Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

верующим и детским сердцем.

Дверь отворена (Рим. 5:2;[941 — через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.] Ефес. 3:12;[942 — в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.] Евр. 10:22[943 — да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою.]). Кто верует во Христа, тот спасется (Деян. 16:31[944 — Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.]). Он сам взывает (Мат. 11:28[945 — Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.]). Буду молить Его (Псал. 142:9[946 — Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.]) со всяким дерзновением (1 Иоан. 3:21[947 — Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу.]).

2. Которые в нем находят свое прибежище (Мат. 7:7;[948 — Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам.] Иер. 29:13[949 — и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим.]).

а) Каждый находит его, кто только приносит с собой веру (Иоан. 6:34[950 — На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.]).

Павел (1 Тим. 1:13[951 — меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии.]).

б) Он находит его с полной уверенностью.

Эта уверенность основывается:

— на любви Иисуса Христа (Евр. 2:17–18[952 — Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.]), Который, хотя без греха (2 Кор. 5:21[953 — Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.]), однако же взял на себя грехи (Псал. 39:13[954 — ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.]);

— на Его власти отпускать грехи (Мат. 9:6[955 — Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.]).

в) И он находит его всегда.

В ветхом Завете только однажды в год. Здесь всегда открыт свободный доступ (Псал. 54:18;[956 — Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой.] Псал. 70:3[957 — Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя — Ты.]).

Заключение. Кто хочет спастись, тот приходит (Сир. 8:17).[958 — Не судись с судьею, потому что его будут судить по его почету.]

Но ты не приходишь, хотя Он зовет тебя (Мат. 23:37).[959 — Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!] Не хочешь ли ты сам спасти себя? (Ис. 28:15–17).[960 — Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, — потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя». Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.]

Крест Христов с надписью: здесь путь, истина и жизнь

«Здесь Христос

(Мат. 24:23;[961 — Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте.] Ис. 65:1[962 — Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. «Вот Я! вот Я!» говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим.]). Надпись (Иоан. 19:19;[963 — Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.] 14:6;[964 — Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.] Евр. 5:9[965 — и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного.]).

1. Путь.

Уже как образец для нашего странствования по земле. Но главное: крест Его — путь к нашему спасению (Деян. 4:12;[966 — ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.] Иоан. 10:3[967 — Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.]). Для того, кто верует в Него (Рим. 1:5;[968 — через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы.] Иоан. 3:15;[969 — дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.] 2 Тим. 1:10[970 — открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие.]).

2. Истина.

Так много лживых христов (Мат. 24:24[971 — Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.]): здесьистинный Христос. На Нем исполнилось все (Лук. 24:44;[972 — И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.] 2 Кор. 1:20[973 — ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», — в славу Божию, через нас.]). Он всегда говорил истину (Ис. 53:9;[974 — Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.] Гал. 1:8;[975 — Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.] 2 Тим. 1:12[976 — По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.]).

3. Жизнь.

Воскресший (Иоан. 11:25;[977 — Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.] 10:18;[978 — Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.] 14:19[979 — Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?]). Если я умер во грехе (Ефес. 2:5–6[980 — и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе.]), то Он взывает ко мне.

Благодать! (Иезек. 16:6).[981 — И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, и сказал тебе: «в кровях твоих живи!» Так, Я сказал тебе: «в кровях твоих живи!»] Он опять выводит меня из гроба (Иоан.11:25).

ОБРАЗЦЫ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ

Слово в Великую Пятницу.[982 — Соб. иеромонаха Антония (впоследствии епископа чебоксарского).]

«Поклоняемся страстем Твоим, Христе! Поклоняемся страстем Твоим, Христе!»

Еще раз сподобил Господь нас грешных поклониться Его страшным страстям, еще раз прослушать жалостное повествование Святого Евангелия о Своем крестном подвиге, принятом за наши прегрешения.

Горько нам переживать эти воспоминания об ужасных муках Христовых, при мысли, что и каждый из нас не безучастен в том жестоком сокрушении духа, которое нанесли Господу грехи человеческие, при мысли, что Он распят «нас ради человек

Впрочем, возобновляемые воспоминания последних дней Его земной жизни представляют нам не один только божественный образ страждущего Искупителя, но и другие образы окружавших Его людей, Его врагов, Его друзей или наконец людей к Нему равнодушных. Конечно, все люди повинны в страданиях Христа-Спасителя, но все-таки повинны в различной степени, a потому, слушая страстные Евангелия, мы испытываем весьма различное настроение в зависимости от того, кому из окружавших Христа людей уподобляет нас наша совесть. Различны были эти люди, братия, различно их отношение к Христу! Но, правду сказать, мало доброго открыли души человеческие перед крестом Спасителя. Мера Его невинных страданий должна была исполниться, чаша Его должна была быть выпита до дна, a потому Господь не судил, чтобы Он имел много утешений в окружающих Его людях. И конечно, братие, не столько неистовая злоба Его врагов, безумная ярость фарисеев, слепота народной толпы. бездушная льстивость Пилата, могли огорчать нашего Господа, сколько те скорби, которые нанесены были Ему Своими же учениками, на одном из которых тогда оправдалось слово Писания: «который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40:10), a на всех: «порази пастыря, и рассеются овцы» (Зах. 13:7).[983 — О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых.] Велика была скорбь божественного Учителя о нетвердости тех, кого так любил Он, так заботливо воспитывал словом и примером.

Но, братия, очи Господни смотрели, конечно, дальше Своих непосредственных учеников: сквозь туман веков грядущих видели они и будущих учеников Христовой истины, тех самых, о которых молился Господь после прощальной беседы, говоря: «не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино» (Иоан. 17:20–21). На этих учеников, на нас, братия, были устремлены скорбные очи Искупителя. О Своих одиннадцати Он знал, что имеющий придти Святой Дух их «наставит … на всякую истину» (Иоан. 16:13) и восполнит Своей благодатью их слабость. Но мог ли не знать Господь, что в малодушном настроении Его учеников в день Его предания на казнь выражается нечто большее, выражается то самое настроение, которое Его дальнейшие ученики будут проявлять не в один день, не в качестве временного ослабления ревности, но увы — целые века, в качестве своего обыкновенного состояния.

Соберем же, братия, свои рассеянные мирскими заботами мысли, свои разбросанные по суетным предметам чувства, отрешимся хотя перед гробом умерщвленного за нас божественного Искупителя, отрешимся хотя в эти священные минуты от нашей греховной суетности и проверим свою совесть через евангельские повествования. Ученики Христовы разбежались, когда Его взяли под стражу, апостол Петр отрекся от Него перед Его врагами, но вина их ослабляется тем обстоятельством, что сердца их, еще не просвещенные благодатью Сятого Духа, не вмещали в себя истины

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн