Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

излишним и бесцельным, тот «не рассуждает тела и крови Господней», не делает никого различия между вечерей Господней и обыкновенной трапезой.

Не значит ли это пренебрегать величайшими благодеяниями Иисуса Христа, считать Его обыкновенным человеком?

Кто так поступает, тот тяжко грешит против Спасителя и Искупителя и навлекает на себя тяжкую вину. Потому что каждому христианину с детства известно: Кто был и что сделал Спаситель для нашего искупления и спасения. Кто знает это, и однако с небрежением принимает Святые таинства или вовсе отказывается от них, тот презирает и оскорбляет Господа. И как презирает и оскорбляет? В собственном Теле и Крови Его, в самом высшем даре Его любви.

2. Оно есть преступная беспечность о спасении своей души.

Иисус Христос установил таинство причащения для нашего подкрепления, ободрения, освящения и спасения. Кто принимает это таинство с благоговением, тот находит в нем подкрепление для своей веры, поощрение к последованию за Господом, побуждение к освящению своей жизни и всего своего поведения. Причащающийся с верой таинственно соединяется со Христом и становится в Нем причастником жизни вечной.

Если мы хотим пользоваться такими действиями таинства причащения, то мы чувствуем также и святую обязанность очищаться от грехов, посвящать жизнь свою Богу и через это достигать нашего вечного спасения.

Но пренебрегающий таинством причащения или неблагоговейно принимающий его лишается могущественнейшего средства к освящению своего сердца и жизни, к возвышению своего духа и к достижению своего вечного блаженства.

Где он найдет тогда ободрение к исполнению своих обязанностей — силу к деланию добра и к победе над злом?

Посмотрите на легкомысленно приступающих к таинству причащения. Не лишены ли они всякого религиозного чувства? Не преданы ли они всякого рода порокам?

Так наказывается равнодушие к евхаристии, потому что оно из-за непопечения о спасении души делает человека несчастным.

3. Оно подает пагубный соблазн ближним.

Христианин обязан своей жизнью подавать добрый пример другим. «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:2, Мат. 5:16[853 — Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.]).

Как вообще это составляет нашу обязанность, так и в особенности по отношению к церковной жизни, к участию в общественном богослужении, к соблюдению церковных уставов и к принятию Святых таинств.

Потому что тут по преимуществу видят нас наши собратья, наблюдают за нашими поступками и судят по ним о нас.

Если вы оказываете неблагоговение к Телу и Крови Христовой, то этим вы вводите других в смущение и соблазн.

Если же вы вовсе не причащаетесь, то через это возбуждаете в ваших ближних мысль, будто таинство причащения — дело безразличное и излишнее. Как опасны такие мысли для немощных христиан.

Пусть подумает каждый христианин, какую ответственность он навлекает на себя небрежным отношением к Святому причастию.

Убедитесь в высокой важности этого таинства и приступайте к нему со страхом, верой, благоговением и соответствующим приготовлением!

4. Оно навлекает страшный суд Божий на недостойных причастников.

Недостойно причащающийся Святых таинств вкушает не простой хлеб и вино, a истинное Тело и истинную Кровь, как и те, которые достойно приступают к ним. Но это то самое счастье и обращается для недостойного причастника в погибель. «Ядый и пияй недостойне, суд себе яст и пиет» (1 Кор. 11:29).[854 — Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.]

Иначе и быть не может, судя по важности вины. Ибо в чем виновен ложный причастник? В том, что есть самого преступного: он «повинен Телу и Крови Господа», т. е. смерти Господней. Может ли быть вина тяжеле этой вины?

Распинатели Господа виновны были в этом ужасном преступлении, но виновны не столько, как ложный причастник: потому что они или вовсе не знали, или знали неубедительно, кого распинают. «Ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2:8). Но ныне недостойный причастник не может не знать, кого распинает: он распинает своими грехами именно «Господа славы.» Какого только наказания не заслуживает это преступление?

Посмотрите на пример Иуды. Он был злой клеветник, Спаситель его терпит; он был вор, Спаситель его терпит; он замыслил уже продать своего Учителя за сребренники, Спаситель с непостижимой кротостью все еще терпит его; но он причастился недостойно, и Спаситель не может уже более сносить его; Иуда вдруг предался влиянию сатаны, — «И после сего куска вошел в него сатана.» (Иоан.13:27).[855 — Святого Иоанна Златоуста бес. 28 на посл. к Кор.]

Кто поручится, что и ныне недостойное причащение не сопровождается подобными последствиями? И как не следовать чему-либо от вкушения Тела и Крови Христовой, когда и употребление обыкновенных пищи и питья сопровождается нередко разнообразными последствиями?

Сильные и радикальные лекарства всегда такого свойства, что если не производят спасительных действий, то сопровождаются великой опасностью для принимающих. A какое врачество сильнее и решительнее Тела и Крови Сына Божьего?

Посредством таинства причащения мы уподобляемся Иисусу Христу

Когда мы принимаем какую-либо телесную пищу, то она претворяется в нашу плоть и кровь, прелагается в наше собственное существо. Но не так бывает с духовной пищей, вкушаемой нами в таинстве причащения. Не мы прелагаем Христа в нас, но Христос чудесным образом прелагает нас в Себя, так что мы становимся то же, что и Он.

1. Через дивное и действительное преображение нас в Иисуса Христа, в таинстве причащения, Спаситель хотел дать нам урок, имеющий величайшую важность. Соединяясь преискренне с нами, Он желал научить нас, что если приобщением делает нас едино с Собою, то и мы во всем должны быть подобны Ему. Следовательно, мы должны быть кротки и смиренны, как Он; снисходительны и доброжелательны, как Он; чисты и милосердны, как Он. Мы должны, подобно Ему, любить бедность, не гоняться за почестями, презирать мир с его суетой, посвящать всю жизнь нашу во славу Божью и, если нужно, умереть на кресте, как и Он и проч.

2. Но получили ли вы такой плод от приобщения Святых таинств, хотя к ним ежегодно приступаете в продолжение многих, многих уже лет вашей жизни? Замечаете ли какую либо перемену к лучшему в вашем поведении? Уподобляетесь ли святости Христовой?

Увы, ваше сердце также немилосердно, ваш дух все еще тяготеет к земле, ваш язык по-прежнему злоречив и язвителен, все ваши страсти также действуют в вас. «Чем вы можете извиниться, если, питаясь такою пищею, повинны в стольких грехах, — вкушая агнца, поступаете как львы, — насыщаясь агнцем, проявляете свирепость львов?»[856 — Святого Иоанна Златоуста беседа 51 на Матф.]

От таинства ли это? нет, от вас самих.

Как свеча распространяет больший или меньший свет, смотря потому, велика ли она или мала: так и действия благодати, получаемой от таинства причащения, находятся в прямом отношении к тому благоговению и усердию, с каким принимают его. Пища самая здоровая остается без действия в мертвом теле: не менее бесплодно и духовное брашно для того, кто мертв для добрых дел и не возбужден к духовной жизни.

Пробудитесь ныне от греховного сна и начните новую жизнь. Удаляйтесь всего, противного Христу; избегайте всякого праздного слова, всякого вольного, хотя бы и легкого, прегрешения; будьте внимательны к себе и ко всем вашим поступкам; живите так свято, чтобы можно было заметить в вас некоторые черты сходства со Христом, с которым вы теперь одно целое.

Достойный причастник

«Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет

Но не все ли мы недостойны (Рим. 3:23)?[857 — потому что все согрешили и лишены славы Божией.] Достин тот, кто сознает свое недостоинство.

1. Если он верует тому, что говорит Спаситель:

а) С простым сердцем.

A что говорит Спаситель? «Сие есть тело Мое … сия есть кровь Моя!» (Матф.26:26.28). Это непостижимо (Фил. 4:7;[858 — и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.] 1 Кор. 2:14[859 — Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.]) Однако же я верую словам Господа. В таинстве евхаристии — не символ, не знак, но действительное тело, действительная кровь.

б) Сокрушенным сердцем.

Не достаточно соглашаться с истиной, одобрять ее (Иак. 2:14).[860 — Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?] Веруешь ли ты, что ты первый из грешников? Тело Христово не для тебя ли и не за тебя ли преломляется? (Мат. 16:28).[861 — Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.] К Нему должны приступать бедные, хромые, и проч. (Лук. 14:21;[862 — И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.] Мат. 9:12[863 — Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные.]).

2. Если он делает, что повелевает Спаситель.

а) Чтобы мы приступали к Его вечери. Горе тому, кто ее презирает. Извинение: «я причищаюсь духовно, в сердце.» Великое различие между ежедневной и брачной вечерей (Лук. 14:17).[864 — Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:] Редкий гостьхудой гость.

б) Чтобы мы серьезно приготовлялись к ней. Надобно войти в глубину своего сердца (Ис. 46:8;[865 — Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу;] 2 Кор. 13:5[866 — Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.]). Сокрушение и смирение (Псал. 50:19).[867 — Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.] Примирение со всеми (Мат. 5:24).[868 — оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.]

в) Чтобы мы сделались лучше и благочестивее (1 Иоан. 4:19).[869 — Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.] Плоды покаяния (Мат. 3:8;[870 — сотворите же достойный плод покаяния.] 2 Кор. 5:17[871 — Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.]).

Заключение. Кто недостаточно себя испытал, пусть испытывает здесь, «ест хлеб сей или пить чашу!»

Жизнь и смерть от вкушения Святых таинств

Некогда Моисей говорил израильтянам: «жизнь и смерть предложил я тебе» (Втор. 30:19).[872 — Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие.

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн