еще о таких явлениях Господа, о которых умолчано евангелистами, именно о явлении Его более нежели 500 братиям, последователям Господа, собранным в одном месте, а также о явлении Иакову, брату Господню, с которым апостол Павел лично беседовал в Иерусалиме. Евангелист Лука, спутник апостола Павла, слушавший Апостолов, очевидцев Господа, пишет в Деяниях апостольских, что Господь явил Себя живым, то есть, воскресшим по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь Апостолам и говоря о Царстве Божьем (Деян. 1:3).[57 — которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.]
Таким образом, Христос оставил после Себя многочисленных очевидцев и свидетелей Своего воскресения. Являлся Он и по вознесении Своем на небеса. Так, спустя около семи лет по Своем вознесении Он явился первомученику архидиакону Стефану. Святой Стефан увидел Его перед своей страдальческой кончиной стоящим одесную Бога Отца. Вскоре после того Христос явился гонителю Савлу, ставшего после этого явления великим апостолом Павлом. Являлся Христос и после многим мученикам и святым. И вообще, кроме книг Святого Писания, истина воскресения Христова утверждается многоразличными неисчислимыми дивными событиями, совершившимися в христианской Церкви.
Потому истинно верующие христиане, твердо убежденные в этом величайшем событии, светло празднуют день воскресения Христова в том чаянии, что Христос, вознесшийся на небеса, дабы уготовать там обители для своих последователей, не отвергнет их по кончине их и что Бог Отец, воздвигший Господа Иисуса из мертвых, воскресит и тела их в установленное время и не лишит участия в благах вечных небесных, чего и да сподобит всех нас премилосердный Господь. Аминь.
Поучение в день Пасхи.[58 — Прот. Родион Путятин. Полное собрание поучений 1893 г. стр. 65–66.]
Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!
(Пс. 117:24).
Нынешний день есть день особенного веселия, особенной радости; нет у нас праздника веселее и радостнее настоящего. И с каким желанием все ожидают его, с каким приятным беспокойством приготовляются к нему, с каким удовольствием друг друга приветствуют с наступлением его. При слове — Христос воскресе — мы и сами как бы воскресаем, душа оживает, сердце восхищается. Да, сей праздник для того и установлен, чтобы мы радовались и веселились.
Ужели же ныне всем, даже и нераскаянным грешникам, надобно радоваться? О чем, кажется, такому грешнику ныне радоваться! Христос воскрес, но в душе нераскаянного Он не воскрес; Христос разрушил царство тьмы, но нераскаянный все еще в неволе у диавола; Христос сокрушил вереи ада, но нераскаянный все не избегнет огня геенского; Христос смерть попрал, но нераскаянный все не минует вечной смерти; Христос приблизил к нам Ангелов, но от нераскаянного все они бегут, как от смердящего трупа.
Увы, бедный, нераскаянный грешник! У всех ныне праздник, только у тебя нет. Все ныне веселятся, торжествуют, люди и Ангелы ликуют вместе; только тебе нечего торжествовать и не с кем веселиться. Как ни украшай себя со вне, как ни убирай своего тела, — видно, не бывать у тебя ныне радости; ибо у тебя душа не убрана, замарана грехами, не омыта слезами сокрушения, не очищена в бане покаяния. Какой ты ни готовь себе стол, — видно, быть тебе ныне голодным: ибо у тебя голодна душа, ты не питал ее ни словом Божьим, ни Телом и Кровью Христовыми. Куда ты ни пойди, везде тебе не радость, — ибо тут встретишь нищего, которому ты отказал; там увидишь вдову, которую ты презрел; на всяком шагу тебе будут попадаться или обиженный тобою, или обольщенный, или обманутый, или оклеветанный, или… Но что я в такой праздник тревожу душу грешника? Ах, он бедный, и без того не имеет никогда покоя. Нет, успокойся, грешник! Ты беден добрыми делами; но Бог богат милостями к тебе. Успокойся! Дверь покаяния для тебя еще не затворена, а через эту дверь ты войдешь в полную радость нынешнего дня. Восплачь же, вздохни к Богу из глубины души о своих грехах. Иные плачут от радости, а ты от своих слез возрадуешься. Весело проливать слезы раскаяния; сладко плакать о грехах. Восплачь же, вздохни для праздника, — и у тебя будет настоящий праздник Воскресения: в тебе воскреснет Христос, ты освободишься от рабства диавола, ты не умрешь смертью вечной, о тебе возрадуются на небе Божьи Ангелы. Да, Ангелы Божьи на небе возрадуются, когда увидят твои слезы раскаяния, когда услышат твои вздохи о грехах.
Так, никто из нас не должен ныне унывать; двери веселия всем открыты, — входите без сомнения; реки радости для всех текут, — черпайте без опасения.
Оживимся же настоящим торжеством, обнимем друг друга, ненавидящим нас простим все для Воскресшего, и будем устами и сердцем воспевать:
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Аминь.
Христос Воскресе!
Христос Воскресе! — радостно поет святая Церковь, и торжествующая песнь ее бесконечными отголосками разливается по всему лицу земли, и из миллионов уст раздается громогласными раскатами ликующий ответ: воистину воскресе! И что может быть величавее и торжественнее этого момента! Величаво и торжественно бывает зрелище, когда победоносный царь, возвращаясь с поля битвы, усеянного трупами разбитого и рассеянного врага, встречается своим ликующим народом, который восторженными кликами приветствует в лице своего царя-победителя своего избавителя от ужасов вражеского нашествия и плена: необозримые массы ликующего народа охватываются одним общим неудержимым чувством невыразимого восторга, старцы и юноши соперничают в криках приветствий и радости, девы слагают победные песни и приветствуют ими царя и даже матери поднимают на руках своих малюток, чтобы и они своими детскими голосами приняли участие в общем хоре всенародного ликования. Такая радость бывает у народа, когда он празднует торжество своего земного царя над своими земными врагами.
Каково же должно быть торжество в честь Небесного Царя, Который победил не какого-нибудь земного врага, способного лишать лишь временных, земных благ, а врага исконного и лютого, саму смерть, отнимавшую самый смысл в существовании человека, и избавил от этого лютого врага не какой-нибудь один народ, а все человечество! Ликуй же и веселись все человечество и едиными устами и сердцем прославляй своего воскресшего Царя, Победителя смерти и Жизнодавца! Само время, устроившее в настоящем году празднование Светлого Воскресения Христова в один и тот же день по всему миру, призывает всех от востока до отдаленнейшего запада — забыть все мелочи и тревоги земной житейской суеты и, с братской любовью обнимая друг друга, от полноты восторженно ликующего сердца воспевать: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!
Какая необъятная глубина смысла заключается в этих простых словах! Но она ясна для всякого истинно-верующего сердца и хотя в течение тысячелетий из года в год повторяются одни и те же слова, они никогда не теряют своей внутренней животворной силы и, заслышав их, сердце всякого верующего христианина трепещет несказанной радостью и дух его вздымается и крепнет. Весь мир преображается и ликует, и простодушная вера православного русского народа, что в светлый день Пасхи само солнце при восходе своем играет каким-то особенно чудесным необычным блеском, есть глубоко-знаменательное отображение уверенности истинно-христианской души в мировой всеобъемлемости пасхальной радости по случаю воскресения Христова.
В виду этого только с болью в сердце можно вспоминать о том, что есть люди, и в последнее время они умножаются все более и более, которые дерзают не верить в действительность Христова воскресения. Можно бы усомниться в самой возможности того, чтобы среди христианских народов, которые всем своим существом обязаны воскресению Христа и всеми благами своей духовной и даже материальной жизни пользуются только именно благодаря одержанной Христом победе над силами ада, которые суть силы тьмы, рабства и смерти, — чтобы среди них могли находиться люди, способные не верить этому основному факту всей новейшей истории. К несчастью, такие люди, в полном смысле изверги христианского мира, существуют, и не только не стыдятся своего неверия, а даже хвастаются им и выставляют его как особое знамя умственной зрелости и просвещения. Увы, это мнимое просвещение есть лишь самомнящая умственная слепота, которая, не видя солнца, усиливается и других убедить в том, что никакого солнца никогда не было и не существует! Сама по себе слепота была бы еще, впрочем, простительна. Но, к несчастью, у умственно слепых она часто соединяется с преднамеренным желанием не видеть того, что служит предметом отрицания, и тогда она является уже вполне преступным деянием, гнусной ложью и ожесточением. В этом отношении новейшие отрицатели даже более повинны, чем римские воины, которые, вопреки всякой очевидности, и притом грозной и непреодолимой, имели достаточно низости, чтобы солгать пред всем миром и извратить то, что они видели на самом деле. А видели они страшное, небывалое событие!
Вот вокруг гроба галилейского Учителя, Которого с ожесточенной злобой преследовали иудейские вожди и старейшины, пока не удалось им вознести Его на позорный крест, водворилась торжественная тишина. Ночь покрыла все злодеяния и гнусности обезумевших от ярости и злобы людей и среди мертвенного безмолвия ночи только слышались мерные шаги римской стражи, приставленной оберегать целость печати у гроба распятого “царя иудейского.” И вдруг — когда уже забрезжилось утро, так что воины могли уже считать свое дело исполненным и ждать желанной смены для отдыха — под ними затрепетала земля, и не успели они оправиться от сотрясения., как явился ангел Господень, блистая как молния и в одежде белой как снег. С ужасом воины-язычники хватаются за оружие, но руки слабеют, копья и мечи выпадают и сами воины, привыкшие сокрушать неприступные твердыни и разгонять полчища врагов, теперь в ужасе и оцепенении падают на земь и закрывают свои лица перед невиданным ими блеском неземного существа. И в этот страшный момент камень от гроба отвалился и из мрачной пещеры торжественно восстал Царь славы, Господь Бог наш, Победитель смерти и ада и Податель истинной жизни!
В страхе лежат воины на земле и не смеют пошевелиться, и только уже когда событие совершилось, блеск исчез и водворилась прежняя мертвенно-ночная тишина, они поднялись и к своему невыразимому ужасу увидели, что огромный камень гробовой отвален и самый гроб опустел! Что им делать теперь? И вот тут-то и начинается самая невероятная история, породившая самую дерзкую и гнусную ложь. Оправившись от своего страха, бегут воины в город и стучат в двери старейшин, торопясь сообщить им обо всем случившемся. Те слушают и ужасаются! Так он воскрес, — молниеносно озаряет их гнусную душу страшная мысль. Всякий другой на их месте с неудержимым порывом искренности исповедал бы истину; но иудейские старейшины уже слишком закоснели