как много таких людей, которые совершенно забывают о душе своей! Сегодня ты еще живешь, сегодня и кайся. Сколько представляется нам ежедневно случаев призывающих к покаянию!
Заходящее солнце, усопший во гробе, болезнь в членах, каждый удар колокола…
Почему мы откладываем свое покаяние?
«Встал и пошел к отцу своему» (ст.20).
Сознав свои грехи, блудный сын немедленно кается и обращается к небесному Отцу. — Но так ли поступаем мы, хотя грешим ежедневно и ежечасно? Слово Божие призывает нас к немедленному покаянию и обращению (Сир. 5:8),[121 — Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день.] но мы со дня на день откладываем свое покаяние, медлим своим обращением. Чем объяснить это?
1. Или потому, что предполагаем, что Бог простит нам или не простит.
Если мы думаем, что Бог не простит нам наших грехов, то какое безумие оскорблять всесильного Бога без надежды на Его прощение, гневить Его карающее правосудие, умножая свои грехи?
Если же мы думаем, что Бог так милосерд, что простит нам все наши грехи, как бы мы Его ни оскорбляли, то какая черная злоба с нашей стороны без меры оскорблять всеблагого Бога?
«Какое странное рассуждение? Бог благ, следовательно необходимо, чтобы я был зол. Он по своей благости простит мне все, следовательно я не должен иметь страха грешить. Он имеет довольно терпения, чтобы ожидать моего раскаяния, следовательно я хочу иметь достаточно наглости, чтобы продолжать оскорблять Его грехами».[122 — Тертулиан о покаянии.]
2. Или потому, что думаем, что Бог дает нам мало времени для покаяния и обращения, или много.
Если вы думаете, что Он дает вам мало, то отчего вы не спешите пользоваться каждой минутой столь короткого и столь дорогого времени для вашего спасения? Если же вы думаете, что Он дает вам много, то не обязаны ли вы благодарить Его за это? A чем лучше можете вы выразить Ему вашу благодарность, как не употреблением времени, согласно с Его волей? Бог не дал нам времени для Его оскорбления, следовательно, какая неблагодарность с нашей стороны употреблять время для греха?
Откладывать покаяние по таким несправедливым побуждениям — не значит ли подвергаться опасности никогда не каяться?
Против тех, которые откладывают свое обращение на будущее время
«Встал и пошел к отцу своему».
1. Бог обещал покаявшемуся грешнику прощение, но не обещал часа u времени покаяния.
Иной говорит: «я покаюсь в старости!»
Но можете ли вы с уверенностью рассчитывать и на один день жизни? Если вы находите, что теперь для вас трудно исторгнуть из души пороки, которые не успели еще в ней укорениться, то неужели вы думаете, что со временем для вас будет это легко, когда они пустят глубокие корни? Теперь вас отягощают некоторые грехи, a вы надеетесь впоследствии идти свободнее под бременем неисчислимых грехов! Теперь вы не желаете бороться с неокрепшими еще страстями, a позже думаете преодолеть закоренелые привычки!
Можете ли вы рассчитывать тогда на победу с меньшим трудом?
2. Каждый удар, наносимый телу острым орудием, более и более вонзается в него.
Каждое греховное действие глубже и глубже запечатлевает порок в нашей душе, в которую он наконец проникает так далеко, что исправление его становится почти невозможным.
Вот почему мы видим обыкновенно, что старость грешника загрязнена пороками его юности. Слабая природа, истощенная распутной жизнью и преклонностью лет, желала бы остановиться, но сила греховной привычки, обратившейся во вторую природу, невольно влечет сердце к греховным пожеланиям, несмотря на сопротивление возраста и немощь тела.
«Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах» (Иов. 20:10).
3. Непреклонным постоянством во грехе затрудняется для вас постоянство в добре.
И это даже в том случае, если бы вы совершенно покаялись.
С душой бывает то же самое, что и с телом: редко продолжительная болезнь не оставляет глубоких неизгладимых следов на теле. Человек, долгое время подчинявшийся греховным привычкам, никогда не освобождается от них совершенно. Его ослабленная воля легко поддается греховным соблазнам.
4. Наконец, какая несправедливость и в то же время какое безумие — назначать конец своей жизни для покаяния.
А лучшие годы растрачивать во грехе!
Кто ожидает старости, чтобы посвятить себя Богу, тот ясно показывает, что он хочет сберечь для добродетели только такое время, которого он не может употребить ни на что другое. Странное распределение вашей жизни! Юности и мужеству, полным сил и энергии, вы предоставляете покой, негу и наслаждения, a на старость, возраст слабый, которая едва поддерживает саму себя, вы возлагаете все бремя труда и лишений, все подвиги покаяния!
Не уподобляетесь ли вы в этом случае тому безумцу, который, имея нескольких рабочих животных, складывает всю тяжесть на самое слабое из них, a всех прочих заставляет идти без клади?
Нет греха, которого нельзя было бы загладить истинным покаянием
«И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (ст.20).
1. Покаяние доставляет несомненное отпущение грехов.
Как велики были грехи блудного сына!
Но едва только он раскаялся, Отец небесный все простил ему.
«Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Исаии 1:18).
2. Покаяние доставляет немедленное отпущение грехов.
Едва только Давид исповедал свой грех и сказал: «согрешил я пред Господом», как пророк Нафан возвестил ему: «Господь снял с тебя грех твой» (2 Цар. 12:13). Покаявшийся разбойник непосредственно за этим услышал из уст Распятого: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лук. 23:43).
3. Покаяние доставляет отпущение полное и совершенное.
Бог не прощает на половину.
«Если … будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого… Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив» (Иезек. 33:15,16).
Не будем же говорить, подобно Каину: «наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт. 4:13).
Грешник, обращающийся к Богу, получает вовсе не то, чего он заслуживает по своим грехам
«Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» (ст.22–23).
1. Он заслуживает отвержения, a встречает объятия Отца небесного (ст.20).
2. Он заслуживает изнурения от наготы, a облекается в одежду первую.
3. Он заслуживает томления от голода, a получает хлеб жизни.
4. Он заслуживает вечных мучений, a его окружают радостные ликования.
Что требуется для истинного покаяния?
«Придя же в себя» и проч. (ст.17).
1. Надобно сознать тяжесть своих грехов: «придя же в себя» (Псал. 37:4–7).[123 — Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу.]
2. Надобно раскаяться в них с сердцем сокрушенным и смиренным: «отче! я согрешил … И уже недостоин называться сыном твоим» и проч.
3. Надобно исповедать их пред священником.
4. Надобно исправиться от них и загладить их противоположными добродетелями. «Покаяние бесплодно, если обращаются на прежний путь жизни».
II. АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ. Зачало (135) 1-е послание к Коринфянам 6:12–20
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Практический очерк содержания рядового чтения
В апостольском чтении этой недели предлагается увещание избегать греха блудодеяния. Что это за грех и почему нужно избегать его?
Приступая к изображению гибельности блудного греха, апостол Павел прежде всего устанавливает точку зрения, с которой нужно смотреть на этот грех. «Братие», говорит он, по своей врожденной свободе, мы можем делать все, что хотим, и добро, и зло: «все мне позволительно». «Но» не все то, что мы можем делать по своей свободе, полезно для нас: «не все полезно». Если мы делаем добро, то получаем пользу, a если зло, то получаем вред. Но есть вещи, которые сами по себе ни полезны, ни вредны. Каким же правилом нужно руководствоваться, чтобы такие вещи, сами по себе позволительные, были безвредны для нас?
Отвечая на этот вопрос, апостол Павел продолжает далее: «все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (ст.12). Вещь, сама по себе безвредная и позволительная, становится опасной, как скоро обращается в страсть, овладевающую человеком. Бог, например, создал пищу для чрева и чрево для пищи: «пища для чрева, и чрево для пищи» (ст.13).
Как существа свободные, мы можем употреблять всякую пищу, но чрезмерное употребление ее сопровождается вредом для тела, a употребление, запрещенное законом, причиняет вред душе. Мы имеем право питать свое чрево всякими яствами, но неприлично и не полезно для нас, чтобы нами обладала какая-либо нравящаяся нам пища, чтобы мы сделались рабами чрева, потому что пища и чрево даны нам только на время настоящей жизни, для поддержания нашего земного существования, в будущей же жизни «Бог уничтожит и то (чрево) и другое (пищу)», сделает ненужными (ст.13).
Совершенно иначе нужно смотреть на блудодеяние. Оно не составляет такой позволительной вещи для тела, как пища для желудка; отношение между телом и блудом совершенно иное, чем между чревом и пищей. Чрево создано для пищи и пища для чрева, «тело же» наше «не для блуда, но для Господа» (ст.13). Пища находится в нашей власти и мы можем пользоваться ей, как угодно, лишь бы только нам не сделаться рабами чрева; но тело — не в нашей власти, оно не наше, но Господне, создано «для Господа», чтобы служить Господу, который есть «Господь телу» (ст.13). Поэтому, можем ли мы так же свободно блудодействовать, как свободно употребляем пищу желудком? С другой стороны, чрево и потребность чрева некогда упразднится, но тело наше не уничтожится; оно перейдет с нами в будущую вечную жизнь, и как «воскресит и нас силою Своею», так некогда «воскресит и нас силою Своею» (ст.14). Следовательно, тела наши тем более не находятся в