и поставит овец», людей добродетельных, кротких и незлобных, «по правую Свой сторону, а козлов», людей нечестивых и грехолюбивых, «по левую» (ст.32, 33). «Тамо ничтоже помощи может Богу сущу Судии, ни тщание, ни козни, ни слава, ни дружба, разве от дел крепость твоя».[141 — Служба в Неделю Мясопустную.]
4. Окончательный и последний:
а) для праведников — утешительный: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (ст.34) за ваши дела милосердия (ст.35–36), которые вы совершали не для внешней славы и наград, но по одной любви к Богу и ближним (ст.37–40);
б) для грешников ужасный: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (ст.41) за то, что вы были немилосерды к ближним, которых вы не признавали своими братьями, заслуживающими сострадания ради Иисуса Христа (ст.42–45). «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (ст.46)!
Частные истины, предлагаемые дневным евангелием для церковного собеседования, могут быть следующие:
ст. 31 — «о том, к чему должна побуждать нас мысль о страшном суде».
Ст. 32–35 — «о вечном разлучении людей добрых от злых в будущей жизни, об овцах и козлищах».
Ст. 34 «о блаженстве праведных»
Ст. 35–40: «кто оказывает милостыню ближним, тот сам будет помилован на страшном суде»,
или о том, что «благотворительная деятельность на земле служит верным приготовлением к вечно-блаженной жизни на небе»,
или «о высоком нравственном достоинстве дел истинно-христианского милосердия».
Ст. 41–45: «немилосердие к ближним, оказываемое нами на земле, будет иметь влияние на решение нашей вечной участи».
Ст. 46: «о вечности мучений» и т. п.
Как страшно будет второе пришествие Господа для грешников и как утешительно для праведников!
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (ст.31, 32).
Нынешнее евангелие изображает нам картину второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа на суд. Было время, когда Сын Человеческий приходил на землю «в образе раба», чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19:10).[142 — ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее]
Будет время, когда Он придет опять на землю, но уже «во славе своей», чтобы судить живых и мертвых, и воздать каждому по делам его (2 Кор. 5:10).[143 — ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.]
1. Страшно для грешников.
а) Приидет Сын Человеческий во славе своей (Maр. 13:24–27;[144 — Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.] 1Фесс. 4:16–17;[145 — потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.] Мат. 24:30[146 — тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;]) и станет судить живых и мертвых.
Этот суд будет всеобщий. Пред ним предстанут «все народы», начиная от сотворения мира до последнего дня, все великие и малые, старые и юные, богатые и бедные, знатные и простые. На нем раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные (Апок. 20:12;[147 — И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.] 1 Кор. 4:5;[148 — Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.] Иуд. 1:14–15;[149 — О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».] Лук. 12:2[150 — Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.]).
Этот суд будет праведнейший; ибо Судьей будет сам Господь, «воздающий каждому по делам» (Рим. 2:5–6),[151 — Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его.] без лицеприятия (Рим. 2:11;[152 — Ибо нет лицеприятия у Бога.] 1 Пет. 1:17[153 — И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего.]).
Этот суд будет последний и окончательный. На нем решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел (Мат. 13:30[154 — оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.]), овцы — от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения (Исаии 63:14).[155 — Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покою. Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя]
б) Поистине, страшен будет этот суд, но страшен для грешников.
Каким позором и срамом покроются они, когда все их «постыдные дела тьмы» явятся во всем свете пред взорами всевидящего Бога, пред тьмами ангелов и человеков. — Тогда совесть представит грешнику всю его протекшую жизнь. Грешник узрит себя во всей наготе и прийдет в ужас, и раскается. Какой позор и смятение!
Но еще ужаснее приговор, какой услышат грешники от сидящего на престоле славы Господа: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный».
«Идите» — Я не признаю вас более своим народом; вы презрели мой крест, мое евангелие; вы отреклись от Меня, теперь и Я отрекаюсь вас. Время благодати и покаяния уже прошло и не возвратится (Мат. 7:22;[156 — Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?] Лук. 13:26–27[157 — Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.]); вся надежда на спасение потеряна (Прем. 3:18).[158 — А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда.]
«И пойдут сии в муку вечную.» Тут вечный плач и скрежет зубов; тут огонь вечно горит и не угасает, мучениям нет предела, времени нет конца.
2. Утешительно для праведников.
а) «Приидет Сын Человеческий во славе своей»
и это пришествие, столько страшное для грешников, будет невыразимо радостным для праведников.
«Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лук. 21:28), сказал Господь смущенным ученикам, после того, как возвестил им о грядущем суде своем.
Теперь избранные Божьи ведут мучительную борьбу с своею греховной природой; тогда настанет для них «избавление от этой борьбы».
Теперь они терпят поношения и оскорбления, тогда Бог «отымет всяку слезу от очей их» (Апок. 20:4).[159 — И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.]
Теперь они скрываются во мраке и неизвестности, тогда «просветятся как солнце» (Матф. 17:2).[160 — и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.] «Приидите», скажет Господь одесную стоящим, «благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Приидите все, подвизавшиеся в вере и благочестии, и наследуйте не царство мира, земное, преходящее, но царство вечное. — И придут «праведники в жизнь вечную». Настанет блаженство, которого никакое слово человеческое не в состоянии выразить (1 Коринф. 2:9;[161 — Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.] Рим. 8:18;[162 — Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.] 1 Иоан. 3:2[163 — Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.]), и этому блаженству не будет конца.
б) «Приидет Сын Человеческий во славе своей»:
итак вы, ревнующие о Господе, «вы же, братия, не унывайте, делая добро» (2 Фесс. 3:13). «Труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58). «В мире будете иметь скорбь» (Иоан. 16:33), но «и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан. 16:22; Псал. 125:5[164 — Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.]).
Не унывайте и вы, которые в нужде и бедности пресмыкаетесь теперь при вратах немилосердых богачей. Имейте терпение. Пусть душа ваша очищается в несчастии, как золото в горниле, и потом думайте, что «не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак. 2:5).
«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною» (Апок, 22:12).
Как важно и спасительно для нас постоянное памятование о страшном суде
«приидет Сын Человеческий во славе Своей… и соберутся пред Ним все народы» (ст.31–32).
Что мы все некогда умрем, это мы знаем несомненно, об этом говорит нам наша природа и повседневный опыт. Но что после временной жизни настанет вечная, и мы предстанем некогда на суд Божий, об этом мы ничего не знали бы, если бы слово Божье не открыло нам этого. A как часто и ясно говорит оно об этом (Евр. 9:27;[165 — И как человекам положено однажды умереть, а потом суд.] Деян. 17:31[166 — ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.])! Как выразительно в дневном евангелии представлен страшный суд, которого не избежит никто из