виде страданий Господа и сострадания к Нему исповедаем наши грехи; загладим их истинным покаянием, дабы со своей стороны не растравлять Его ран и вторично не распинать Его!
б) Он понес эту вину в сознании, что для многих Его жертва будет напрасна.
Иисус претерпел бесконечно-великие страдания. Но, по Своему всеведущему духу, с возвышенного креста и Голгофы, Он предвидел также, что, не смотря на Его страдания, многие даже из тех, которые называются Его последователями, будут служить гордости, сребролюбию, плотоугодию и т. д. Как это должно было мучить Его! Он хотел спасти, a многие не допускали себя до спасения. Он простирал руки, чтобы обнять всех: a многие убегали от Него и т. д. Не принадлежим ли и мы к таким?
в) Над Ним совершилось богоотступление и муки ада!
«Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мат. 27:46). Этому надлежало быть. Господь должен был претерпеть все, испить всю чашу страданий до дна; должен был, хоть только на мгновение, испытать муки ада, дабы нас освободить от ада.
Когда нас давит греховная вина, мы теперь не отчаиваемся и не думаем, что Бог совершенно оставил нас. Такое чувство выстрадал за нас Спаситель. Будем с верой и упованием взирать на крест: Бог милосерд, a Спаситель умер за нас и удовлетворил Божьему правосудию, если мы каемся и обращаемся к Богу.
Заключение. Именно так мы должны по примеру Господа нести свой крест и следовать за Ним. Мы должны переносить внешние страдания с терпением, a внутренние — с душевным величием. И если нас мучит скорбь о наших грехах, то возложим эту скорбь с глубоким раскаянием на Спасителя, и Он примет ее на свой крест и искупит ее своим крестом.
Крест Иисуса Христа — величайшее чудо мира
«Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия»
(1 Кор. 1:18).
Не о нашем собственном кресте идет речь: что он значит в сравнении с крестом Христовым? (Ис. 4:6).[898 — И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя.]
1. В наших очах.
Апостол Павел приглашает нас смотреть на него (Евр. 12:2).[899 — взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.] Чудом становится для нас (Мат. 21:42).[900 — Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?]
а) Если мы подумаем о высоте Спасителя. «Какие Он мог бы иметь радости?» Давид и Соломон исчезают перед Его славой (Мат. 12:42;[901 — Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.] 1 Тим. 6:15[902 — которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих.]).
б) Если посмотрим на Его глубочайшее уничижение. Какое уже чудо — Бог во плоти (1 Тим. 3:16[903 — И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.])! Не тем ли более — Бог на кресте? (Псал. 21:7;[904 — Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.] Гал. 3:13;[905 — Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе].] ср. Дан. 3: 30[906 — Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было.]).
Не обманываемся ли мы? Не видим ли мы только человека? Нет, Он опять оживет и сядет одесную Бога (Лук. 24:26;[907 — Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?] Евр. 8:1[908 — Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах.]).
2. В наших сердцах.
Посмотрите на Иисуса — величайшего Чудотворца в наших душах:
а) Если неверующий делается верующим (Деян. 13:41;[909 — смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам.] 1 Тим. 1:13[910 — меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии.]). Такая вера есть дело Божье (Иоан. 6:29).[911 — Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.] Иисус — «Начальник веры.» Фома (Иоан. 20:27).[912 — Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.] Праздник Троицы (Деян. 2:41).[913 — Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.]
б) Если осужденный грешник получает милость и счастье (Зах. 10:12).[914 — Укреплю их в Господе, и они будут ходить во имя Его, говорит Господь.] На кресте он находит то, чего ищет (Евр. 5:9;[915 — и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного.] Рим. 8:34[916 — Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.]). Иисус есть также и «Совершитель» (Фил. 1:6;[917 — будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа.] 1 Пет. 1:9[918 — достигая наконец верою вашею спасения душ.]).
Заключение. Можно ли при таком чуде оставаться холодным (2 Кор. 4:4).[919 — для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.]
Впрочем, чудо в очах ничего не значит без чуда в сердце!
Крест Христов — наша величайшая мудрость
«От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога»
(1 Кор. 1:30).
1. Которой не имеет часто самый мудрый.
Апостол Павел был некогда из таких. Мудрец первой степени (Деян. 22:3),[920 — я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне.] и однако же слепой человек, который не знал Иисуса.
Чем мудрее пред миром, тем часто безумнее пред Богом. Ничего не понимающий учитель (Иоан. 3:10).[921 — Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.] Умная голова, которая много умеет говорить о слове Божьем, и однако же зерна Евангелия, распятого Спасителя, не знает (Мат. 23:29;[922 — Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников.] 1 Кор. 2:7[923 — но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей.]).
2. Которую необходимо должен иметь каждый христианин.
Апостол Павел ради ее забыл всякую другую мудрость (Гал. 1:23;[924 — а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял.] Фил. 3:8[925 — Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа.]). Слуга Христов должен обладать ею, иначе он негодный слуга (Мат. 13:52[926 — Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.]). Всякий без исключения должен стяжать ее (Евр. 8:11).[927 — И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня.] И царь Давид пел псалмы своему Мессии. Все мы должны быть мудры о Христе (Гал. 3:28;[928 — Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.] Иоан. 6:45[929 — У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.]).
3. И которую ои может иметь скоро.
Конечно, если хотят постигнуть всю глубину божественной премудрости, тогда не достигнут ее (2 Тим. 3:7;[930 — всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.] 1 Кор. 8:2[931 — Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.]). Достаточно понимать любовь Христову (Ефес. 3:19).[932 — и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.] Кто хочет быть мудрым о Христе, тот должен твердо знать только две истины, что он грешник (Рим. 7:18),[933 — Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.] и что Спаситель умер за него. Чем простосердечнее он верует, тем скорее приходит к цели.
Заключение. Где теперь мудрый между нами? Не тот, кто хорошо сведущ в государственных делах, в торговле, в денежных оборотах.
«Я это давно знал», скажет иной (1 Кор. 3:18).[934 — Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.]
Совет: молитесь Духу истины, чтобы Он озарил вас.
Наше знание — несовершенно (1 Кор. 13:9).[935 — Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем.]
Крест Христов — верное прибежище всех бедных грешников
«Куда мне бежать?»
Обыкновенная жалобная песнь, раздающаяся в мире. Обратитесь ко Мне и спасетесь (Ис. 45:2).[936 — Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю.] Не бегите в мир, не ищите там рая. Приблизьтесь ко Христу! (Лук. 15:1;[937 — Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.] Ефес. 4:15–16[938 — но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.]).
1. Которые в нем ищут своего прибежища:
а) Со скорбным и сокрушенным сердцем.
Иной пляшет еще вокруг золотого тельца и увеселяется им. Но прийдет время, когда червь начнет точить душу (Псал. 24:17;[939 — Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих.] Псал. 141:5–6[940 — Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище мое и часть моя на земле живых. Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.]).
б) С