нам место в Его всеблаженных обителях. Итак, туда, в эти светлые обители в доме Отца небесного, устремляйся мыслью и сердцем, верующая душа! В след Ему, Началовождю и Предтече своему, гряди с несомненной верой! Ему, своему Владыке и Господу, предай себя всей полнотой любящего сердца! На Него, премилосердого Искупителя своего, возложи все упование твое. Он говорит: “се, творю все новое.” (Откр. 21:5) и по Его всемогущему гласу явит нам “новое небо и новую землю.” (Откр. 21:5)
Христос Воскресе! Итак, путь самоотвержения, злостраданий и креста, который прошел на земле Единородный Сын Божий и который завещал Он Своим последователям, есть истинный и живой путь к вечной жизни, славе и блаженству; равно как путь самоугождения, плотских наслаждений и греха есть верный путь к погибели и вечным мучениям ада. Как бы ни величался грешник на земле, — погибнет память его с шумом и вся слава его погребена будет на веки во глубинах адовых. Как бы ни был уничижен и поруган праведник на земле, — он воссияет, яко солнце, в царстве Отца небесного. Каким ни подвергался бы скорбям, лишениям и бедствиям последователь Христов, — он сторицей приимет блага и жизнь вечную унаследует. Как бы ни блаженствовал на земле несчастный пленник диавола, — его ожидает, по смерти, вечный огонь, уготованный диаволу. Была ли когда-либо так унижена и поругана на земле невинность и добродетель, как была унижена в лице Иисуса Христа, о котором сам предавший Его на распятие засвидетельствовал, что нет на Нем вины; но и может ли быть слава равная славе Его? Терпел ли когда-либо человек больше незаслуженных поруганий и страданий, нежели претерпел их Богочеловек; но и венчался ли кто такой честью, какою увенчался Он?
Ободрись же и восклони главу твою, страждущий на земле последователь Христов! Приидите к Нему вси труждающиеся и обремененные на земле — и Он упокоит вас, возмите иго Его на себя — и обретете покой душам вашим. Пребудьте верны в служении Ему — и удостоитесь от Него небесной почести и славы в доме Отца Его. Слышите-ль, что завещал Он Своим последователям? “Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой… Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах” (Иоан. 12:26; Лк. 22:28–30).
О Божественность, о любезнность, о сладость Твоего гласа, Иисусе! Ты один, всемогущий, мог поднять нас из праха и тления в свободу славы чад Божиих! Ты один, милосердый и многомилостивый, мог сотворить преизбыток благодати там, где преобладал грех, и открыл неиссякаемый источник радости в самой юдоли плача! Ты один возлюбленный Сын Божий, искупивший нас крестом и воскресением Своим, можешь ввести нас в наследие вечного царства Отца Твоего.
“О Пасха велия ж священнейшая, Христе, подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего.” Аминь.
Слово на день Святой Пасхи.[55 — Сергий, арх. Владимирский. Годичный круг слов (1898 г.), стр. 3.]
Христос Воскресе!
Что нам известно о событиях Христова воскресения? Все четыре Евангелиста повествуют о воскресении Христовом, кроме того, о нем достаточно много говорит святой апостол Павел в послании к коринфской церкви. Повествования Евангелистов разнятся между собою в частностях и каждый из них описывает какие-либо особые обстоятельства события Христова воскресения, которых нет у других, но благодаря этому они друг друга восполняют и уясняют. Сравнив сказания Евангелистов, мы получаем достаточно полное изображение событий воскресения Христова.
В пятницу вечером похоронили тело Господа Иисуса Христа, то есть, положили в новой усыпальнице или пещере, которую Иосиф высек в скале в саду для членов своего семейства, но в которой еще никто не был положен. Положили тело Господа в пещере на ложе, покрыв и обвив его пеленами. По еврейскому счислению день кончался в 6 часов вечера, а с 7 часа вечера начинался следующий день. Так как вечером в пятницу наступала суббота, а в этот год особенно велик был день этой субботы, потому что на нее падал день еврейской пасхи, то при поспешности погребения ни враги, ни друзья Спасителя не сделали всех распоряжений о Его теле. На другой день вечером, как только кончилось празднование субботы, старейшины иудейские позаботились опечатать пещеру и приставить к ней воинскую стражу.
Но страже не пришлось стоять долго. В ту же ночь вдруг земля потряслась и яркий свет озарил место гроба. Молниевидный Ангел в белой одежде является с неба, отваливает камень от отверстия пещеры и садится на нем. Воины омертвели от страха, но потом, придя в себя, убежали от гроба. Тьма опят покрыла место погребения.
Пред утром, когда еще было темно, выходят из Иерусалима святые жены мироносицы: Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, матерь апостолов Иакова и Иоанна Богослова, Иоанна, жена Хузы, Иродова домоправителя, и другие с ними, чтобы драгоценными ароматами помазать тело Господа Иисуса. Некоторые из них в пятницу видели, где положили Господа Иосиф и Никодим, видели также, что, по обычаю иудейскому, вход во гроб заложен был большим камнем; но жены не знали, что на другой день вечером в субботу врагами Господа гроб был запечатан и к нему приставлена была стража, иначе они не решились бы идти ко гробу, чтобы помазать тело Господа. Дорогой святые жены выражали только недоумение, кто отвалит или кто поможет им отвалить камень от двери пещеры, потому что камень был очень велик.
Мария Магдалина, более ревностная, скорая и решительная, предваряет других жен и прежде всех приходит ко гробу, когда еще было темно, и находит, что камень отвален от гроба. Внезапно является в ней мысль, что Господь унесен из гробной пещеры в другое место. Не входя в нее, она побежала назад и, на пути встретившись с другими женами, отставшими от нее, сказала им о том, что камень отвален, и они разделили с ней мнение, что взяли Господа,[56 — Это видно из слова Марии Магдалины: не знаем от лица и других жен (Иоан. 20:2): “Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.”] затем она побежала к Апостолам и сказала от лица всех жен: взяли Господа и не знаем, где положили Его. Другие жены приходят к гробной пещере, когда начало рассветать; они решились войти в нее и увидели, что нет в ней тела Господа Иисуса. Когда они стояли в недоумении, вдруг предстали им два ангела в виде мужей в блестящих одеждах. Они возвестили о воскресении Господа и повелели сказать об этом Апостолам.
Между тем апостолы Петр и Иоанн, извещенные Марией Магдалиной об отваленном камне, поспешили к гробу; за ними следовала и Мария Магдалина. Они разошлись с женами мироносицами, так как от гроба к месту пребывания Апостолов были разные пути по разным улицам города. Иоанн, как младший и более крепкий, первый прибежал к погребальной пещере, посмотрел в нее через дверь и, увидев лежащие пелены, не смел войти в нее. Пришел апостол Петр, посмотрел через дверь в пещеру и, войдя в нее, увидел одни пелены лежащие и плат, который был на главе Господа; он был свит и лежал на особом месте. Тогда вошел в погребальную пещеру и Иоанн и увидел, как пишет сам, и уверовал в воскресение Господа, да и неестественно было думать, что кто-либо взял тело Господа, оставив все Его одежды. Апостолы возвратились в город, а Мария Магдалина стояла у гроба и плакала. Но вот она наклонилась к двери гроба и увидела двух Ангелов. Они сказали ей: жена! что ты плачешь, а она сказала им: унесли Господа моего и не знаю, где положили Его. Сказав это, она обратилась назад и увидела стоящего человека, но в слезах и от неожиданности не узнала Иисуса и приняла за садовника. Может быть, и Сам Христос явился ей в таком виде, чтобы она не вдруг узнала Его, дабы не поразить ее страхом; но когда Он свойственным Ему голосом сказал — Мария, тогда она узнала Его. Господь запретил ей прикасаться к Нему и повелел возвестить о Своем воскресении Своим ученикам.
Немедленно после того Господь явился и другим женам мироносицам, которые в это время были еще на пути к дому апостолов. Они, пораженные явлением и словами ангелов, бежали от гроба в страхе и трепете, ни с кем не останавливались и никому ничего не говорили. Господь встретил их и сказал им: радуйтесь, и они ухватились за ноги Его и поклонились Ему.
Пришли жены к апостолам, а также и Мария Магдалина, и возвестили о явлениях им Господа, но Апостолы не поверили им.
В тот же день Господь явился апостолу Петру, как повествует евангелист Лука, но при каких обстоятельствах, неизвестно. Подробно описано этим евангелистом четвертое явление Господа Клеопе и другому ученику во время путешествия их в Еммаус. Христос явился им так, что они сначала не узнали Его; когда же они взошли с Ним в дом для принятия пищи, то узнали Его в то время, когда Он, благословив хлеб и преломив, подал его им, но в то же время сделался невидим. Они возвратились в Иерусалим вечером и рассказали об этом апостолам, которые сказали им, что воистину воскрес Господь и явился Симону Петру.
Когда ученики Господа, кроме апостола Фомы, собравшиеся вместе в Иерусалиме в одном доме, при запертых дверях, рассуждали поздно вечером о слышанных ими явлениях Его в тот день, Господь внезапно предстал среди них, уверил их в Своем воскресении, преподал им через дуновение Духа Святого и открыл ум их к разумению Святого Писания.
Итак, Господь для уверения в Своем воскресении явился не менее пяти раз в первый день разным лицам, в разные часы дня и в разных местах и положениях. Должно заметить, что Евангелисты говорят еще не о всех явлениях Господа.
Господь продолжал являться и в следующие дни. Иоанн Богослов, как очевидец, описывает еще два явления Господа, именно, спустя восемь дней по воскресении, Господь, явившись одиннадцати апостолам, уверил апостола Фому в Своем воскресении, потом явился семи ученикам на море Тивериадском во время ловли рыбы, а евангелист Матфей повествует о явлении воскресшего Господа одиннадцати апостолам на горе в Галилее. Святой апостол Павел в первом послании своем к коринфской церкви, перечислив некоторые выше сказанные явления, говорит