Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

и смертьСпаситель Своими страданиями искупил нас от греха, проклятия и смерти. Если мы веруем и каемся, «рукописание наших прегрешений раздирается.»

д) Искупительная сила крестной смерти Спасителя заключается в том, что Он пострадал за нас, как Богочеловек, добровольно и невинно.

Творец предает Себя на распятие Своему творению!

На Голгофе мы видим Иисуса Христа

«Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»

(Мат. 27:46)?

Взоры христиан всего мира обращены ныне к Голгофе, где раздается этот ужасный вопль. Перенесемся и мы мыслью к тому месту и посмотрим, что там происходит.

1. В Его глубочайшем уничижении.

а) Спаситель висит на кресте, преданный Своим учеником.

Если друзья преследуют друга, задумывают ему погибель, то во сколько крат это больнее и мучительнее, чем если бы сделали это самые ожесточенные враги!

б) Он висит на кресте, оставленный апостолами.

Нашим страданиям сострадают близкие нам и утешают нас. Даже преступников с соболезнованием провожают на лобное место. Но здесь самые близкие разбегаются и скрываются от страха. A как сильно клялся Петр в своей верности?

в) Он висит на кресте, a под Ним стоит Его оставленная Мать.

Мать много уже выстрадала, но теперь она должна смотреть на Него умирающего, как на мнимого преступника. Как это мучительно было переносить умирающему сыну!

г) Побежденный Своими врагами.

Давно уже замышляли они убить Его. Но допустит ли до этого народ? Согласится ли на это правитель страны? Все препятствия теперь удалены: лицемерие и злоба победили.

Какое унижение быть так низложенным!

д) Осмеянный проходящими мимо.

Как язвительны были слова: «других спасал, а Себя Самого не может спасти!»— «Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста!» — «Постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его!» и т. д. (Мат. 27:42,49)

е) Испытывающий невыносимые физические страдания.

Он не мог оказать Себе никакой помощи. Вся тяжесть тела висела на уязвленных руках и ногах. Смертельная жажда и т. д.

ж) Подавляемый многими духовными мучениями. На Нем тяготели грехи всего мира. Он знал, что для многих это напрасно, что многие впоследствии опять и часто будут пригвождать Его к кресту своими грехами.

з) Оставленный Богом. Душа человеческая остается непреклонной, пока она утешается Богом, сознает свое единение с Ним. Но чувствовать себя оставленным Богом — какое ужаснейшее состояние! И это должно было совершиться над Господом, который взял на себя грехи мира, чтобы искупить их. «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Это был вопль души, подавленной тяжестью грехов всего мира и отвергнутой Богом. Это было «вкушение адских мук», по выражению святых отцов.

2. В Его необычайном величии.

а) Спаситель претерпел все указанныя страдания добровольно, — претерпел за врагов. Как легко Он мог бы избежать их? Это была великая душа!

б) Он забыл Самого Себя и заботился о Матери.

Великая мысль об искуплении мира не препятствовала Ему думать о своей Матери. Какое дивное настроение и расположение! Какой сын!

в) Он умилосердился над разбойником.

Иной, задумав что-либо особенно важное, пропускает часто без внимания менее значительное. Но истинно великий дух обнимает великое и малое, целое и частное. Так поступал Спаситель. Он проливал кровь за мир, но не оставлял без утешения и обетования и отдельного человека.

г) Он прощал Своим врагам.

Какое необыкновенное самообладание! Слова: «Отче, отпусти им», сказанные при таких обстоятельствах, — величайшие слова, какие никогда еще не исходили из уст человеческих!

д) И Он достиг цели своих страданий.

«Совершилось!» (Иоанн. 19:30).

1) Он уничтожил все страдания. Потому что кто думает о невинно-страждущем Спасителе, молится подобно Ему, стремится к Нему на небо путем страданий, тот не ощущает более особенных страданий.

2) Он победил все страсти. Не должны ли под крестом умолкнуть гнев, ненависть, мщение, зависть, скупость?

3) Он искупил вину всего человечества, принес себя в жертву за нас и на веки примирил нас с Богом.

4) Он сокрушил ад.

Вот величайшее дело, совершенное на кресте!

Почему смерть Иисуса Христа должна до глубины трогать сердца всех нас

«И, преклонив главу, предал дух»

(Иоан. 19:30).

Творец распинается тварью; величайший друг людей возносится на крест людьми. «Людие Мои, что сотворих вам,»[895 — Стихир. в Великую Пятницу.] жалобно взывает ныне Святая Церковь от лица голгофского Страдальца!

Отец не спас Его; ангелы не защитили Его; ад не выслал убийц, чтобы положить конец Его страданиям, потому что Спаситель хотел и должен был умереть за нас. «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).

Потому что:

1. Иисус Христос претерпевает самую позорную смерть.

Смерть самая мучительная выносима, если она не соединена с публичным позором и осмеянием. Можно даже с радостью умирать, если в смерти заключается честь, или если она вызывает сострадание и сочувствие. Но Спаситель претерпел самую позорную смерть.

а) Он умирает как величайший грешник.

Принятые Им на себя грехи унизили Его перед небом; предполагаемые в Нем грехи (богохульство и проч.) покрыли Его позором перед землей. Он признан вообще виновным. Враги Его со всей силой восстановили против Него народ. Он представляется виновнее Вараввы и сравнивается с двумя разбойниками.

б) Он умирает на кресте.

К этому роду смерти присуждались тогда только отъявленные злодеи. На ночь не дозволялось оставлять на кресте трупа распятого. Место, куда его сваливали, считалось нечистым. Самый крест зарывали в землю.

в) Он умирает среди других позорных обстоятельств.

На лобном месте. Перед Пасхой, следовательно, при стечении народа со всех частей страны. Любопытные взоры, коварная злоба, площадной шум и гул, язвительные шутки, насмешки и ругательства!

2. Иисус Христос избирает самую мучительную смерть.

Видел ли когда-либо мир такую мучительную смерть, как смерть Спасителя?

а) Физические мучения.

Оплевание, заушение, возложение тернового венца, побои, несение креста. Раздевание с разрывом ран, просверление и пригвождение рук и ног, поднятие вместе с телом креста! Мучения на самом кресте: никакого движения и облегчения посредством перемены положения; ослабление членов; вся тяжесть тела висит на язвах! Смертельная жажда, невыносимый жар, потемнение очей.

б) Духовные мучения.

Все греховное бремя людей, как адская мука, давило Его сердце. Мучительна была мысль о том, что для многих все эти страдания напрасны, что христиане впоследствии опять будут распинать Его своими грехами.

3. Иисус Христос умирает самой любвеобильной смертью. Сердце страждущего и умирающего Спасителя полно любовью.

а) Он из любви прощает.

«Отче! прости им, ибо не знают, что делают»! (Лук.23:34)Если такой Страдалец прощает таким врагам: то что скрывается в Нем?!

б) Он из любви печется.

«Cе сын твой! се, Матерь твоя!» Такая заботливость и в такую минуту имеет необычайную цену.

в) Он из любви милует.

«Ныне же будешь со Мною в раю!» (Лук.23:43). Он находит еще время обратить к себе отвергнутого, но раскаявшегося грешника, утешить его, даровать ему помилование.

г) Он в любви оканчивает жизнь.

«Отче, в руки Твои предаю дух Мой!» (Лук.23:46) Последнее дыхание жизни, последнее слово, последнюю силу предает Богу.

Что есть Крест нашего Спасителя

«И распяли Его»

(Лук. 24:20).

«Если бы все книги Священного Писания утратились, то одной жизни, страданий и смерти Иисуса Христа достаточно было бы для того, чтобы научить нас жить жизнью христианской.»[896 — Святой Василий Великий.]

На голгофском кресте начертано все, что необходимо нам знать о Боге и о себе. Крест есть средоточный пункт, в котором соединены все истины нашей святой веры, как лучи в фокусе. Наше падение и наше восстановление, грех и благодать, правосудие и милосердие, — все это можно читать на кресте. «Крест есть школа, где Учитель поучает с древа, на котором Он висит;»[897 — Блаженный Августина tr. 179.] но он есть также и наше судилище.

1. Наши университеты.

Голгофский крест, если мы надлежащим образом смотрим на него и на Распятого на нем, учит нас:

а) Великому терпению.

С каким терпением переносил Спаситель самые мучительные страдания! Что именно и как долго?

Если ты, христианин, подвергаешься страданиям, взгляни на крест, и ты не будешь иметь недостатка в терпении!

Особенно, когда тебя невинно преследуют, возведи очи к Распятому и спроси: «что Он сделал?»

б) Л ю б в и.

Из любви Он взял на себя все мучения. Все, что Он говорил и делал на кресте, была одна любовь. Он прощал своим злейшим врагам, помиловал разбойника и т. д.

Христианин! Если тебя ничто не может подвигнуть к любви к людям, к родителям, к друзьям и врагам, то взгляни на крест, не должен ли он подействовать на тебя!

в) Распятию собственной плоти.

«Кто любит свою душу (самого себя), тот погубит ее; a кто ненавидит свою душу (распинает самого себя), тот спасет ее для вечной жизни.»

«Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.» (Гал. 5:24).

г) Презрению к земному.

Как самый бедный висел Спаситель на кресте. Прежде Он имел единственную одежду, но теперь и ее лишился. У Него теперь два бревна, и ничего более.

Христианин, не привязывайся сердцем к земным сокровищам!

д) Смирению.

Если тебя искушает гордость, то подумай: «слава висит на кресте. Мы так глубоко пали, что Сын Божий должен был пролить кровь Свою и умереть за нас!»

е) Примирению, благодати, миру.

На кресте ясно начертано: «Бог не хочет смерти грешника, но чтобы он обратитился и жив был.» «Долговая запись человека разодрана на кресте». Распятый простирает Свои руки, чтобы обнять всех кающихся грешников. Бесценнейшая кровь пролита за грехи. Разбойник помилован. Громко проповедует крест: «вы можете здесь найти прощение, благодать и мир, если приносите покаяние

2. Наше судилище.

Кающиеся грешники, при взгляде на крест, находят величайшее и единственное утешение. Потому что Христос, по истине, прострадал за нас, чтобы примирить нас с Богом, Отцом небесным. Но для нераскаянных грешников крестнаказание, страшное судилище. Как Спаситель предстанет перед закоренелыми грешниками и что им скажет?

а) «Я вас возлюбил.

Вы же Меня возненавидели и преследовали, издевались надо Мной и хулили Меня. Вы не оценили Моей любви и воздавали за нее неблагодарностью. — Вы и без того достойны были бы осуждения за грехи; но теперь ваша вина еще более увеличивается, потому что вы пренебрегали Моей безконечной любовью. На кого такая любовь не производит никакого впечатления, тот принадлежит аду.»

б) «Я за вас пострадал.

Я был невинен, но принял на себя грехи всего мира и понес за них всю кару праведного мздовоздаяния Бога и Отца. Нигде Божье правосудие не проявлялось с такой неумолимой строгостью: ни в раю, ни в потопе, ни при Содоме и Гоморре. Так и с вами, упорными грешниками, должно быть поступлено по всей строгости.»

в) «Я принес Себя в жертву.

Я предал самого Себя в выкуп за вас, a вы возлюбили цепи греховного рабства. Ничего вы не принесли Мне в жертву: ни сердца, ни мысли, ни одного доброго дела. Вашим идолом было сребролюбие, любостяжание, плотоугодие: ему вы курили фимиам и закалали себя в жертву.»

г) «Я пролил кровь.

Так как одна капля этой крови в состоянии омыть грехи мира, то и вам легко было бы освободиться от ваших грехов. Но вы ничего не хотели знать о Моем кровавом поте, Моих слезах и о Моей крови. Поэтому какого осуждения достойны вы!»

д)

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн