Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн

Святой превращает всякую печаль в радость (Деян. 9:31[504 — Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.]); дает нам свидетельство, что мы Божьи чада (Рим. 8:26[505 — Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.]); осушает наши слезы (Рим. 14:17[506 — Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.]); помогает нашей немощи (Рим. 8:26); взывает с нами: “Авва Отче” (Гал. 4:6[507 — А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»]).

Заключение. Что мы за христиане с вами, слушатели? He самодельные ли святые? Многие вовсе не имеют Духа (Иуд. 1:19[508 — Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.]). Иной скажет: “я имею Его; не крестился ли я, не хожу ли в церковь?” Покажи веру твою от дел. Обратись (Деян. 7:51[509 — Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.]). Молись (Псал. 50:12[510 — Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.]) и следуй внушениям Духа Божьего.

Могущественное учение Духа истины

Утешитель же, Дух Святый… научит вас всему”

(Иоан. 14:26).

Святому Духу присуща такая сила, что мы без Heгo, хотя бы и желали, не можем спастись (1 Кор. 12:3[511 — Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.]). Человек прежде всех должен знать путь к небу (Рим. 10:14[512 — Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?]). Этого познания достигают только посредством Святого Духа, наставляющего на всякую истину (Иоан. 16:13[513 — Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.]). Как дитя водят за руку, так Святой Дух, Дух премудрости (Исаии 11:2[514 — и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;]), испытующий всё (1 Кор. 2:10[515 — А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.]), сопровождает наши души и ведет их постепенно от одной истины к другой. Слова Его имеют такую силу, что превосходят всякое человеческое слово. Хотя Его кафедра поставлена в сокрытом месте, однако Он сильно учит.

1. Истины, которым он научает.

Они состоят:

а) в том, что относится к познанию нашего спасения, нашего духовного и вечного блага. Разрешение тайн природы, искусство, устройство нашего земного счастья — суть дела духа мира (1 Кор. 2:12[516 — Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога.]). Дух Святой и здесь делает Свое дело, но главное Его дело — наше спасение. “Научит вас всему,” — именно тому, что сокрыто от естественного человека и выше всякого его разумения (1 Кор. 2:14[517 — Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.]).

б) Преимущественно предмет Его учения составляет Иисус Христос и Его евангелие (Иоан. 15:26;[518 — Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.] 16:14[519 — Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.]). Это не значит, однако же, чтобы Он молчал ο всем прочем, находящемся в Богодухновенном Писании. Все божественные истины соединены вместе, как одна цепь. Дух Святой учит поэтому и ο всем Священном Писании, ο законе и евангелии; Он начинает с сотворения и восходит до последнего, страшного суда. Но все это Он направляет к одному пункту, a этот пункт такой: человек, ты — грешник; Иисус Христоствой Искупитель; за Heгo ты должен держаться верой и любовью, если хочешь спастись. Это — самое важное (1 Тим. 1:15;[520 — Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.] 1 Кор. 2:2[521 — ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.]).

в) Об этом теперь Святой Дух дает нам полное наставление. Научит вас всему. Иоанн говорит: “вы имеете помазание от Святаго и знаете всё” (1 Иоан. 2:20).

2. Род и способ, как Он учит.

a) He непосредственно. Пусть никто не требует знамений и чудес, откровений во сне и наяву. Так учил Он пророков и апостолов (1 Тим. 5:21[522 — Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.]). Мы имеем писанное слово Духа в руках, им мы должны довольствоваться.

б) Он учит нас опосредаванно. Частью посредством Священного Писания, которое мы можем читать и испытывать. Посредством этого слова Дух Святой говорит к грешнику (Рим. 7:7[523 — Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.]) и указывает ему путь ко Христу (Иер. 21:8[524 — И народу сему скажи: так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти.]). Частью учит Он посредством людей, которых Он поставил пастырями и учителями (Рим. 10:14–17[525 — Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.]). По сему пастыри церковные и называются служителями Духа (2 Кор. 3:6–8[526 — Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, — то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?]). Кто не пренебрегает таким научением, на сердце того влияет непогрешимый Дух истины (Сир. 34:14[527 — Боящийся Господа ничего не устрашится и не убоится, ибо Он — надежда его.]).

3. Сила, с которой Он учит.

а) Он убеждает наш разум, что тот должен покориться истине. Заблудший обращается и верует тому, что ему сказано. У него открывается разумение (Лук. 24:45;[528 — Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.] Ефес. 1:17[529 — чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его.]); он видит свое жалкое состояние и находит во Христе свое единственное утешение и спасение. Божественное слово пронизывает сердце (Деян. 16:14[530 — И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел.]).

б) Он запечатлевает истину в нашей памяти. Он так глубоко начертает слово в сердце, что оно более уже не изглаживается. Иной после двадцати и более лет помнит ту или другую проповедь. Дух опять возвращает то, что потеряно. Посеянное зерно не уничтожается, как бы долго ни пролежало под землей; настанет время, когда оно взойдет и принесет плод.

в) Он направляет также и нашу волю к добру. Самые лучшие наши намерения и предприятия без Heгo — ничто. Он возбуждает усердие и ревность, пламенную любовь (Рим. 5:5[531 — а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.]), и дает силу к побеждению греха. Все наши добрые дела — плод Духа (Гал. 5:22[532 — Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера.]). Он является нам и как Утешитель, и взывает: “да не смущается сердце ваше и да не устрашается” (Иоанн 14:27; Рим. 8:26[533 — Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.]).

Дух Святой — наш божественный учитель

Утешитель же, Дух Святый… научит вас всему”

(Иоан. 14:26).

Когда говорят ο каком-либо учителе, то при этом думают вместе об учениках, ο предмете учения, ο средствах учения, ο комнате для учения и способе учения. Так как Дух Святой — наш Божественный Учитель, то спросим:

1. Кого Он учит, или кто Его ученики?

Он принимает в число Своих учеников всех, которые хотят научиться от Heгο.

a) Он имеет учеников Своих еще в Ветхом Завете. Даже между язычниками. Но это были только школы малых детей.

Более обширные знания Он сообщал иудеям, между которыми были превосходные ученики. Но и это была однако ж только приготовительная школа.

б) Высшие, совершеннейшия знания Он сообщает только христианам, которые по вере в Иисуса Христа приобщаются полнейшего действия Святого Духа и Его благодати, и следовательно, принадлежат к числу собственных, главных Его учеников. Об этом говорит Спаситель, обещая апостолам, что Утешитель Святой Дух, егоже пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему (Иоан. 14:26).

2. Чему Он учит, или какой предмет Его учения?

Он учит самому необходимому и самому важному. He наукам, не искусствам, но Божьему совету ο нашем спасении во Христе. Именно тому самому, чему Он учил апостолов. Он, конечно, не научает нас творить чудеса, говорить разными языками, но

а) любить Иисуса Христа,

б) соблюдать Его слово и

в) не отчаиваться (Иоан. 14:27[534 — Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.]).

3. Посредством чего Он учит?

Он пользуется всем в мире, как средством к нашему научению.

а) Он учит посредством природы.

б) Он учит посредством истории.

в) Он учит посредством судеб в нашей жизни.

г) Он учит посредством совести.

д) Он учит посредством Священного Писания, особенно евангелия. Библия — Его главный учебник.

4. Где Он учит?

Он учит на всяком месте в мире.

а) В храме Божием (общественное обучение).

б) Везде, где мы бываем, на всех путях и стезях наших (частное обучение).

5. Как Он учит?

Способ Его учения самый лучший и самый убедительный. Успех апостольской проповеди в день пятидесятницы свидетельствует

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Цветной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн