и мерзость и мышей, — все погибнут, говорит Господь. Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.
261
Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.
262
Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы». Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.
263
и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
264
и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
265
ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
266
истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
267
Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь.
268
Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?
269
И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
270
ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.
271
чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
272
Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда.
273
а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
274
пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
275
Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
276
в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа.
277
Ибо нет лицеприятия у Бога.
278
Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
279
Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
280
Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
281
Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35 ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
282
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
283
Прот. И. Романова. Спб. 1880. Стр. 180.
284
Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
285
Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много.
286
Развивая эти мысли, автор синаксария на неделю мясопустную, между прочим, говорит, что все собравшиеся пред престолом Судьи будут в одном и том же возрасте и все узнают друг друга. См. Триод постн. синакс.
287
Тот факт, что в основание оправдания указываются здесь только добрые дела, отнюдь не дает права на делаемое иными заключение, что для спасения достаточно именно одних добрых дел без веры и что нравственность независима от религии. Напротив, дальнейшая часть приговора показывает, что добрые дела получают свое полное значение только тогда, когда они совершаются в теснейшем соотношении с верой во Христа, Который именно и является главным предметом благотворения. Все другие дела, совершаемые без отношения к Нему, мертвы, каковыми были дела показно-набожных фарисеев.
288
Служба в седмицу Сыропустную.
289
Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь.
290
Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает.
291
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
292
Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.
293
Святитель Василий Великий о посте.
294
Блаженный Августин о посте.
295
Святой Киприан о церкви.
296
Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.
297
Святой Киприан.
298
Блаженный Августин hоm. 9. с. 3 dе utilit. jеjun.
299
Святителя Иоанна Златоуста беседа 1. о посте.
300
Ibid.
301
Святитель Василий Великий о посте.
302
Блаженный Августин о посте.
303
между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие
304
Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами.
305
Святитель Василий Великий о посте.
306
Святитель Иоанн Златоуст о покаянии.
307
Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей.
308
Святителя Иоанна Златоуста бесед. 1 о посте.
309
Святой Исидор Пелусиот о высочайшем благе.
310
Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
311
Святого Иоана Златоуста беседа 34 к народу.
312
Святителя Григория Назианзена слово о бедных.
313
Блаженного Августина sеrm. 15 dе vеrb. Dоmin.
314
Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
315
увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
316
Святителя Иоанна Златоуста беседа к народу 30.
317
Ibid.
318
Святитель Василий Великий о посте.
319
Святого Григория Двоеслова послание к Маркеллу.
320
Блаженного Августина беседа на Псал. 42.
321
Святой Амвросий о посте.
322
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
323
И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,
324
благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете.
325
все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
326
Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь.
327
Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
328
Иоанна Сергиева, прот. Полн. собр. соч., т. II, стр. 38.
329
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
330
Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу
331
Нордов. Училище благочестия, ст. II, стр. 657.
332
Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш].
333
не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
334
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
335
Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
336
Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
337
и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.
338
Притча о должниках: Матф. 18:23–35. Ta же истина нашла себе прекрасное разъяснение еще в Ветхом Завете. См. Сир. 28:1–6.
339
Эта особенность фарисейского постничества замечена была даже римскими сатириками, которые в видах осмеяния его выводили на театральную сцену изможденного постом, повесившего голову, верблюда.
340
ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
341
Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
342
имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
343
стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
344
да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
345
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
346
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
347
Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
348
и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
349
и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его.
350
Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
351