способным к важнейшим занятиям. Трудолюбие становится ступенью к высшей деятельности, средством к большей возможности содействовать общему благу. Как многие люди из самого низкого сословия рабочих и слуг заслужили почет и известность своим неистощимым, ревностным и добросовестным трудолюбием в пользу блага людей!
Если таким образом трудолюбие служит вспомогательным средством к добродетели, то будем трудиться в нашем звании не из принуждения и нужды, но с убеждением, что Бог предназначает нас к труду по мудрым и благим намерениям, чтобы он служил средством к достижению нашего нравственного совершенства.
Образцы церковной проповеди
Слово в Неделю Святых Отцов.[410 — Феофан, еп. Слова к Тамбовской пастве (67 г.), стр. 163.]
Святая Церковь вспоминает ныне первый вселенский собор 318 Святых Отцов, защитивших догмат о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, и осудивших Ария, нечестиво рассуждавшего о этом. Намерение Святой Церкви в этом то, чтобы напоминанием об опасностях, каким подвергались тогда христиане от Ариева лжеучения, навести нашу мысль и заботу на опасности для веры, какими окружены мы ныне, — и примером тогдашних христиан, особенно Святых Отцов, воодушевить нас к тому, чтобы твердо стоять в истине, не колеблясь ветром ходящих и быстро сменяющихся мнений. Правда, нет у нас ныне какого-нибудь Ария — начальника и руководителя ложного учения, но ложные учения безлично расходятся всюду — губят простые души, как ветер тлетворный, или роса злокачественная губит растения и цветы.
Исходят эти учения из центров светского просвещения; но и там они не самородны, a заносятся туда извне; так что над нами точно исполняется сказанное Апостолом Павлом Ефесянам, — как слышали вы в нынешнем апостоле: “Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою” (Деян. 20:29–30).
Заходят к нам волки — чужие; наши, перенимая у них, по примеру их, говорят превратно и, отторгая от Святой веры, увлекают за собой.
Но, из какого бы великоименитого места зло ни исходило, оно тем не менее зло — и наш долг быть на страже не делается от того менее обязательным. Видите, что ложь ходит вокруг нас, лезет в уши и очи наши, чтобы прорваться внутрь нас и убить там любимую еще и чтимую нами истину. Думаю, при виде этого не раз исторгался вопрос из глубины сердца вашего: что же нам делать?
Ничего более того, что делали во все времена христиане, когда ложь нападала на истину: стоять в вере и за веру.
Чтобы устоять в вере, надо прежде всего поберечь себя.
Апостол Павел, указав Ефесянам на опасность их вере, присовокупил: посему бодрствуйте.
Быть бдительными нам надо прежде всего над собой.
Мы сами в Себе носим готового ересеначальника и кузнеца всякой лжи — наш разум. Поддайся только ему, — и он заведет не ведомо куда. Удивитесь, может быть, не думая, чтобы таков был разум — но на деле так оно и есть. Ныне все и повсюду ищут разумности. Только и слышишь — того требует разум, об этом как скажет разум, — дайте разумное воззрение, разумное убеждение, разумную веру.
Если верна пословица: что у кого болит, тот о том и говорит; то — разум есть болезнь нынешнего времени. Хорошо, что ищут разумности. Но то не хорошо, что ищут ее в одном разуме человеческом. Сей разум хотят сделать всемирным наставником — царем истины.
Непонятно, откуда ему такая честь? Когда родится человек на свет, ничего не знает; ни одной вещи назвать даже не умеет сам, всему учится; a как только стал на ноги, еще не вступив в совершеннолетие, начинает надмеваться и твердить: я, да разум у меня, все рассудим и порешим сами собой.
Разум действительно есть великий Божий дар, но, даруя его нам, Бог не поставил его источником истины, a только приемником ее. He сказал Он нам: вот вам разум, — его слушайтесь, и как научит вас, так и поступайте; a что сделал?
Создав человека с разумом, тотчас явился ему и стал учить его истине, и с тех пор не переставал и не перестает направлять его к познанию её и просвещать ум его её осязанием.
Сам Он многократно являлся, Ангелов посылал, воздвигал Пророков, в последние же дни возглаголал к нам в Единородном Сыне Своем Господе нашем Иисусе Христе.
И глас был слышан с неба не раз: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте” (Мат.17:5). Вот кого надо слушать, a не только разум.
Разум есть способность познавать истину; но сама истина не в нем, a должна быть преподана ему извне. Кем же как не Богом — источником бытия и истинного ведения! Она и преподана Им, пребывает на земле, — хранится и преподается всем.
Разуму надо сказать: изучай ее и храни — из себя же самого ты можешь испускать только фантазии, как мыльные пузыри, или вытягивать хитросплетение помышлений, как сеть паутинную, которые разлетаются при легком дыхании ветра.
Так вот, братие, когда в вас, как червь какой, зашевелится позыв на излишнее умничание, и разум, надмеваясь, полезет на учительскую кафедру — сведите его с сей высоты, как самозванца и, посадив на ученическую скамью, скажите: твое дело слушать, a не учительствовать.
Но и слушать надо с разумом, скажет кто-нибудь. Да, с разумом, но с разумом совершенно покорным гласу Божьему, с разумом не исследующим и критическим, а смиренно усваивающим. Ибо, когда Бог говорит, тварь должна внимать, a не мудрствовать. Апостолам шедшим на проповедь поручено было пленить всякий разум в послушание Христово. Они и пленяли; но не мудростью слова, a силой Божьей, сопровождавшей слово их. Мысль против дела бессильна, и все покорялись.
He то это значит, чтобы разум был совершенно подавляем, но то, чтобы он весь расширялся только на усвоение проповеданного от лица Божьего, не присваивая себе права суда над содержанием сего. Этот суд есть то действие, которое Апостол назвал превозношением, восстающим против познания Божьего (2 Кор. 10:5[411 — и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу.]) и которое как тогда было осуждено, так и теперь достойно всякого осуждения.
Пустые вопросы — от чего, для чего — как неуместны, когда получаются предписания от Самого Бога — Владыки всяческих!
Скажите всякий сам себе: спросили ли бы вы Бога: почему и как, — если бы Он Сам лично давал вам заповеди, как жить и как понимать вещи?
Конечно нет.
Стало — когда мы позволяем себе это теперь, сами не понимаем, что, делаем. Ибо учение, преподанное нам, есть то самое, которое непосредственно изошло от Бога, и к нам дошло из уст в уста сотен поколений христиан..
Скажет кто: хочу удостовериться, от Бога ли то учение, которое слышу?
Думаешь, что в разуме — проба истине?! Нет! A вот в чем: то учение от Бога, которое исповедуется всей Церковью. Ибо сама Церковь и в устройстве, и в духе, вся от Бога — и все в ней Божье. Бог научил Апостолов, — Апостолы научили веровавших и передали им всю Божью правду. Принявшие от Апостолов истину передали ее преемникам такой, какой приняли.
Итак узнай, как и что исповедует Святая Церковь и будь уверен, что так исповедать заповедано Богом; и при встрече новых для тебя мыслей не о том заботься, как выходит это по твоим соображениям, a o том, так ли содержит это Святая Церковь.
Бог не поставил разум источником истины, — не дал ему в руки пробы истины.
Она вне его, в Святой Церкви и именно в общности исповедания; так образом — что всеми всегда всюду было исповедуемо, то истинно. 318 Святых Отцов собрались на собор для утверждения главного христианского догмата.
И что же делали?
Философствовали? Пускались в соображения?
Нисколько. A только расспрашивали взаимно, как и где содержится исповедание о Господе Спасителе. Когда удостоверились, что все всюду и не слыхивали другого учения о Спасителе, как то, что Он есть Бог; тогда единодушно утвердили, что тот богоборец, кто учит иначе, и что сия есть вера отеческая, Апостольская и Божественная. Как поступил сей собор, так делали все последующие соборы, так действует до сих пор Святая Церковь и все ищущие истины, при познании и определении всякой истины, рылись и роются не в своих соображениях, a в Богопреданном исповедании Святой Церкви. Вот вам знамя и проба истины!
Как во время войны перепутавшись, для различения своей стороны от чужой, взирают на воздвигнутое знамя, так Бог в Церкви Своей воздвиг знамя истины, чтобы при смешении понятий, всегда почти имеющем место в человечестве, всякий, узрев это знамя, мог с благонадежностью сказать: вот здесь истина, вот чего хочет Бог! Надпись на этом знамени — общность исповедания. A самостоятельность исследования, свое — личное постижение, — было и есть всегда источником ересей и заблуждений.
От чего пали Арий, Македоний, Несторий, и все другие еретики? От того, что при возникших вопросах не туда обратились за решением, куда следовало, обратились не к общности исповедания, a к своим соображениям, к своеличному постижению истины, — запутались и пали.
История хранит эти опыты нам в урок, чтобы не поддавались суетному и гордому позыву на самостоятельность и независимость, a смиренно содержали то, что везде всеми всюду было исповедуемо, — или что то же — что содержится Святой Церковью. Это единственный верный путь к истине.
Вот с какой стороны, братие, надобно нам учредить ограничение над своими представлениями о вопросах вероисповедания! Если сохраним себя так внутри, — то никакое внешнее разномыслие не поколеблет нас. Когда укротим своенравие своего ума, чужое суемудрие ничего не сделает нам. Надобно, однако, при этом не оставлять труда изучать то, что содержится церковью. Беда наша в том, что, узнав истины Святой веры, сколько пришлось во время своего учения в молодых летах, оставляем потом сие святое занятие, как бы уже окончательно знали все. Между тем книги за книгами прочитываются или толки за толками выслушиваются. Голова набивается многими образами и мыслями, которые отодвигают истины веры далеко от сознания, заслоняют их собой, или даже совсем заглушают; так что, когда придется наконец войти в эту область предметов веры, она оказывается землей почти совершенно нам неведомой… В таком состоянии, при всей готовности быть верными началам Святой веры, очень легко увлечься ветром ложных учений, заблудиться и пребывать в заблуждении, думая, что стоим в истине.
Беда не малая!
И сами видите, как отвратить ее. Надо больше читать и слушать Церковные Святоотеческие писания, в которых излагается чистая Божья истина.
Другая беда у нас та, что думаем, будто христианство есть теория, как и все другие теории,