Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

«Я умер.

Но, не смотря на это, вы не умерли греху. Поэтому вы будете преданы вечной смерти.»

е) «Я был погребен.

Вы же, вместо погребения своей злой похоти, погребли Мое тело. Ад — будет гробом Вашим.»

Заключение. Пусть будет крест нашими университетами, дабы он не обратился для нас в судилище!

Троякое обвинение Иисуса Христа и развенчание этого обвинения

«Воистину Он был Сын Божий»

(Мат. 27:54).

Мы видим в гражданских судах, что приговор, произнесенный одним судьей, снимается и уничтожается (кассируется) другим. Случалось даже, что и смертные приговоры, некогда постановленные, впоследствии были отменяемы и уничтожаемы как несправедливые и незаконные. Tо же самое и мы хотим сделать ныне; мы желаем снять и уничтожить троякое обвинение, которому прежде подвергался Иисус Христос и ныне подвергается еще от многих.

1. Иудеями Иисус Христос был обвинен в богохульстве, и за это приговорен к смерти.

а) Суд первосвященников над Иисусом Христом.

Спаситель учил, жил и действовал не в духе иудейских первосвященников, книжников и фарисеев, которых Он обличал с заслуженной ими строгостью. Поэтому они ненавидели Его, преследовали и поносили. Вражда эта со дня на день возрастала. Давно уже искали случая схватить Господа и убить. Когда был воскрешен Лазарь, это обстоятельство дало толчок окончательному решению. Собрали совет и тут же быстро решили предать Спасителя смерти. Но открытое нападение, из боязни к народу, было неудобно. Вступили в сношения с Иудой, который знал, где Иисус Христос проведет ночь.

Нападение и отведение на суд произошло ночью. В доме первосвященника произведен был ночной допрос. Подкупленные свидетели не могли представить ничего важного. Они указывали на такие вещи, за которые никого не судят.

Председательствовавший на суде первосвященник, раздосадованный мелкими показаниями, поставил прямо вопрос: «Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мат. 26:63). Иисус отвечал утвердительно. В этом ответе нашли богохульство, которое по законам иудейским наказывалось смертью.

б) Затруднение.

Cо времен римского владычества иудейский синедрион не имел права наказывать смертью. И однако же Спаситель должен был умереть за богохульство. К утру придумали иное обвинение, прибегли ко лжи. Между тем Спаситель содержался под стражей.

в) Ответ Спасителя не был богохульством.

Независимо от всего другого, ясно доказывающего Божество Иисуса Христа, в самом ответе Его скрывается неопровержимейшее доказательство Его божественности — Он дал его иудейскому синедриону перед лицом смерти, по клятвенному заклинанию первосвященника. Следовательно, Он был или Сын Божий, или жалкий, самообольщенный человек. Но последнего никак нельзя принять. Тысячи и сотни тысяч только по одному этому ответу Спасителя уверовали в Него.

Многовековая история христианства давно уже уничтожила иудейский приговор.

Уничтожаем его и мы, и взываем с изумленным сотником, стоявшим у креста: «Воистину Он был Сын Божий!» Только Сын Божий мог так поступать на кресте, как поступал распятый Христос.

2. Язычниками Иисус Христос был обвинен в измене правительству.

Перед языческим судьей Пилатом иудеи не могли настаивать на обвинении в богохульстве, и обвиняли Господа в измене правительству.

а) Суд Пилата.

Ранним утром, при шуме и криках толпы, Иисус Христос приведен был к Пилату. Судебная должность вообще тяжела, но никогда и ни один судья не находился в таком затруднительном положении, как римский правитель Иудеи Пилат. Перед ним обвиняли Спасителя в том, что Он «возмущает народ, запрещает платить дань Кесарю и называет себя царем.» Улицы наполнялись народом, шум усиливался. Пилат сразу признал неосновательность обвинений, но, по своей слабости, не осмеливался решительно противиться разъяренной толпе, подстрекаемой книжниками и фарисеями. Он делал попытки к спасению невинного Страдальца и удивился, когда ему сказали, что обвиняемый по закону иудейскому повинен смерти. «Так судите Его сами», сказал Пилат и предал Иисуса на поругание толпе. Для чего? Он хотел отпустить Его на праздник. Он послал Его к Ироду, чтобы самому умыть руки. Все напрасно! Разбушевавшаяся толпа неистово вопияла: «распни, распни Его!» Малодушный Пилат уступил. Спаситель приговорен к крестной смерти, как изменник правительства: «Иисус Назарянин, Царь иудейский

б) Что побудило Пилата, вопреки своим убеждениям, осудить Иисуса Христа на ужаснейшую смерть?

Страх перед народом: он теперь имел покой, пожертвовав одним человеком.

Страх перед Кесарем, который мог лишить его должности и перед которым он был уже оклеветан.

Попущение Божие. Сын Божий, поистане, должен был умереть за народ, за человечество, за грехи всего мира!

в) Ничтожность обвинений.

а) Спаситель, обвиненный и осужденный в измене царской власти, никогда не помышлял о земном царстве. Он скрывался, когда хотели провозгласить Его царем. «Воздадите кесарева кесареви.» «Царство мое несть от мира сего.» Не воинами Он окружал себя, a учениками, которых Он приготовлял к мирному учительству и пастырству.

Это было особенное Божье попущение, что Спаситель был осужден за мнимое преступление, которое народ предполагал в Нем, к которому хотели принудить Его и против которого Христос так ясно высказался.

б) Но Он, действительно, есть и был Царь в высшем смысле, Царь сердец.

Уже тогда Он управлял душами всех благочестивых и жаждавших спасения израильтян. Неисчислимое множество мучеников во всех странах шли за Него на смерть. Многие тысячи миллионов душ повиновались и повинуются Ему. При взгляде на крест уже бесконечно многие обратились и исправились. В настоящий день христиане всего мира вспоминают Его, лобзают Его язвы и крест. Всем царям земным вместе никогда не было оказано столько почестей, сколько голгофскому Страдальцу в один только день страстной пятницы.

Мы уничтожаем приговор, постановленный Пилатом, и взываем при взгляде на крест: «радуйся, Великий Царь, Царь наших сердец!»

3. Многими людьми Иисус Христос осуждается за то, что был распят.

Многие, к сожалению, очень многие люди, называющиеся христианами, осуждают и ныне еще Спасителя за то, что Он был распят. Крест для них соблазн. Они не могут взирать на него без смятения в уме, без жалости в сердце. Не со всеми христианами бывает так, так же как и не все иудеи осуждали Господа за богохульство, и не все язычники — за измену царской власти.

а) Высокомерный и надменный человек думает и говорит: «Распятый нищий Христос — не мой идеал. Если бы Он явился с царской пышностью и грозным могуществом, сокрушил своих врагов, тогда я уверовал бы в Него. Но в уничиженного, смиренного, распятого Спасителя я не верю.» Уничтожаем немедленно такой приговор. Где без креста люди низкие и угнетенные нашли бы Спасителя? Кто другой, как не Распятый, мог бы привести гордую душу человеческую к подчинению Богу!

Истинное самотвержение в том и заключается, что Бог должен был умереть за наши грехи и т. д.

б) Люди плотоугодливые, чувственные, невоздержные и нецеломудренные говорят: «Распятый Христос не в нашем вкусе. Он пил желчь и уксус, a мы любим опьяняющие напитки. Он терпел нужду, постился, голодал, a мы любим изысканныяе яства. Он предал плоть Свою на распятие, a мы желаем сохранить плотские похоти и поддерживать их, питать и нежить свою плоть

Но уничтожаем и этот приговор, исходящий от плоти, и говорим: «как иначе могли бы быть искуплены чувственные люди, как иначе могли бы души освободиться от власти плоти, как не через крест

Теперь крест сильно увещевает: «как можешь ты нежить плоть, когда Иисус Христос предал ее на распятие, искупил тебя Своей бесценной кровью? Без креста мир представил бы потрясающее зрелище. Не существовало бы более никакой чести. О целомудрии, девстве, чистоте нравов, скромности, благопристойности и благовоспитанности не было бы и помину. Тысячи душ Спаситель удерживает своим скипетром — крестом на прямом пути, a совратившихся снова приводит к покаянию: Он должен иметь могущественную власть; Он истинный Царь и Сын Божий

в) Люди земнолюбивые и любостяжательные говорят:

«Ряспятый Христос не в нашем духе и вкусе. Мы презираем Его. Должны ли мы отрывать взор свой от близкой и любимой нами земли и устремлять его ко кресту, a оттуда к отдаленному небу? Христос так беден и оставил только единственную одежду!»

Уничтожая этот приговор, мы, верующие христиане, говорим: «погружение в землю недостойно человека. Тот поистине есть Мессия, Который имеет власть отторгнуть от земли сердца столь многих людей. Наше отечество — на небе, a так как Распятый направляет наши взоры вверх на крест и к горней высоте, то Он наш вождь и Предтеча к небу, наш Искупитель, Царь, Спаситель и Бог!»

Заключение. Иисус Христос есть воистину Сын Божий, наш Царь и Искупитель. Будем избегать грехов, чтобы вторично не распинать Его!

Глубочайшее падение предателя Иуды

«Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?»

(Лук. 22:48)?

Cо скорбью и слезами воспоминаем мы ныне Господа нашего Иисуса Христа, беззаконно преданного и претерпевшего невыразимые страдания и позорную смерть. Скорбь наполняет нас потому, что Он должен был пострадать и умереть за наши грехи; но вместе с скорбью мы исполняемся и надеждой, потому что через смерть Его мы опять обрели жизнь.

Но воспоминая о страданиях Господа, мы думаем также и об Его врагах, вознесших Его на крест, особенно о том из них, который послужил ближайшей причиной Его смерти, именно об Иуде предателе. Остановимся на этом сыне погибельном, сделавшемся притчей между людьми. Пример его весьма поучителен для нас.

1. Он допустил развиться в себе дурной наклонности.

Евангелие не говорит, что Иуда с самого начала был человеком испорченным. Он, конечно, как и другие, ожидал Мессии и присоединился к Нему. Спаситель сделал его апостолом! Не домогались ли сыновья Заведеевы первых мест в новом царстве? Не был ли Фома из числа тех, которые с трудом приходят к вере? Не желали ли все апостолы земного царства Мессии?

Иуда допустил только этой мысли более других возобладать собой. Его настроение было очень оземленное; он домогался наживы и имущества; его мучил дух сребролюбия. Этой дурной наклонности он допустил в себе более и более развиваться и укрепляться.

а) Из учения Спасителя открывалось все яснее и очевиднее, что Он желал основать не земное, но духовное царство, — царство любви, смирения и отвержения. Такие истины не могли нравиться сребролюбивому Иуде, и он становился равнодущнее к Господу. Он держался Иисуса, но не ради Иисуса. Он хотел служить двум господам: Богу и мамоне, и по временам вознаграждал себя, нося кошелек с деньгами для бедных. Он «был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Иоан. 12:6).

Таких людей много и они вездесущи!

б) Когда незадолго до предательства Мария помазала Господа миром, Иуда счел это помазание за безрассудную трату денег. Он говорил с озлоблением: «для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Иоан. 12:5) Спаситель отвечал: «оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Иоан. 12:7–8). Такой поразительно величественный ответ должен был огорчить Иуду, сердце которого с этого времени более и более охлаждалось к Спасителю.

Такие Иуды есть «всегда и везде.» Они не хотят ничего делать для Бога и для

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн