Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

скажи в душе своей: я грешник, первый в мире грешник, но я впредь уже не хочу быть таковым; я хочу исправиться, хочу бросить худые дела, оставить порочные намерения; только сподоби меня, Господи, теперь достойно причаститься пречистых Твоих Таин. «Верую, Господи», — только помоги моему неверию, — «верую, что Ты воистину Христос Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешных; еще верую, — и еще молю Тебя, помоги моему неверию, — еще верую, яко это есть самое пречистое Тело Твое, и эта есть самая пречистая Кровь Твоя.» Не даю Тебе Иудина поцелуя, нет, я уже не променяю Тебя ни на какие удовольствия, не продам Тебя ни за какую цену; только помилуй меня и дай неосужденно причаститься святых Твоих Тайн.

Приступающий с такой верой, с таким намерением к этой святой чаше освобождается от греховных уз, связующих его душу, и потому причастится пречистых Тайн не в суд или осуждение, но в отпущение грехов и жизнь вечную. Дай, Господи, так причаститься всем нам. Аминь.

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

Великая пятница посвящена воспоминанию «святых, спасительных и страшных страданий Господа, которые Он нас ради плотию прият.»[892 — Синаксар. В Великую Пятницу.] В этот день пастыри Церкви почти всегда имеют обычай произносить поучение к пасомым. Предлагаем здесь несколько проповеднических тем, применительно к упоминаемым событиям страстной седмицы.

Какие чувства должны возбуждаться в нас при воспоминании страстей Христовых

«И, преклонив главу, предал дух»

(Иоан. 19:30).

День смерти нашего друга имеет для нас важное значение. Мы не забываем при этом случае, чтобы не вспомнить о нем и о том добре, какое он оказывал нам.

Не бесконечно ли важнее для нас день смерти нашего Спасителя, Которому мы обязаны неисчислимыми благами и благодеяниями?

При воспоминании об Его смерти возбуждаются в нас самые разнообразные чувства. Эти чувства мы хотим возбудить в себе теперь, при виде Его гроба и плащаницы.

1. Чувство глубочайшей скорби.

Одна мысль о страданиях Господа должна привести нас в ужас и содрогание. Мы видим Спасителя на Голгофе, на кресте, между разбойниками, как жертву ненависти, злобы и мщения. Тело Его истекает кровью, голова — в терновом венце, руки и ноги пригвождены, весь Его вид — невыразимо страдальческий.

Кто может представить себе это состояние, не поражаясь глубочайшей скорбью и соболезнованием?

Состояние страждущего Спасителя еще более ухудшалось через отношение Его врагов, которые не только не имели никакой жалости и сострадания к Нему, но еще позволяли себе смеяться и издеваться над Ним.

Все эти боль и страдания Иисус Христос претерпел невинно. «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2:22).

Однако Он должен был претерпеть столь ужасную смерть.

Все как будто направлено было к тому, чтобы как возможно больше усилить Его мучения.

Вид голгофского Страдальца трогает нас до глубины души и исторгает слезы из глаз. Если бы мы могли оставаться при этом равнодушными, то не были ли бы мы также бесчувственными, как те иудеи, которые невозмутимо стояли при Его кресте и смотрели на Его смерть?

Какой был бы это грех с нашей стороны!

2. Чувство высочайшего удивления.

Если мы от страданий перенесем взор на самого Страдальца и посмотрим на Его спокойный и кроткий дух, на Его преданность Богу и любовь ко врагам, на Его непоколебимое мужество и терпение в страданиях; то наша душа исполняется чувством высочайшего удивления.

Что более заслуживает нашего удивления, как не спокойствие духа при таких обстоятельствах, где все направлено к тому, чтобы потрясти и растерзать душу, как не упование и преданность Богу в таком положении, которое самого праведного могло бы подвигнуть к сомнениям в отеческой Божьей любви и вызвать жалобы на свою участь?

Что более достойно удивления, как не расположение кротости и любви, незлобия и великодушия к врагам, которые устроили все, чтобы еще более озлобить невинного страдальца и наполнить его сердце гневом и мщением, как не мужество и твердость в таком состоянии? Против него объединилось вместе все злое, что только может подавить дух человеческий и привести его в отчаянье.

Какое спокойствие и твердость духа в самом отчаянном положении, какое упование на Бога в самые ужасные минуты жизни, какую любовь, кротость и незлобие к проявлениям самой яростной злобы мы видим в умирающем Спасителе? Взгляд на Него может ли не возбуждать в нас благоговейнейшего удивления?

Мы оказываем наше уважение и благоговение человеческой добродетели при обыкновенных отношениях. Не тем ли более сердце наше должно проникнуться глубочайшим удивлением там, где мы видим непреклонность высочайшей добродетели при самых неблагоприятных обстоятельствах, непоколебимое мужество при самых мучительных страданиях?

В ком страждующий Спаситель не возбуждает такого чувства, тот поистине бесчувствен ко всему великому и высокому.

3. Чувство живейшей любви u благодарности.

Наше удивление перейдет в чувство любви и благодарности, если мы подумаем, за кого страдал и умер Иисус Христос, и какие последствия имели Его срадания и смерть. Его смерть примирила людей с Богом, сняла с них вечное проклятие за грехи их, привела их в такое состояние, что они посредством веры и деятельного усвоения крестных заслуг Спасителя могут опять удостаиваться благодати Божией и получать отпущение грехов.

Бог из любви к нам соединил со страданиями и смертью Иисуса Христа самые благотворные последствия. Все, в чем мы нуждаемся, чтобы оставаться спокойными при сознании наших немощей и грехов, чтобы не падать духом при неизбежных в жизни скорбях, не приходить в ужас от страха смерти, — все это и еще бесконечно большее есть следствие страданий и смерти Господа. Без этой смерти за истину и добродетель, Его учение, быть может, не было бы исповедуемо нами. Без этой смерти за грехи людей, не было бы так очевидна для нас отвратительность и преступность греха. Без этой смерти нам чуждо было бы утешение о прощении грехов и надежда вечного спасения.

Как, следовательно, бесконечно велики и вечны благодеяния, истекающие для нас из смерти Иисуса Христа!

Поэтому можем ли мы сегодня вспоминая день Его смерти, не вспоминать всех Его благодеяний и не побуждаясь к чувствам живейшей любви и благодарности к Нему?

Тронутые благочестивой, благодарной любовью к нашему Искупителю, будем не только сегодня помнить о Нем, но и всю жизнь нашу посвятим Ему и умрем для Него.

Если мы содействуем Его святым целям в отношении нас и наших близких, предлагаем в услужение Ему наши силы, наставляем и исправляем заблудших, любим искупленных Им братий наших, как Он любил, стремимся к нему, чтобы соединиться с Ним, то этим мы выразим нашу истинную благодарность и любовь к Нему.

Побежденный Христос есть Победитель

«Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого»

(1 Кор. 2:2).

Иисус Христос, пригвожденный ко кресту и претерпевший невыразимые мучения, пока не преклонил главы и не испустил духа, казался для врагов побежденным.

Но на деле было не так. На кресте Он победил Самого Себя, преодолев человеческие движения в продолжении всех Своих страданий; победил сатану, сокрушив крестом все его царство; победил, наконец, но совершенно особенно, во всех Своих истинных последователях всякое зло, всякое мучение.

На кресте Он победил и искупил —

1. Все страдания и болезни.

Cо времени крестной смерти Спасителя между Его последователями нет более физических страданий в собственном смысле, или они существуют только в самой малой мере. Где слишком придают большое значение физическим страдания, там ничего еще не знают о кресте и Голгофе.

а) Посмотри на терпение Спасителя!

Он претерпевал невыразимые мучения — «взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня» (Плач. Иер. 1:12). Он все перенес с терпением. Его терпение должно и тебя побуждать к терпению в страданиях и преданности воле Божьей. С какой радостью страдали христианские мученики? Как многие уже христиане молили Бога об усилении своих страданий? Как облегчает молитва: «Отче, не Моя воля, но Твоя да будет

б) Посмотри на оскорбления, наносимые Спасителю!

Он терпел их незаслуженно и не воздавал ничем своим врагам. Оскорбления еще более усиливают страдания. Не спрашивай, когда тебя оскорбляют и преследуют: «что я сделал худого?» спроси: «что сделал Тот, которого распяли на кресте?»

в) Посмотри на невинность Спасителя!

Мы всегда страдаем по нашей вине и достойно несем заслуженную нами кару. Если мы серьезно подумаем об этом, то наши страдания значительно утратят силу своей остроты.

г) Посмотри на славный конец страданий Спасителя!

За страстной пятницей последовала пасха и вознесение на небо; к тому же ведут и нас наши страдания, a это — величайшее утешение. О Спасителе по истине можно сказать: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53:4). Взирайте «на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр. 12:2).

При всех своих страданиях будем думать о конце, о свидании с Христом, о мире — по отношению к себе!

2. Все страсти.

Под крестом, когда Спаситель истекал от крови, умолкли страсти Его врагов. Если христианин действительно представляет себя под голгофским крестом, то и его страсти побеждаются и умолкают.

а) Умолкает гнев.

Как Спаситель был спокоен на кресте? Не должны ли мы побеждать гневные движения?!

б) Умолкает ненависть.

Должны ли люди ради мелких недоразумений и ничтожных вещей, дышать ненавистью друг к другу, когда Спаситель молился за Своих распинателей? Кто таит в себе ненависть, пусть не взирает на Христов крест, не приближается к Христову гробу!

в) Умолкает высокомерие.

Смотри, человек, в какую бездну ты ниспал, когда Сын Божий должен был пролить за тебя кровь Свою! Крест — твоя похвала. «Бог уничижил Себя, чтобы сокрушить твою гордость.»[893 — Святой Иоанн Златоуст.]

г) Умолкает чувственная похоть.

Спаситель предал тело Свое на смерть и искупил нас Своей пречистой кровью.

д) Умолкает любостяжание.

До чего довело Иуду сребролюбие? Какие земные стяжания оставил Иисус Христос?!

Поистине, где свирепствует гнев, ненависть, высокомерие, чувственная похоть и любостяжание, там ничего не знают о кресте и Голгофе. «Страдания Иисуса Христа — самое спасительное врачество против всех болезней нашего духа.»[894 — Святой Иоанн Златоуст.]

3. Все грехи и вину.

а) Крест возбуждает отвращение к греху.

Поистине и ныне еще распинают Спасителя, если грешат. Грех должен быть чем-то невыразимо ужасным в очах Божьих, если из-за него должен был пострадать и умереть Иисус Христос.

б) Посредством креста мы достигаем благодати против греха.

Благодать нисходит с неба, привлекаемая крестом. Ради крестных заслуг Христовых Бог дает нам свою благодать. Величайшая сила благодати сообщается нам в таинстве причащения; a здесь мы принимаем Христа, как принесшего Себя в жертву на кресте.

в) Крест дает нам мужество к покаянию.

Мы видим тут Божье милосердие. Благоразумный разбойник! Надлежащее познание греха, раскаяние, исповедание приходят от креста.

г) Крест снимает с нас вину и наказание.

Кару, заслуженную нами, принял на себя голгофский Страдалец. Он, как Агнец, заклал Себя в жертву за наши грехи. Человек заслужил вечное проклятие

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн