Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
226
и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу
227
Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
228
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
229
силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.
230
и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
231
Все же верующие были вместе и имели всё общее.
232
Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного.
233
И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
234
У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного.
235
236
Блаженный Августин.
237
238
Блаженный Августин.
239
ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете.
240
Арсений, митроп. Киевский. Сочинения (74), т. I, стр. 158.
241
Се, оставляется вам дом ваш пуст.
242
И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
243
и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
244
Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые.
245
Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.
246
а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека.
247
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
248
Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
249
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
250
Путятин Р. прот. Полное собрание поучений (93 г.), стр. 88.
251
См. начало выше, в Образцах церковной проповеди к Неделе о Фоме.
252
Евангелие в неделю жен мироносиц за литургией Mapк. 15:43–16:8. О явлении Марии Магдалине у Иоанна 20:11–18.
253
Les Apоtгes, 3, 4, 22.
254
и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
255
но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили.
256
И показались им слова их пустыми, и не поверили им.
257
Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
258
См. его сочинение “Jesu von Nazara” IIΙ, стр. 665.
259
1 Иоан. 5:4.
260
Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время …
261
Деян. 8:3.
262
Это положение, пожалуй, может показаться несколько крайним в виду заявления в Матф. 28:11–15, где прямо говорится, что уже первосвященники распустили ложное известие, будто ученики украли тело Иисуса, и это ложное слово “пронеслось между иудеями до сего дня,” a также и в виду того, что мы знаем об иудейских росказнях из других источников. Так, известный иудейский трактат Толдоф Иешу прямо повторяет рассказ, что тело Иисуса Христа было украдено учениками (Eisenmengeг, Neuentd. Judenthum, I. 190 и сл). Иустин Философ изображает иудеев распространяющими по всему миру молву, что ученики украли тело своего Учителя ночью из гробницы (Разговор с Триф. гл. 108). У Цельза иудей делает ту же инсинуацию и ловко пытается дать и другое объяснение делу, выставляя на вид фанатически распаленную фантазию женщины, которая первая вообразила, что она видела Иисуса, или предрасположенность учеников верить этому, или просто сильное желание в них увидеть Иисуса, породившее в них мысль и ο воскресении Его (Oгigеn. Contгa Celsum, II, 55, 63, 68, 79). Таким образом, среди иудеев были широко распространены рассказы, которыми отрицалось воскресение, и среди этих росказней наиболее выдавался тот рассказ, ο котором упоминает и Святой Апостол Матфей. Но все это нисколько не затрагивает того, что сказано в тексте. Дело в том, что по общему признанию древнейшая и достовернейшая по своей подлинности литература (именно послания апостола Павла) не обнаруживает ни малейшего следа этих росказней, да по-видимому и сам апостол Павел, терпевший от иудеев всевозможные гонения и клеветы, нигде не встречался с таким настойчивым отрицанием воскресения, чтобы оно потребовало от него более или менее серьезного опровержения в посланиях, или даже случайного упоминания ο нем. A это весьма знаменательно и показывает, что действительно такого отрицания в его время не было со стороны иудеев. Что же касается позднейших росказней и слухов, то они являются просто мифами или вымыслами, представляющими уже плод предубежденного ума, a не свидетельство истории.
263
ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.
264
да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
265
Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
266
Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
267
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
268
Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение.
269
Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
270
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
271
Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
272
Блаженный Августин de doctг. christ, lib. 1.
273
Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
274
Блаженный Августин in. ps. 103.
275
Святой Амвросий de offic. 1. 5.
276
Ориген.
277
Никанор, арх. Херсонск. Поучения, беседы, речи, воззвания и послания (90 г.), стр. 423.
278
Романов И., прот. Полное собрание поучений (88 г.), стр. 421.
279
Иоан. 5:1-16.
280
Мнения ο том, какой собственно праздник разумеется в Иоан. 5:1, чрезвычайно расходятся; но что под этим “праздником иудейским” нельзя разуметь Пасхи, это, по нашему мнению, ясно дает понять сам евангелист, который в следующей же главе (6:4) определенно говорит, что собственно Пасха только еще “приближалась.”
281
См. Синаксарь, Цветн. триодь, лист 79 на обор.
282
Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?
283
284
Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
285
Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
286
После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя.
287
слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
288
В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам.
289
Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста
290
К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
291
Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
292
И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих.
293
Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу, [ибо Он свят].
294
Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасени.
295
Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых.
296
Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
297
но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах.
298
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
299
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
300
Святой Иоанн Златоуст. in. h. 1.
301
И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собоюибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть