им: не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горесть; я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье?] Товит. 3:10;[454 — Услышав это, она весьма опечалилась, так что решилась было лишить себя жизни, но подумала: я одна у отца моего; если сделаю это, бесчестие ему будет, и я сведу старость его с печалью в преисподнюю.] 1 Цар. 1:10;[455 — И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала.] 1 Пет. 1:6[456 — О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений.]). Испытания, постигающие благочестивого человека (Исаии 49:14;[457 — А Сион говорил: «оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!»] Псал. 29:8;[458 — По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился.] Иер. 8:21[459 — О сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня.]).
2. Как Святой Дух является Утешителем для таких сердец?
а) Он приходит к ним и находится ближе от них, чем они думают. Обетование Спасителя. Имя “Утешитель.” Ему открыто сердце человеческое (Иер. 30:10;[460 — И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь, и не страшись, Израиль; ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и племя твое из земли пленения их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его.] Прем. 1:5;[461 — ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды.] Ефес. 4:30[462 — И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.]).
б) Он превращает нашу печаль в радость (Псал. 96:1l;[463 — Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.] Деян. 13:52[464 — А ученики исполнялись радости и Духа Святаго.]). He посредством видений и откровений (Апок. 4:2[465 — И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий.]). Дух Святый совершает это обыкновенными путями (Иер. 15:16;[466 — Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф.] 1 Иоан. 5:6;[467 — Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.] Рим. 8:15;[468 — Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»] 2 Тим. 1:7;[469 — ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.]).
в) Эта радость есть нечто совершенно особенное. Ее можно лучше ощущать, чем выразить. “Мир мой даю вам;” — этот мир превосходит всякую другую радость: “не яко мир дает” (Екклез. 2:2;[470 — О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?»] Рим. 14:17;[471 — Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.] 2 Кор. 7:9;[472 — Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.] 1 Пет. 1:8[473 — Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною.]).
Заключение. Призываю во свидетели этой истины вас, кто знает ο ней по собственному опыту (Исаии 38:17[474 — Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой.]).
Кто вы, легкомысленные грешники? Дети, играющие куклами (Зах. 4:9[475 — руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам.]). Иной для ободрения себя в печали предается вину и сикеру (Прем. 2:7[476 — преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни;]).
Другой жалуется: Дух Утешитель оставил меня в печали (2 Кор. 6:10;[477 — нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.] Псал. 41:12;[478 — Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.] Иов. 3:26[479 — Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье.]). Радость и горе изменяются. Теперь только предвкушение, a не полная брачная вечеря. Скорбные минуты скоро пройдут. Если Дух Утешитель не приходит прежде, то Он непременно придет при смертном одре…
Без Святого Духа невозможно быть христианином
“Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его” (Рим. 8:9).
“Без Меня — говорит Спаситель — не можете делать ничего” (Иоан. 15:5[480 — Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.]). Без Heгo мы не имели бы даже живого дыхания. Иисус Христос — виноградная лоза (Иоан. 15:1[481 — Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.]), альфа и омега. Жестокое слово — для взращения нашей гордости.
Напрасно обрабатывается поле, если над ним не восходит никакого солнца. Как тихо стоят наши мельницы, если они не имеют ни ветра, ни воды! (Псал. 126:2[482 — Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.]). Так и в вещах духовных (2 Кор. 3:5;[483 — не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.] 1 Кор. 2:14[484 — Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.]).
Мы подобны детям, которых нужно вынашивать (Филип. 2:13[485 — потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.]).
Кто Духа Христова не имеет, тот не христианин (1 Кор. 12:3[486 — Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.]).
1. Истинно-верующим христианином.
Конечно, и без Святого Духа можно быть по наружности христианином; но различай гнилое дерево от хорошего (Рим. 9:6–7[487 — Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.]).
Это можно сказать уже в отношении учения и познания веры. Откуда человек почерпнёт это учение и познание? Из собственного ли ума и веры? Учись по-еврейски и по-гречески, читай сто раз Библию — ты все-таки будешь ходить ощупью во тьме, где не озарит тебя свет свыше (Прем. 9:17;[488 — Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах — кто исследовал?] Исаии 11:2[489 — и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;]). “Дух Святый … научит вас всему” (Иоан. 14:26;[490 — Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.] 1 Иоан. 5:6[491 — Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.]).
Еще более это нужно сказать в отношении живой веры. “Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое” (Иоан. 14:23[492 — Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.]). Святой Дух пробуждает и обличает (Иоан. 16:8–9[493 — и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня;]), свидетельствует ο Христе (Иоан. 15:26[494 — Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.]), прославляет Его в нас (Иоан. 16:14[495 — Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.]).
2. Истинно-благочестивым христианином.
Вера без дел мертва (Иак. 2:17–18;[496 — Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.] Сир. 34:14[497 — Боящийся Господа ничего не устрашится и не убоится, ибо Он — надежда его.]). Вы, не имеющие Духа, говорите, что хотите, ο ваших добродетелях, но они не более, как пустая скорлупа; восхваляете честного человека, но он только мертвый образ, размалеванный водяными красками, которые линяют и бледнеют на солнечном свету. Как совершенно иначе бывает с тем, кого влечет Дух Божий к добродетели? (Рим. 8:13–15[498 — ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»]). Он оставляет зло, делает добро ради Бога (Быт. 39:9[499 — нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?]). Его совесть не может переносить никакого греха, как глаз не переносит никакого горчичного зерна. Святость Иисуса Христа — зеркало, в которое он постоянно всматривается. Дух Святой ведет его в землю праву (Псал. 134:12[500 — и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему.]). Его добродетели — плод Духа (Гал. 5: 22[501 — Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,]).
3. Истинно-утешенным христианином.
Человеческие советы и утешения — сухие колодцы. Мир, доставляемый миром, продолжается одно мгновение; — это кукла в руках ребенка (Иов. 16:2;[502 — слышал я много такого; жалкие утешители все вы!] Амос. 6:13[503 — вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: «не своею ли силою мы приобрели себе могущество?»]). Но Дух