Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

и запутывая ее все новыми и новыми измышлениями.

Среди этого-то мутного круговорота городской суеты, в одной скромной горнице, составлявшей как бы ячейку нового царства благодати, и происходила последняя прощальная беседа Христа с учениками. Понятно содержание подобных бесед. В них излагается суть всего учения, учитель влагает свою душу в душу своих учеников, на которых вся его надежда, что учение его не умрет, a будет жить в его живых преемниках. Божественный Учитель сделал краткий обзор всего Своего прежнего учения.

“Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами,” напоминал Он Своим ученикам, и затем воспроизвел перед ними идущие непрерывной цепью ветхозаветные пророчества о Нем, то, что написано о Нем “в законе Моисеевом и в пророках и псалмах” (Лук. 24:44). Многое здесь для учеников было еще непонятно, поэтому Учитель “отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас” (Лук. 24:45–49).

Слушали ученики божественную речь и грусть разлуки покрывалась радостью о просветлении ума, перед которым все шире открывалась таинственная область Божьего домостроительства, и радостью о том обетовании, которое дает им Учитель.

Между тем приблизился самый час разлуки. Учитель вывел учеников из города по направлению к Вифании, на Елеонскую гopy. He достоин был кровожадный, беззаконный город быть свидетелем великого события. Выйдя из города через одни из восточных ворот и перейдя Кедронский поток, в это время обыкновенно представляющий лишь сухое ложе, они поднялись на гору, где и остановились, вдали от окружающего грешного мира, среди тишины развесистых маслин, под тенью которых столько раз Спаситель мира молился Своему Отцу небесному и Своими святыми слезами хотел смыть с преступного человечества вековое клеймо греха и проклятия. С горы открывался величественный вид на город и на всю окружающую местность, где все напоминало о великих делах, страшных страданиях и славном торжестве над ними. Мы можем только гадательно проникать в священную тайну непостижимых дум Богочеловека, когда Он в последний раз Своим человеческим оком озирал эту знаменательную картину. Взор Его был величествен и блистал славой Божества. Это уже не был взор той неудержимой скорби, которая два месяца тому назад на этом самом месте заставила горько рыдать Спасителя мира о тяготеющем над злополучным городом и всем человечеством иге греха и проклятья. Нет, это был взор Царя — Победителя, озирающего поле своего торжества и своей победы.

И ученики, пораженные этой необычной царственностью своего Учителя, невольно спросили Его: “не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?” (Деян. 1:6). Но этот вопрос лишь вновь показал, как еще мало они понимали цель служения и дела Христова. До сих пор они все еще были более сынами царства Израилева, чем сынами царства Христова, и в вопросе их звучало желание поскорее увидеть торжество земного Израиля над всеми его врагами, и прежде всего конечно над ненавистным римским орлом, представитель которого нес на себе вину преступного участия в убийстве ныне воскресшего Мессии. Они еще не понимали, что царство Христово — не от мира сего, и несмотря на это в нем есть такая внутренняя духовная сила, перед которой должен был преклониться мир и носителями которой и должны были выступить они сами, — эти безвестные рыбаки с озера Галилейского.

Поэтому нужно было пресечь их земные мечты, и Христос, прерванный этим вопросом в Своих божественных думах, строго сказал им: “не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” (Деян. 1:7–8). Этого было довольно для них. Они покончили с царством Израилевым и готовы были всецело посвятить себя на служение всемирному Христову царству, которое должно было обнять все человечество в единое братство. Повторив им обетование Святого Духа, Который даст им силу на совершение предстоявшего им великого подвига — возрождения мира и научит их всему, Спаситель, скрестив руки, благословил их, и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Благоговейный трепет охватил учеников, которые теперь воочию видели, что Учитель их уже не принадлежит больше грешной земле, a восшел к Отцу Своему небесному, чтобы сесть одесную Его, где был искони.

И когда светлое облако, как небесная колесница, возносило Его все выше и выше от апостолов, которые со смешанным чувством грусти по разлуке со своим возлюбленным Учителем, и вместе с тем радости о торжестве Его, не могли отнять своих очей от удалявшегося облака, им предстали два в светлой одежде ангела, которые и возвестили им, что “сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо” (Деян. 1:11). Благоговейно поклонились апостолы Вознесшемуся и, преисполненные глубочайшей радости о славе своего Господа, возвратились в Иерусалим.

Да, велика тайна благочестия! Превечное Слово, от Которого все получило свое бытие и в ладони Которого содержатся все мириады миров, вместилось в бренное человеческое тело и подверглось всем ужасам земной бедственности, чтобы искупить падшее человечество и возвести его опять на высоту потерянного им достоинства. И вот теперь наша прославленная плоть в лице Вознесшегося Христа сидит одесную Отца — на престоле Божества. Человек, этот червь земли, увенчан славой превыше ангелов. Вот до какой неизреченной высоты может подняться человеческое естество, когда оно становится свободным от греха и восстановляется в своем первозданном состоянии. Вот тот бесконечный предел совершенства, которого заповедано достигать нам и который достижим для нас. A ты, земля, ничтожная песчинка в необъятном круге вселенной, неумолкая воздавай хвалу своему Творцу, который возлюбил тебя паче всех мириад величественных солнц и звезд!

Он снизошел до вочеловечивания, чтобы всех горечей вкусить всех горечей твоего бытия, возлежал в убогих яслях мрачной пещеры, терпел голод и жажду, проливал слезы от терзаний душевной тоски, испытал все ужасы страшной и позорной казни, испил горькую чашу смерти, — и все это для того, чтобы изъять эту песчинку из-под ига греха и проклятия и сделать ее престолом для Божьего царства. Готовься же принять вновь имеющего придти Спасителя мира и будь чертогом, достойным божественного Жениха!

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю Святых Отцов

Арсений, митроп. Киевский. Сочинения (73 г.), т. I, стр. 226–234.

Евсевий, арх. Могилевский. Бес. на воскр. и праздн. еванг. (63 г.), т. I, 202–218.

Его же. Бес. на воскр. и праздн. чтения из апостола (67 г.), ч. I, 125–140.

Димитрий, арх. Херсонский. Полное собр. проповедей (90 г.). т. III, 78–91.

Леонтий, арх. Варшавский. Слова, поучения и речи (76 г.), т. I, 85.

Палладий, арх. Рязанский. Слова и речи (81 г.), 96.

Сергий, арх. Владимирский. Годичный круг слов (98 г.), 27–30.

Феофан, еп. Слова к Тамбовской пастве (61 г.), 174178.

Евлампий, арх. Тобольский. Святая Пятидесятница (58 г.), 381–395.

Виссарион, еп. Костромской. Поучения (99 г.), 111–115.

Бажанов В., протопр. Слова и речи (58 г.), 123–135.

Сергиев И., прот. Полное собр. сочинений (94 г.), т. II, 249–272.

Белоцветов А.Круг поучений (94 г.), 54.

Долинский И., свящ. Краткие поучения (94 г.), 204–208.

Красовский П.Поучения для простого народа (70 г.), 116–121.

Дьяченко Г.Ежедневные поучения (97 г.), 73–85.

Лядский Α., свящ. Поучения (70 г.), 135.

Неделя Святой Троицы

I. Евангельское чтение. Зачало (27): Евангелие от Святого Апостола Иоанна 7:37–52, 8:12

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

43 Итак произошла о Нем распря в народе.

44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.

50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:

51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Практический очерк содержания рядового чтения

Из беседы Иисуса Христа по случаю еврейского праздника кущей, предлагаемой в нынешнем евангелии, мы усматриваем, что Иисус Христос удовлетворяет духовной жажде человека и что реки воды живой исходят от того, кто исполняется Его Святого Духа.

1. Иисус Христос удовлетворяет духовной жажде человека (ст. 37).

а) Он предполагает ее у всех людей [“кто жаждет” (ст. 37)], и она всегда возникает там, где сколько-нибудь чувствуется тяжесть греха, и увеличивается более и более, по мере сознания собственного бессилия и немощи.

б) Он удовлетворяет этой духовной жажде и

а. только Он один (да приидет ко Мне), поскольку мы не можем найти душевного мира в мире: ни в его земных преимуществах и богатстве, ни в мирской чести и славе, ни в радостях и удовольствиях; но только у одного Примирителя нашего с Богом. Для каждой духовной жажды, возникающей в человеке, есть у Бога истинное удовлетворение; и, таким образом, всегда и для всех — в Господе нашем Иисусе Христе, едином Ходатае между Богом и людьми.

b. Удовлетворяет всецело (“и пей”). Совершенное насыщение во Христе, посредством Его Святого Духа, проникает всего человека, устремляет его к Богу и освещает его ум, волю и чувства. Так бывает с нами, когда мы приходим во внутреннейшее; живейшее общение со Христом, посредством искренней веры и святой жизни.

2. Кто исполняется так Его Святым Духом, от того исходят реки воды живой — (ст. 38–39).

а) Дух Святой есть живая вода для всей Церкви и для каждого человека в частности.

б) Она обильно излилась только после

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн