Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

погубило все, чем напрасно одарила меня любовь отца моего, — и нечего мне ожидать от него, кроме гнева и заслуженного наказания. Но от руки отеческой легко и утешительно и самое суровое наказание, так как любовь отца не попустит погибнуть лютой смертью и преступному сыну. В доме отеческом быть и рабом, наемником будет для меня величайшим счастьем.

«Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобой, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.»

Таковы, братия мои, чувства истинно кающегося грешника. Он чувствует всю безысходную тяжесть, всю безнадежность своего греховного состояния; он почитает себя недостойным помилования, но достойным всякого осуждения и муки; он оживляется одной надеждой на милосердие Отца небесного.

Что приобрел я, спрашивает он самого себя, — что приобрел я, предавшись суетной греховной жизни, и что ожидать мне в будущем? Где те радости, которых искал я в мире — улетели они и оставили уме скорбь и болезнь душевную. Где блаженство, которого там много обещали мне удовольствия плотские? Увы, это была мечта, которая рассеялась, как сновидение, и оставила за собой изнеможение тела, томление духа, сокрушение сердца, угрызения совести. Где это счастье, за которым гонялся, которого искал я повсюду и которое так обольстительно манило меня все дальше и дальше? Это был пустой призрак, который не насытил жажды души моей, не наполнил сердца моего так, чтобы не оставалось желать ничего более, не принес духу моему вожделенного спокойствия и блаженства, не усладил совести моей тем животворным утешением, которым услаждаем невинность и добродетель!

Что обмануло раз, обманет и в другой, будет обманывать и всегда. Что оказалось пустым и ничтожным в прошедшем, тем же самым окажется и в будущем. A дни мои преходят и исчезают; время жизни сокращается, и смерть уже при дверях. Что же, если она постигнет меня таким, каким я был доселе? Как явлюсь я перед лицом Господа и Владыки живота моего? С чем предстану я перед Спасителем и Судьей моим?

Где те сокровища, которыми обогатила меня любовь Отца небесного? Я расточил их в угоду страстям моим. Где невинность, с которой вышел я из купели крещения и которую стяжал мне Христос Господь Своей Кровью? Я продал ее за греховные наслаждения. Где завет благодати, который запечатлен кровью Сына Божьего, с его обетованиями жизни вечной? Я попрал его грехами моими, я отрекся обетований жизни вечного и наследовал осуждение вечной смерти. Где сыновнее дерзновение, с которым чада Божьи приступают к престолу Отца небесного, призывают его всесвятое имя в молитве своей и приемлют от Него благодать?

Увы, я не смею и вспомнить о страшном и величественном имени Божьем, не смею возвести взора своего на небо, чтобы не встретить в нем свидетеля беззаконий моих и обличителя грехов моих. Все дары Божьи погублены; все благодатные и естественные дарования истрачены; разум осуетился в нечистых помышлениях, превратился в неискусный ум, склонный лишь творить непотребное. Сердце растлилось преступными пожеланиями и сделалось игралищем страстей, совесть убита и подавлена сознанием множества грехов моих, и бежит, как преступный раб, от лица Божьего. Все силы душевные и телесные сделались орудиями неправды и беззакония, нечистоты и скверны. «Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня» (Пс. 39:13).

Никто и ничто не спасет меня от лютой смерти грешника; никто не защитит меня от праведного суда Божьего; никто не избавит меня от геенны и огня вечного; никто не исхитит меня от темной власти диавола, которому предался я добровольно своим согласием на злое. О, если бы быть хотя бы наемником или рабом в доме Отца небесного! О если бы не быть навсегда изгнанным и низверженным из царства Божьего в тьму кромешную! О если бы Отец небесный принял меня опять под благодатный покров любви и милосердия Своего! «Встану, пойду к отцу моему.»

«Пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобой». Жестоко оскорбил я Твою благость и милосердие, преогорчил Твои любовь и благоутробие, преступил Твои спасительные заповеди, попрал священные обеты мои, данные мной при святом крещении, перед святым Твоим жертвенником, перед ангелами и людьми. Поругал кровь завета Твоего, которой освятился, которой искуплен от смерти вечной; обесчестил благодать пресвятого Духа Твоего, которым знаменался в день избавления моего. Сам, несчастный, приготовил достойную казнь себе; сам воздвиг на себя праведный гнев Твой, и нет мне извинения ни в чем, нет ни малейшего оправдания злому произволению моему.

Все побуждало меня хранить Твои святые заповеди, все удерживало меня на пути закона Твоего, все требовало от меня любви и благодарности к Тебе. Ты Сам, всеблагий, непрестанно призывал к Себе во святом слове Твоем — то голосом любви и милосердия, то карающим мечом гнева и суда своего.

Но я не послушал отеческого гласа Твоего, презрел и ни во что вменил обетования и угрозы Твои. Ангел хранитель мой не переставал внушать мне желание всего доброго и отвращение ко всему злому и беззаконному; но я отверг его внушения, не послушал совета ангельского и преклонил слух мой к совету лукавого. Собственная совесть моя удерживала меня чувством стыда и целомудрия, страхом безчестия и наказания от преступных стремлений и дел; но я заглушил в себе голос совести, подавил чувство стыдливости и ринулся на путь греха и погибели. Все небо и земля; все твари, которые слушают повеления Твои, исполняют святую волю Твою, повинуются и мне недостойному по заповеди Твоей, — внушали мне покорность Тебе, послушание святой воле Твоей, благодарение благости и милосердию Твоему; но я сделался бессмысленнее бессловесных, безчувственнее всякой твари, — один во всем мире стал преступником закона Твоего, непокорным высочайшей власти Твоей. «Отче! я согрешил против неба и пред тобой.»

«И уже недостоин называться сыном твоим.» Ты отличил меня между всеми земными тварями Твоим божественным образом, поставил меня властелином земли, обладателем всех тварей Твоих. Но я попрал в себе божественный образ Твой преступлением воли Твоей, унизил достоинство богоподобной души моей, покорив ее плотским похотям, и сделался рабом страстей. Ты, по бесконечной любви Своей, не пощадил Единородного Сына Своего для спасения моего, предал Его на крестную смерть, да искупит меня от смерти вечной.

Но я грехами своими попрал святейшую кровь Его, пролитую за грехи мои, и самовольно подверг себя вновь осуждению и проклятию. Ты, во имя Единородного Сына Твоего, дал мне право именоваться и быть сыном Твоим, сотворил причастником божественного тела и крови Христа Твоего и обетовал мне наследие жизни вечной. Но я презрел и ни во что вменил дар божественного сыноположения — обесчестил тем и кровь Сына Твоего, сотворив уды Христовы удами блудничими, и сделал себя чуждым наследия жизни вечной.

Ты оградил меня печатью дара Духа Святого, освятил и душу, и тело мое в храм живущего во мне Духа Твоего; но я растлил и тело, и душу мой грехами и, вместо храма Божьего, сделался вместилищем тли и всякой нечистоты. Как дерзну я именовать Тебя, всесвятого, Отцем моим? Как осмелюсь назвать себя, раба греха и страстей, сыном Твоим? «Недостоин называться сыном твоим!»

Но, Творец мой и Владыка жизни моей, верю, что милосердию Твоему нет предела, что Твоя бесконечная любовь не хочет смерти грешника, но чает обратитися и живу быть ему, что Единородный Сын Твой приходил на землю найти и спасти погибающего, призвать не праведников, но грешников на покаяние. Что всесвятая кровь Его, пролитая за грехи мира, очищает нас от всякого греха; что благодать всесвятого Духа Твоего призбыточествует там, где умножается грех; что не праведникам, но грешникам положил Ты покаяние в спасение.

Не отринь от лица Твоего и меня окаянного; открой двери милосердия Твоего и мне грешному; осени благодатью Твоей и меня заблудшего; омой пречистой кровью Единородного Сына Твоего и мое нечистое и оскверненное сердце; оживотвори силой Твоею и меня, умерщвленного прегрешениями и погибшего в беззакониях! Недостоин я высочайшей почести истинных сынов Твоих — праведников совершенных; причисли меня к грешникам кающимся, не отринь от лика мытарей и грешников, помилованных Тобой; дай хотя приникнуть к порогу царства Твоего, «прими меня в число наемников Твоих.»

Благо нам, братия мои, если в душе нашей пробудились эти чувства кающегося грешника: они послужат твердым началом покаяния. Но и доброе начало само по себе не имеет цены, если не будет приведено в совершение, и наилучшие чувства останутся бесполезными, если не последует за ними твердая решимость исполнить их на деле.

Раскаявшийся блудный сын не стал выжидать какого-либо удобнейшего времени. Ничто не остановило его решимости возвратиться к отцу: «встал и пошел к отцу своему.» Последуем ему и мы в этом подвиге истинного покаяния. Не будем откладывать того, что необходимо сделать во всякое время и что удобнее всего сделать теперь. Двери милосердия Божьего открыты, и Отец небесный давно ожидает возвращения нашего. Господь Иисус Христос давно уготовал таинственную вечерю, чтобы напитать нашу алчущую и жаждущую душу. В доме Отца небесного все готово: идем ко Отцу нашему и скажем Ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобой и уже недостоин называться сыном твоим» Аминь.

Поучение в Неделю о Блудном Сыне.[130 — Прот. И. Полисадова, т. Ι вып. 1, стран. 378–383.]

В то время, как лукавый мир, увлекаясь жаждой преступных удовольствий, служащих для погибели души и тела, в убийстве времени, нам данного для очищения грехов и собирания благих плодов для вечной и блаженной жизни, расставил множество сетей для празднолюбцев и готовит еще большие для них соблазны в эти дни, ближайшие к Великому Посту, — Святая Церковь, наша матерь, призывает верных чад своих к святому покаянию и предлагает дивные примеры обращения к Господу даже и великих грешников.

В прошедшую неделю она учила нас смиренному сознанию своих грехов перед Богом, по примеру мытаря, и избежанию той гордости, которую обнаружил тщеславный фарисей. A раньше, за неделю перед тем, указала нам и средство к исправлению неправды лихоимства: в милосердии Закхея.

Ныне представляется перед очами нашего ума и сердца новый образец для подражания, — в обращении к отцу распутного сына.

A в следующий день Воскресный раскроется пред нашим взором страшная картина того последнего, всеобщего и грозного суда Христова, за которым нераскаянных, великих грешников и всех неверов ожидают только вечные мучения.

Каких еще уроков и примеров не хватает нам с тобой, заблудший грешник?

И без того земная жизнь

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн