Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

называться православным христианином. Он будет всюду являть себя достойным Христовым последователем, посредством верного и постоянного исполнения обязанностей своего христианского звания.

3. Каждый приобщающийся Святых таинств вспоминает свое назначение для другого мира.

Если апостол говорит: «когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет», то этим он направляет нашу надежду на вечную будущность, в которую Спаситель опять придет с божественным величием, и напомнит нам о нашем назначении для другого мира. Но залог этой надежды заключается в приобщении Тела и Крови Христовой. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную.»

С какой радостной уверенностью, в последней беседе со скорбными учениками, Иисус Христос направлял сердца их к будущему миру и утешал их надеждой свидания! Поэтому можем ли мы, приобщаясь Святых Христовых таинств, не чувствовать своего призвания для вечной жизни?

A сознавая свое призвание для вечности, можем ли мы не почерпать из приобщения Святых таинств сильнейшего побуждения к святой и богоугодной жизни на земле? Если мы смотрим на распятого и воскресшего Господа, видим на Его примере, какие награды уготованы добродетельным и какое блаженство ожидает благочестивых, то мы никогда не будем терять из виду великого назначения нашей жизни, но станем со страхом и трепетом осуществлять свое спасение.

Как бы ни была тяжела для нас борьба и самоотвержение, мы неослабно будем исполнять свои обязанности, творить волю Отца небесного, дабы нам при святой и богоугодной жизни радоваться упованием на будущее блаженство.

Вот к чему обязывает нас приобщение Святых Христовых таинств!

Достойное причащение Святых таинств доставляет нам истинное утешение и успокоение в жизни

1. Оно соединяет сердца людей взаимной любовью.

Чтобы дни нашей жизни текли мирно и радостно, необходимо, чтобы любовь увеселяла их, чтобы сердечное благожелание и искреннее участие людей, с которыми мы живем, осчастливливали нас, возвышали и украшали наши радости, облегчали наши скорби и несчастья. Где равнодушие, холодность, самолюбие, ненависть и раздоры разъединяют сердца, там всякое радостное и спокойное настроение духа подавляется и жизнь отравляется. Только там жизнь может быть истинно-радостной, где царствует любовь.

Как благотворно действует в этом отношении на нашу жизнь достойное принятие Святых таинств! В установлении этого таинства Господь хотел явить нам Свою беспредельную любовь и соединить сердца всех людей взаимной любовью (Иоан. 13:1).[844 — Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.] Как трогательно увещевал Он на тайной вечери Своих учеников, чтобы они любили друг друга (Иоан. 13:35;[845 — По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.] 15:12[846 — Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.])!

Первые христиане иначе и не называли таинства причащения, как вечерей любви, которая соединяла всех причастников в одно сердце и одну душу. Причащение Святых таинств должно и нас соединять взаимной доброжелательностью и любовью.

Кто приступает к Господней трапезе, где он вкушает само тело и самую кровь Спасителя, возлюбившего нас до конца, тот может ли питать в своем сердце чувства ненависти и вражды? Может ли не примириться со всеми людьми и не возлюбить их так, как возлюбил Иисус Христос?

Как же тогда жизнь наша будет проходить мирно и радостно, если цель эта достигнется достойным принятием Святых таинств!

Если же и огонь божественной любви не в состоянии расплавить наших каменных сердец, тогда остается для них одно — огонь геенский!

2. Оно ободряет и укрепляет нас в исполнении наших обязанностей.

Кто хочет достойно приобщаться Святых таинств, тот должен прежде испытать себя: если приготовился он к принятию столь великого дара — «пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).

Тело и кровь Господа указывают нам на наше высокое христианское звание, обязывают нас к верному и неуклонному следованию за Спасителем, побуждают нас к благодарной любви к Нему, и через это оживляют и укрепляют в нас ревность к нравственному улучшению и добродетели.

Кто часто и с благоговейным чувством принимает Святые дары, для того все обязанности с каждым разом становятся святее и исполнение их легче. Любовь Господа поддерживает его и влечет к вечным, нетленным благам духовным.

Спросите самих себя: когда вы с благоговейным вниманием, с благочестивым настроениеми, со святыми мыслями и намерениями приступали к Господней трапезе, не ощущали ли в себе тогда мужества и охоты к исполнению ваших обязанностей? Не чувствовали ли вы в себе святой решимости ко всякому добру?

A посредством исполнения своих обязанностей вы одновременно закладываете прочное основание вашей спокойной жизни и достатка. Потому что никогда не можем мы быть более спокойны и радостны в жизни, как если усердно трудимся во вверенном нам круге деятельности — и по совести исполняем наш долг. Мы удаляем тогда от себя и своих близких многие огорчения, неприятности и затруднения, приобретаем себе любовь и уважение людей, одобрение чистой совести и радостное упование на Бога.

3. Оно успокаивает нас при сознании наших немощей и грехов.

Как бы ревностно мы ни стремились к исполнению наших обязанностей и к соблюдению Божьих заповедей, мы все-таки не освобождаемся совершенно от погрешностей и недостатков, которые делают нас недовольными нами самими и нашей слабостью, нарушают мир сердца. Мы должны искренно исповедать перед Богом, что мы величайшие грешники и не можем ничем похвалиться перед Богом. При таком сознании можем ли мы быть спокойны и веселы в жизни, если вера в Искупителя и надежда на благодать Божью не утешает и не успокаивает нас?

Но эта вера и эта надежда находит для себя укрепление в приобщении Святых таинств. Здесь дано нам торжественное уверение в том, что Отец милосердый готов простить нам все грехи, если мы с полным раскаянием и решимостью исправления приближаемся к Нему, ищем Его благодати и стараемся быть достойными ее.

Спаситель предлагает нам в снедь Свое пречистое Тело и Свою честную Кровь: может ли Он отказать нам в прощении грехов?

Если мы теперь, приобщаясь Святых таинств, укрепляемся в вере в Него и в подражании Его примеру; то мы оправдываемся перед Богом, имеем мир с Богом (Рим. 5:1).[847 — Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа.]

A этот мир доставит нам истинное утешение в жизни, источник которого заключается в Божьей благодати и которое ничем не может нарушаться, кроме греха. Чем глубже возбуждается в нашей душе принятием Святых таинств отвращение ко всякому злу, и чем сильнее оживляется любовь к добру, тем довольнее и спокойнее мы чувствуем себя в жизни по Божьей благодати.

4. Оно подавляет в нас ужас при мысли о смерти.

Как часто мысль о смерти тревожит человека и отравляет прекраснейшие радости! Не приходим ли мы в ужас при одном представлении, что смерть может оторвать самых возлюбленных от нашего сердца, сделать нас несчастными и убитыми горем и тоской?

Кто может весело смотреть на жизнь, если смерть все вещественное на веки разрушает и уничтожает?

Этот страх смерти рассеивается принятием Святых таинств. Христос, Тело и Кровь Которого мы вкушаем, попрал смерть и воскрес из гроба. В таинстве причащения Он дал всем нам непреложный залог надежды на вечную жизнь.

При установлении этого таинства, Он утешал печальных учеников Своим обещанием, что Он опять увидит их и на веки обрадует их.

«Живу Аз и вы будете жить! Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (Иоан. 6:54).[848 — Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.]

Надежда бессмертия, вселяемая в нас причащением Святых таинств, отнимает у нас всякий страх смерти и утешает нас в кратковременной жизни упованием на лучший мир.

Достойное причащение Святых таинств делает нас счастливыми даже во временном отношении

1. Оно удаляет то, что делает нас несчастными.

Несчастным, бедным, жалким, безутешным делает человека, главным образом, неверие, высокомерие и зависть. Но эти три недуга несовместимы с достойным причащением. Посредством его:

а) Неверие сжигается.

Где неверие, там счастье не приносит никакой радости, и несчастье не знает никакого утешения. Но кто достойно причащается, верует в глубочайшую тайну — тот пребывает в вере, верует в искупление Спасителя, верует в Отца небесного, во всеблагое, вселюбящее и всеуправляющее Божье Провидение. В такой вере легко переносят всякие страдания земные и думают: «милосердый Отец послал их для нашего спасения; Иисус Христос терпел несравненно большие страдания невинно; святые шли тем же путем; конец — небесная награда и т. д.»

б) Гордость изгоняется.

Кто достойно приобщается, тот уже прежде, до принятия Святых таинств, смиряется на исповеди, со смирением преклоняет колена вместе с другими, даже со своими слугами и служанками, перед Святой чашей. Во всех движениях своих проявляет благоговение к таинству; принимает смиренного Спасителя, который омыл ноги Своим ученикам и был слугой всех. Высокомерие исчезает, быть может, на некоторое время, быть может, — навсегда; a с высокомерием удаляются и многие страсти, делающие человека поистине несчастным, как то: заносчивость, сварливость, страсть к злословию и оскорблениям, и прочие пороки, уязвляющие сердце!

в) Зависть становится невозможной.

Зависть есть собственно следствие нищеты и нужды. Где нет зависти, там самый бедный не беден и самый несчастный не несчастен. Но после достойного принятия Святых таинств зависть делается невозможной. В таинстве причащения поистине принимают высочайший Божий дар, наравне со всеми другими. Причащаются бесконечной любви и благодати. Принимают Того, Кто есть любовь. Зависть умирает, a с ней вместе и многие столь язвительные мучения, — умирает то недовольство, которое не видит собственных благ и преимуществ, a взирает только на блага ближних. Теперь становятся счастливыми и более уже не несчастными.

2. Оно ограждает то, что делает нас счастливыми.

Если человек крепок и здоров, богат и уважаем, то говорят: он счастлив. Эти блага, доставляющие счастье, сохраняются и умножаются Святым причащением, если оно достойно.

а) Оно дает крепость сил и здоровье.

Достойное причащение, по учению нашей Церкви, доставляет исцеление не только души, но и «тела», способствует телесному здоровью. Уже многие святые поддерживали свою жизнь одним лишь вкушением Святых таинств. Но главное в том, что достойно причащающиеся укрепляются против искушений, лучше сопротивляются влечениям плоти и гнева, охотнее могут прощать, любить и молиться. A кто побеждает, молится, любит и прощает, тот единственно счастлив и имеет мир.

б) Оно делает богатым.

Некогда, во времена гонений на христиан, многие сохраняли Святые дары в собственном доме. Гонители иной раз хотели захватить эту святыню, но христиане охотнее отдавали все свое имущество, чем своего Спасителя. Спаситель есть и наше величайшее сокровище, и наше величайшее богатство. Кто

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн