Святой превращает всякую печаль в радость (Деян. 9:31[504 — Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.]); дает нам свидетельство, что мы Божьи чада (Рим. 8:26[505 — Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.]); осушает наши слезы (Рим. 14:17[506 — Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.]); помогает нашей немощи (Рим. 8:26); взывает с нами: “Авва Отче” (Гал. 4:6[507 — А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»]).
Заключение. Что мы за христиане с вами, слушатели? He самодельные ли святые? Многие вовсе не имеют Духа (Иуд. 1:19[508 — Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.]). Иной скажет: “я имею Его; не крестился ли я, не хожу ли в церковь?” Покажи веру твою от дел. Обратись (Деян. 7:51[509 — Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.]). Молись (Псал. 50:12[510 — Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.]) и следуй внушениям Духа Божьего.
Могущественное учение Духа истины
“Утешитель же, Дух Святый… научит вас всему”
(Иоан. 14:26).
Святому Духу присуща такая сила, что мы без Heгo, хотя бы и желали, не можем спастись (1 Кор. 12:3[511 — Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.]). Человек прежде всех должен знать путь к небу (Рим. 10:14[512 — Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?]). Этого познания достигают только посредством Святого Духа, наставляющего на всякую истину (Иоан. 16:13[513 — Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.]). Как дитя водят за руку, так Святой Дух, Дух премудрости (Исаии 11:2[514 — и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;]), испытующий всё (1 Кор. 2:10[515 — А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.]), сопровождает наши души и ведет их постепенно от одной истины к другой. Слова Его имеют такую силу, что превосходят всякое человеческое слово. Хотя Его кафедра поставлена в сокрытом месте, однако Он сильно учит.
1. Истины, которым он научает.
Они состоят:
а) в том, что относится к познанию нашего спасения, нашего духовного и вечного блага. Разрешение тайн природы, искусство, устройство нашего земного счастья — суть дела духа мира (1 Кор. 2:12[516 — Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога.]). Дух Святой и здесь делает Свое дело, но главное Его дело — наше спасение. “Научит вас всему,” — именно тому, что сокрыто от естественного человека и выше всякого его разумения (1 Кор. 2:14[517 — Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.]).
б) Преимущественно предмет Его учения составляет Иисус Христос и Его евангелие (Иоан. 15:26;[518 — Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.] 16:14[519 — Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.]). Это не значит, однако же, чтобы Он молчал ο всем прочем, находящемся в Богодухновенном Писании. Все божественные истины соединены вместе, как одна цепь. Дух Святой учит поэтому и ο всем Священном Писании, ο законе и евангелии; Он начинает с сотворения и восходит до последнего, страшного суда. Но все это Он направляет к одному пункту, a этот пункт такой: человек, ты — грешник; Иисус Христос — твой Искупитель; за Heгo ты должен держаться верой и любовью, если хочешь спастись. Это — самое важное (1 Тим. 1:15;[520 — Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.] 1 Кор. 2:2[521 — ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.]).
в) Об этом теперь Святой Дух дает нам полное наставление. Научит вас всему. Иоанн говорит: “вы имеете помазание от Святаго и знаете всё” (1 Иоан. 2:20).
2. Род и способ, как Он учит.
a) He непосредственно. Пусть никто не требует знамений и чудес, откровений во сне и наяву. Так учил Он пророков и апостолов (1 Тим. 5:21[522 — Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.]). Мы имеем писанное слово Духа в руках, им мы должны довольствоваться.
б) Он учит нас опосредаванно. Частью посредством Священного Писания, которое мы можем читать и испытывать. Посредством этого слова Дух Святой говорит к грешнику (Рим. 7:7[523 — Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.]) и указывает ему путь ко Христу (Иер. 21:8[524 — И народу сему скажи: так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти.]). Частью учит Он посредством людей, которых Он поставил пастырями и учителями (Рим. 10:14–17[525 — Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.]). По сему пастыри церковные и называются служителями Духа (2 Кор. 3:6–8[526 — Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, — то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?]). Кто не пренебрегает таким научением, на сердце того влияет непогрешимый Дух истины (Сир. 34:14[527 — Боящийся Господа ничего не устрашится и не убоится, ибо Он — надежда его.]).
3. Сила, с которой Он учит.
а) Он убеждает наш разум, что тот должен покориться истине. Заблудший обращается и верует тому, что ему сказано. У него открывается разумение (Лук. 24:45;[528 — Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.] Ефес. 1:17[529 — чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его.]); он видит свое жалкое состояние и находит во Христе свое единственное утешение и спасение. Божественное слово пронизывает сердце (Деян. 16:14[530 — И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел.]).
б) Он запечатлевает истину в нашей памяти. Он так глубоко начертает слово в сердце, что оно более уже не изглаживается. Иной после двадцати и более лет помнит ту или другую проповедь. Дух опять возвращает то, что потеряно. Посеянное зерно не уничтожается, как бы долго ни пролежало под землей; настанет время, когда оно взойдет и принесет плод.
в) Он направляет также и нашу волю к добру. Самые лучшие наши намерения и предприятия без Heгo — ничто. Он возбуждает усердие и ревность, пламенную любовь (Рим. 5:5[531 — а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.]), и дает силу к побеждению греха. Все наши добрые дела — плод Духа (Гал. 5:22[532 — Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера.]). Он является нам и как Утешитель, и взывает: “да не смущается сердце ваше и да не устрашается” (Иоанн 14:27; Рим. 8:26[533 — Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.]).
Дух Святой — наш божественный учитель
“Утешитель же, Дух Святый… научит вас всему”
(Иоан. 14:26).
Когда говорят ο каком-либо учителе, то при этом думают вместе об учениках, ο предмете учения, ο средствах учения, ο комнате для учения и способе учения. Так как Дух Святой — наш Божественный Учитель, то спросим:
1. Кого Он учит, или кто Его ученики?
Он принимает в число Своих учеников всех, которые хотят научиться от Heгο.
a) Он имеет учеников Своих еще в Ветхом Завете. Даже между язычниками. Но это были только школы малых детей.
Более обширные знания Он сообщал иудеям, между которыми были превосходные ученики. Но и это была однако ж только приготовительная школа.
б) Высшие, совершеннейшия знания Он сообщает только христианам, которые по вере в Иисуса Христа приобщаются полнейшего действия Святого Духа и Его благодати, и следовательно, принадлежат к числу собственных, главных Его учеников. Об этом говорит Спаситель, обещая апостолам, что Утешитель Святой Дух, егоже пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему (Иоан. 14:26).
2. Чему Он учит, или какой предмет Его учения?
Он учит самому необходимому и самому важному. He наукам, не искусствам, но Божьему совету ο нашем спасении во Христе. Именно тому самому, чему Он учил апостолов. Он, конечно, не научает нас творить чудеса, говорить разными языками, но
а) любить Иисуса Христа,
в) не отчаиваться (Иоан. 14:27[534 — Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.]).
3. Посредством чего Он учит?
Он пользуется всем в мире, как средством к нашему научению.
а) Он учит посредством природы.
б) Он учит посредством истории.
в) Он учит посредством судеб в нашей жизни.
г) Он учит посредством совести.
д) Он учит посредством Священного Писания, особенно евангелия. Библия — Его главный учебник.
4. Где Он учит?
Он учит на всяком месте в мире.
а) В храме Божием (общественное обучение).
б) Везде, где мы бываем, на всех путях и стезях наших (частное обучение).
5. Как Он учит?
Способ Его учения самый лучший и самый убедительный. Успех апостольской проповеди в день пятидесятницы свидетельствует