас” (Рим. 8:1. 33. 34). Да воскреснут, в покаянии, души грешников живой верой в оправдывающего нечестивых! Да оживотворятся благой надеждой оправдания и помилования перед судом Божьей правды! Да обновятся они и возродятся в надежде спасения и вечной жизни во Христе Иисусе!

Христос воскресе! Итак, жало смерти притуплено, грозная держава ее разрушена! Теперь никто не может сказать: “хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.” (Лук.16:23). Ибо есть ныне возвратившийся Победителем из ада и воссиявший светоносно из гроба. Есть гроб, который опустел и не издаст мертвеца своего, и есть гробы, уже издавшие мертвецов своих. Один Он умер за нас, но не один воскрес из мертвых: с Ним “многие тела усопших святых воскресли 53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим” (Мф. 27:52. 53). Не очевидное ли это свидетельство того, что и наши гробы опустеют некогда звуку трубы архангела, что “сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе”? Ныне Христос восстал от мертвых, “первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.” (1 Кор. 15:42–43. 46). К этому-то светлому, брачному торжеству всеобщего воскресения всего человеческого рода готовься, душа верующая, к этому-то великому дню празднования вечной Пасхи в час временного бытия нашего, на новой земле обетования, будь готова умом и сердцем, словами и делами своими, — да не явишися убога праведных жизни, да не восстанешь к новой, бессмертной жизни с древней язвой греховной, под древней клятвой вечной смерти!

Христос воскресе! Итак, царство диавола разрушено, владычество его ниспровергнуто. Ныне князь мира сего изгнан вон; ныне крепкий сей связан Крепльшим его, и дом его — страшная темница духов — расхищен. Отныне он не восхитит души нашей из руки всемогущего Пастыря, которому “дана всякая власть на небе и на земле” (Матф.28:18).[54 — И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.] не заключит уже в страшную темницу духов; ибо есть ныне Имеющий ключи ада и смерти, приявший от Бога честь и славу. Не возрадуется он и грехопадениях наших, в которые всячески усиливается вовлечь нас; ибо “кровь Иисуса Христа” праведника “очищает нас от всякого греха,” (1 Иоан.1:7) и “аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды.”

Воспрянь, наконец, душа моя, от сна греховного: воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос! Да не увязнешь в сетех греховных, имея всемогущего Разрешителя всех уз, будучи искуплена от плена диавола “драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца.” (1 Пет.1:19)

Христос воскресе!Итак, двери царства Божьего открыты теперь для всех. Никакой херувим не преградит пути к древу жизни перед Вождем и Начальником спасения нашего, никакое пламенеющее оружие не устоит перед оружием Его креста! “Да не смущается сердце ваше,” говорит Он нам: “веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много… пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.” (Иоан. 14:1. 2. 3). После такого обетования, утвержденного и запечатленного Его крестом и воскресением, нет места сомнениям. Господь обещал — и исполнит, пошел к Отцу Своему — и уготовит

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн