Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

а вина из них не будут пить.

50

Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом.

51

посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.

52

4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих, …

7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,…

9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.

53

Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! 2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!

54

Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои.

55

Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем».

56

Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

57

Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;

58

приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе.

59

И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? Но Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи.

60

Ибо сила Твоя есть начало правды, и то самое, что Ты господствуешь над всеми, располагает Тебя щадить всех.

61

Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;

62

Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.

63

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

64

для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость

65

Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

66

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч.

67

Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.

68

Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.

69

Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

70

утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.

71

Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

72

Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.

73

ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.

74

ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.

75

Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая.

76

неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?

77

Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного — ни обола.]

78

Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.

79

Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.

80

Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить.

81

Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;

82

Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь.

83

ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, — в горниле уничижения.

84

И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение

85

В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от [святаго] чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.

86

Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.

87

Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу

88

Бл. Августин, бесед. на Пс.43.

89

Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.

90

Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

91

И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

92

А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

93

Будучи еще юношею, прежде нежели пошел я странствовать, открыто искал я мудрости в молитве моей:

94

Ничто да не препятствует тебе исполнить обет благовременно, и не откладывай оправдания до смерти.

95

Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа!

96

Великое приобретениебыть благочестивым и довольным.

97

Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.

98

ибо Ты — надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей.

99

Филарета, митр. Московского. Слова и речи т. III, стр. 15.

100

Прот. Родиона Путятина 185–187 стр.

101

Выражение «сице в себе моляшеся», переданное по русски «молился сам в себе», по-видимому предполагает тихую, безмолвную молитву. Но греческий текст не дает права на такое толкование, и безмолвная молитва отнюдь не свойственна была не только фарисеям, любившим молиться во всеуслышание и напоказ, но и иудеям вообще, которые и доселе молятся преимущественно вслух. См. Матф. 6:5.

102

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

103

Замечательно, что подобные же молитвы встречаются в Талмуде. Так, одному раввину приписывается следующая молитва: «Боже, благодарю Тебя, что Ты положил мою часть с теми, которые заседают в академии, а не с теми, что сидят по углам (менялы и торговцы). Я встаю рано и они встают рано, но я встаю рано для слов закона, а они для корысти. Я тружусь и они трудятся: но я тружусь и получаю награду, а они трудятся и не получают награды. Я бегу и они бегут: но я бегу к жизни будущего мира, а они бегут к бездне погибели». См. у Эдершейма, II, стр. 291.

104

«Оправдан паче онаго» «оправданный более, нежели тот». Греческий подлинник усиливает эту мысль и может быть понимаем в том смысле, что «сей (мытарь) пошел в дом свой оправданным, а не тот» (т. е. фарисей). Такое толкование более соответствует и самому тону притчи, имеющей своею целью уяснить, в чем заключается тайна оправдания человека перед Богом.

105

Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

106

Святой Игнатий Богоносец.

107

Блаженный Августин dе util. роепit.

108

Святой Иоанн Златоуст о покаянии.

109

Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться.

110

И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет.

111

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда.

112

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

113

Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.

114

Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.

115

Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.

116

Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми.

117

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу.

118

Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.

119

Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем;

120

Во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего и не желай грешить и преступать заповеди Его. Во все дни жизни твоей делай правду и не ходи путями беззакония.

121

Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день.

122

Тертулиан о покаянии.

123

Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу.

124

и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

125

и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

126

и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

127

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.

128

Так в оригинале (прим. ред.)

129

Соч. Димитрия, арх. Херсонского. т. IV.

130

Прот. И. Полисадова, т. Ι

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн