Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

то по преимуществу и наполняют наше сердце. Всмотрись в зерцало закона Божьего, и ты придешь в ужас от своего греховного безобразия. «Испытывай себя прежде суда» (Сир. 18:20). «Кто познал бы все грехи, если бы Бог не открыл их ему в в особенном свете слова Божия?».[106 — Святой Игнатий Богоносец.] Обманываемый благовидной поверхностью, человек не чувствует скрытого червя, съедающего его внутренность.

б) Грех есть нечто ужасное.

До чего он довел блудного сына?

Грех есть оскорбление Бога! Бог правосуден и благ, строго карает грех: возможно ли оскорблять Его? A если веруют в благость Божью, которой злоупотребляют, не считая нужным каяться? Истинная вера в тяжесть греха и в благость Божью ведет к сердечному раскаянию и сокрушению. «Самое чистосердечное раскаяние возбуждается только ненавистью ко греху и любовью к Богу».[107 — Блаженный Августин dе util. роепit.] «Плачь и сокрушайся, что ты оскорбил Бога, который бесконечно благ и возлюбил тебя так сильно, что предал за тебя своего единородного Сына».[108 — Святой Иоанн Златоуст о покаянии.]

в) Для освобождения от греха требуется великая решимость.

«Встану, пойду.»

Напрасно думают, что с грехом можно разделаться полумерами, полурешимостью. Грех — многосложное, тяжелое бремя, — крепкая цепь диавола, которую нужно разорвать. Расстаться с грехом можно только при величайших усилиях. Нужно твердо решиться не только избегать греха, но и ближайших к нему случаев; нужно пользоваться случаями и средствами к добру. Чистосердечное раскаяние и исповедание пред священником разрешает от прежних грехов только тогда, если вновь не впадают в них.

2. Если мы имеем крепкую веру в прощение грехов.

Блудный сын имел такую веру: «пойду к отцу моему и скажу».

Для отпущения грехов существует в церкви таинство покаяния, в котором подается истинное и действительное прощение. В это прощение нужно веровать.

а) Мне простится!

Кто так думает и верует, тот будет и искренно каяться, сокрушаться, побеждать всякий ложный стыд и проч.

б) Мне простится!

Кто так верует и думает, тот с радостью и охотой перенесет всякую, возлагаемую на него священником, епитимью, и загладит всякий грех противоположными добродетелями.

в) Мне прощено!

Кто так верует и так убежден, тот будет остерегаться греха, чтобы не оскорблять более милосердия Божьего и не возвращаться вспять.

Покаяние ложное и бесплодное

«Встал и пошел к отцу своему» (ст.20).

Раскаяние блудного сына было глубокое, искреннее и решительное. Он вполне сознал свой грех, исповедал его со смирением пред Богом и наконец самим делом обратился к Отцу небесному (ст.20). Что же Отец небесный? Он принял покаявшегося с распростертыми объятиями, — все забыл, все простил и пригласил к участию в своей радости всех небожителей, «этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.» Таковы плоды истинного покаяния!

Но можно ли сказать то же самое о нашем покаянии? Возвращает ли оно нас в объятия Отца? Доставляет ли радость небу? К сожалению, мы выходим иногда после исповеди хуже, чем пришли на исповедь, потому что есть

Когда?

1. Если каются только для виду, nо одному заведенному обычаю.

Благочестивый царь Давид, подобно блудному сыну, получил прощение грехов, потому что принес искреннее раскаяние: «утомлен», взывал он, «каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» (Псал. 6:7).

Но царю Саулу не было прощено, потому что он каялся притворно, только для виду. Он хотел только не потерять чести и уважения перед Самуилом и народом. Он говорил: «я согрешил, но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем» (1 Цар. 15:30).

То же самое бывает и с нами. Исповедуются, показываются наружные знаки раскаяния, приступают ко святому причащению потому, что в противном случае боятся навлечь на себя людские пересуды и заслужить обидное название нехристианина. Таким людям лучше было бы не исповедоваться и не причащаться, чем приступать к этим таинствам только для виду, из опасения: что скажут люди. Тому, кто вовсе не исполняет долга исповеди и приобщения святых тайн, можно сказать только, что он более не член православной церкви и не имеет никакого участия в ее благодатных средствах спасения: но он, по крайней мере, не похищает дара Божия, как тот, который лицемерно исповедуется и приобщается. Лучше ничего не делать, чем делать зло. Покаяние для виду не есть покаяние, a грех.

а) Тут нет никакого испытания совести и никакого сердечного исповедания.

Потому что, чем меньше находят и сознают за собой грехов, тем лучшими кажутся самим себе, и думают, что и духовнику покажутся лучшими, и разрешение грехов получат легче. Однако же, самый лучший человек находит в себе весьма много грехов.

б) Тут нет никакого раскаяния и никакого доброго намерения.

Только бы покаяться, исполнить обряд, чтобы слыть в мире порядочными христианами.

в) Тут нет никакого удовлетворения за содеянные грехи и никакого исправления.

О возмездии, как поступил Закхей, вовсе не думают. После исповеди остаются такими же, как и до исповеди. Ходят в те же общества и занимаются теми же греховными делами. Также раздражительны, завистливы, недоброжелательны и т. п.

2. Если хотят сложить вину на обстоятельства и на других лиц.

Когда Бог позвал к ответу первых людей, то Адам слагал свою вину на Еву, a Ева на змия.

Они не должны были бы допускать себя до искушения: они оба согрешили по совершенно свободному произволу. Тут не было никакого раскаяния, никакого самообвинения, никакого начала исправления. Такие извинения и оговорки весьма часто случаются и y нас.

а) Жена жалуется, что она гневлива и раздражительна оттого, что муж ее расточителен и прочее. A муж, с своей стороны, жалуется на жену, что она неразумна, что он должен ее бранить, журить, бить.

А может быть здесь просто недостает благоразумия, умеренности и терпения? Бывает ли вообще согрешение без какого-либо повода и искушения?

б) Родители жалуются, что они не могут поступать иначе, что дети их так своенравны, непокорны.

Что же нужно делать при таком своенравии и непокорности? Что должны были бы делать прежде?

в) Часто слагают вину на профессию, состояние, темперамент.

Но разве нельзя быть добродетельным в каждом состоянии, обуздывать каждый род характера?

г) Часто не имеют времени для дел добра.

Пустая отговорка! Всегда найдут время, если хотят. Делай одно и не оставляй другого! Несмотря на большую усталость во время дня, торговец вечером сводит итог своих денег; при усиленных занятиях не забывают есть и пить; для приобретения больших барышей откладывают спешные дела. И много ли нужно времени для дел добра? Ежедневно молиться, испытывать свою совесть, по праздникам посещать храм, в урочные времена говеть, исповедоваться и причащаться!

3. Если не хотят расстаться с любимыми грехами.

Войско законного царя Давида стояло против возмутившегося похитителя престола — Авессалома. Давид поощрял своих воинов к мужественной борьбе, но при этом говорил «сберегите мне отрока Авессалома» (2 Цар.18:5)! Совращенных солдат нужно было убивать, a совратителя их пощадить!?

Tо же самое бывает часто и при нашем покаянии. Сознают, каются и исповедуют разные грехи, но любимый грех — Авесалома, щадят.

а) Ты исповедуешься в своей страсти к пышности, роскоши, тщеславию.

Но это все происходит только из угождения твоей себялюбивой плоти. Почему же ты об ней собственно ничего не говоришь? Не есть ли она твой Авессалом? — Но ты не хочешь ее умерщвлять!

б) Ты каешься и исповедуешься в суесловии, бранчливости, божбе.

Но почему же не в сварливости, высокомерии, злобе сердца? Они — твой Авессалом!

в) Ты жалуешься, что молишься рассеянно.

Жалуйся лучше на твоего Авессалома, на твои привязанные к земле мысли и стремления.

г) Ты не каешься, как следует, священнику.

Твой Авессалом были леность и недостаток покаянного чувства.

д) Ты сознаешься, что живешь несогласно с родителями!

Но о твоем Авессаломе ты ничего не сказал, именно о твоих знакомствах и дурных связях.

Ежедневное покаяние христианина

«Отче! я согрешил против неба и пред тобой» (ст.21).

Так каялся блудный сын пред Отцем небесным. Бог повелевает всем людям покаяться (Деян. 17:30)[109 — Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться.] и обещает каждому покаявшемуся благодать и жизнь (Иезек. 18:21).[110 — И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет.] — Не в урочные только времена, но ежедневно мы должны исповедовать грехи свои пред Богом и взывать: «Отче! я согрешил против неба и пред тобой».

1. Необходимость ежедневного покаяния.

а) Мы ежедневно согрешаем.

Хотя мы и не принадлежим к отъявленным грешникам, однако же не можем сказать, чтобы мы были чисты от всякого греха. Сколько у нас тайных пятен на совести! Заботы о пропитании, дурные мысли, похоти и пожелания, праздные слова (Мат.12:36),[111 — Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда.] грехи неведения, опрометчивости, опущения (Иак. 4:17).[112 — Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.] Каждый день обличает нас в грехе.

б) Мы ежедневно и ежечасно приближаемся к смерти.

Последний час может придти внезапно. Наша смерть постоянно стоит у дверей (1 Кор. 15:31).[113 — Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.] Конец жизни есть начало блаженства или мучения. Должен ли я пренебрегать тогда своей дорогой душой?

2. Свойства ежедневного покаяния.

Для этого нет нужды, с утра до ночи, поститься и молиться; достаточно:

а) Ежедневно примиряться с Богом (Псал. 18:13–14).[114 — Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.] Каяться в содеянных прегрешениях дня и обращаться к Богу с сокрушенным сердцем. Если другие думают о Боге только однажды в год, когда приступают к исповеди, то мы должны думать о Нем всякий день (Псал. 87:10).[115 — Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.]

б) Стараться охранять свою добрую совесть (Деян. 24:16).[116 — Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми.] Остерегаться грехов даже самых мелких (1 Пет. 2:11).[117 — Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу.] Бодрствовать над своею душею (1 Фесс. 5:6),[118 — Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.] жить постоянно в страхе Божьем (Притч. 23:17)[119 — Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем;] и ходить под Богом. Не делать никакого греха сознательно и свободно (Тов. 4:5).[120 — Во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего и не желай грешить и преступать заповеди Его. Во все дни жизни твоей делай правду и не ходи путями беззакония.]

Заключение. Мы ежедневно заботимся о пище и питье для нашего тела; не тем ли более должны заботиться о душе?

Однако же,

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн