Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

тысячелетий был воспитываем и лелеян Богом, как народ избранный и возлюбленный среди всех других народов, — народа, на котором именно покоились все надежды будущего, как светоче среди глубокой религиозно-нравственной тьмы, указывает одно замечательное обстоятельство, определяющее физиологическую причину смерти Христа. Он, как известно, скончался на кресте раньше разбойников, так что римлянам не понадобилось уже применить к Нему варварский обычай перебивания голеней, и вообще смерть последовала скорее, чем это было обыкновенно. Бывали случаи, когда распятые жили на кресте по два и по три дня; между тем Христос испустил дух через три часа по пригвождении ко кресту, и это обстоятельство, особенно в виду того, что Он был в полном цвете лет и обладал благословенным здоровьем в течение всей своей земной жизни, даже христианской древности казалось необычайным, и она приписывала его сверхъестественной причине.

Но была и ближайшая причина. Когда воин, чтобы убедиться в действительности смерти распятого Христа, вонзил Ему копье в ребра, то из образовавшейся раны потекла кровь и вода, и это решительно указывает на то, что непосредственной причиной смерти был разрыв сердца, происшедший вследствие безмерного душевного потрясения. Избыток радости или горя, как известно, часто причиняет разрыв некоторых тканей сердца, следствием чего бывает проникновение крови в так называемое околосердие или мешочек, наполненный бесцветной жидкостью, наподобие воды, в котором именно подвешено сердце. При обыкновенных обстоятельствах только исследование, произведенное после смерти, дает возможность открыть этот факт; но в отношении Христа в этом вполне удостоверяет нас удар копья, сделанный воином. Затем при смерти от разрыва сердца наблюдается постоянное явление, что умирающий вдруг судорожно поднимает руку к груди издает резкий пронзительный крик. Спаситель не мог сделать такого движения рукой, так как руки Его были пригвождены, но евангелисты ясно свидетельствуют о последнем громком вопле, за которым последовала мгновенная смерть.

Таким образом, Христос, Спаситель мира, буквально умер от разрыва сердца! Это бесконечно любящее сердце не выдержало того позорного самоослепления, которому поддались люди, от исступленного озлобления не ведавшие того, что творили; не выдержало оно того безграничного безумия, которое заставило людей предать лютейшим мукам смерти Того, Кто пришел избавить их от рабства смерти, вырвать их из гибельной власти ада, и указать им путь к вечной жизни и вечному блаженству. Да, поистине велика темная сила зла, заставившая человечество собственными руками и с неистовой яростью подрубать свое собственное древо жизни, собственными руками тиранить и казнить своего величайшего благодетеля и Спасителя. При виде этого могло разорваться не только такое нежное, бесконечно любящее сердце, каким было сердце Христа, но даже и гранитное сердце гор.

Недаром в момент смерти Христа скалы растрескались и солнце померкло. Совершенное злодейство возмутило даже бездушную природу. Пусть же это страшное событие служит вечным напоминанием о том, как тяжко и грешно нарушать вечный закон правды, за добро платить злом, за благодеяние черной неблагодарностью. Истории известно не мало и других случаев, когда благороднейшие люди и поборники высшего блага умирали внезапно от разрыва своего благородного сердца, не выносившего также людского безумия и людской неблагодарности. Но имена их бледнеют перед именем божественного Страдальца за правду, взявшего на Себя грехи целого мира. И история страстей Господних, вспоминаемых теперь Святой церковью, да пробуждает нашу совесть от нравственной дремоты, готовой сделаться преступной от нашего «непротивления злу», и да дает нам мужество выше всего в мире ценить верховный нравственный закон и неуклонно следовать его велениям, — и тогда только грешная земля перестанет быть ареной таких ужасающих неправд, о величайшей из которых рассказывается в этой именно истории.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Великую Пятницу

Филарет, митр. Московский. Слова и речи, т. I, стр. 121, 169, 31, 213, 89, 230.

Иннокентий, арх. Херсонский. Сочинения, т. VI, стр. 421–456; 457–499; т. III, 333–358.

Макарий, архиеп. Орловский. Слова, беседы и поучения, стр. 80, 89.

Иоанн, еп. Полтавский. Собрание слов, бесед и речей, стр. 12, 269.

Виссарион, еп. Костромской. Поучения, стр. 40.

Иннокентий, митр. Московский. Творения, кн. 2, 3.

Леонтий, митр. Московский. Слова и речи. Спб. 1888 г.

Павел, арх. Кишиневский. Слова и речи. Т. 1, стр. 387–410.

Филарет, арх. Черниговский. Слова и беседы. Ч. I, отд. 1, стр. 47, 52, 55.

Сергиев, И., прот. Собрание сочин. Τ. II, стр. 149–170.

Путятин, Р. прот. Собрание поучений, стр. 246–255.

Полисадов, прот. Проповеди, слова, поучения и речи. Спб. 1886. Т. I, кн. III

Нордов, В. И., прот. Сеятель благочестия. Т. V.

Сеятель. Стр. 244, 245.

Сборникизд. ред. «Руков. для С. Π.» Κ. 77 г., стр. 468, 472.

Лебедев, Π. Α., прот. Поучения в Святую Четыредесятницу. Вып. I-37; II-36; III-26; IV-15.18. 22.

Гречулевич, свящ. Беседы к простому народу. Вып. 36, стр. 100.

Бандаков, свящ. Поучения. 64.

Примечания

1

подробное развитие этой темы будет дано во II томе.

2

Во II издании это облегчается тем, что в нем сполна помещаются и сами Евангелие и Апостол. Ред.

3

Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

4

Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

5

Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

6

потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.

7

Служба в неделю Мытаря и Фарисея.

8

Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;

9

дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.

10

ибо начало греха — гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость;

11

приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;

12

К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии; оно неприятно им.

13

Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

14

Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?

15

Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога.

16

Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме.

17

Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

18

имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

19

Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.

20

потому что все согрешили и лишены славы Божией.

21

Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.

22

Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло.

23

И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;

24

Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?

25

Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня

26

Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи.

27

Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

28

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

29

По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

30

Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!

31

Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;

32

Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.

33

Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.

34

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

35

Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог.

36

Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои

37

Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.

38

Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.

39

Нечестие твое настроило так уста твои, и ты избрал язык лукавых. Тебя обвиняют уста твои, а не я, и твой язык говорит против тебя.

40

Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.

41

Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.

42

Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской.

43

И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.

44

Не говори: «я грешил, и что мне было?», ибо Господь долготерпелив. При мысли об умилостивлении не будь бесстрашен, чтобы прилагать грех ко грехам

45

Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

46

Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

47

и не говори: «милосердие Его велико, Он простит множество грехов моих»; ибо милосердие и гнев у Него, и на грешниках пребывает ярость Его.

48

А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. 21 Нет мира нечестивым, говорит Бог мой.

49

И обратятся богатства их в добычу и домы их — в запустение; они построят домы, а жить в них не будут, насадят виноградники,

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн