Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

нас!

1. Оно должно пробудить нас от греховной беспечности и легкомыслия.

а) Нельзя отрицать, что большая часть людей проводит жизнь свою в крайней беспечности; смотрит на жизнь, как на игрище, и на отношения людей, как на торжище. Мало думают о едином на потребу; легко относятся к своим обязанностям, как людей и христиан.

б) Мысль о страшном суде выводит нас из этой беспечности. Как должна перемениться вся наша жизнь, если мы серьезно подумаем, что настанет некогда суд, на котором воздастся каждому по делам, где придется отвечать за всякую потерянную минуту, за каждое праздное слово и проч.

2. Оно должно усугубить наше внимание к нашему нравственному состоянию.

а) Кто может за собой заметить, как часто он погрешает?

Должен со смирением сознаться каждый из нас. Между тем, нет ничего опаснее для нашей добродетели, как та нравственная дремота, находясь в которой многие, быть может, не замечая того сами, продолжают коснеть во грехе. Только постоянное внимание к самим себе, только частое испытание своей совести может предохранить нас от такого ослепления, в котором мы сами обманываемся на счет наших грехов.

б) Из этой опасной дремоты выводит нас постоянное памятование о том дне, когда «сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». Перед великим Судьей откроются все тайные и явные грехи каждого человека. Какой позор будет для нас, если мы своими поступками обманывали только мир, скрывая под личиной благочестия отвратительные пороки?

3. Оно должно ободрять нас в подвигах добра.

а) Добродетель требует труда и жертв.

Путь, ведущий к вечной жизни, тесен и узок; на нем изнемогают часто лучшие и благороднейшие из людей. Что может так ободрить человека в подвигах добродетели, как не мысль о великом дне мздовоздаяния, где его труды оценятся, его стремления к добру вознаградятся?

б) Сила чувственных влечений и страстей очень велика и вызывает человека добродетельного на тягчайшую борьбу. Что может укреплять его в этой борьбе, как не память о том часе, в который Сын Человеческий воздаст каждому по делам?

в) Неисчислимые соблазны и искушения ко злу окружают добродетельного человека, и тем легче колеблют его в добре, чем менее его добро признается и оценивается миром. Как удобно он поддается тогда искушению! Но как сильно и здесь опять может ободрить его мысль о вечности, где каждое благородное самоотвержение не останется без возмездия!

4. Оно должно утешать u укреплять нас среди несправедливых оскорблений и незаслуженных страданий.

а) Нет сомнения, что посредством мудрого и добродетельного образа жизни мы отвращаем от себя множество несчастий, которые часто постигают людей безумных и порочных. Но несомненно также и то, что самый добродетельный терпит в этом мире много лишений, огорчений, оскорблений.

б) Что может утешить и укрепить невинно страждущего, как не мысль о дне праведного мздовоздаяния? Временные страдания ничего не значат в сравнении с вечной славой, ожидающего добродетельных. Прийдет некогда день, в который страдания окончатся, слезы осушатся, незаслуженные оскорбления прекратятся.

Страшный суд будет поистине страшен

«Приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» и проч. (ст.31, 32).

Потому что это будет:

1. Суд совести.

При наступлении страшного суда люди живые изменятся, a умершие воскреснут.

Затрубит труба архангела, и со всех концов мира соберутся все народы на суд. Совесть, которая прежде была усыплена, теперь пробудится, как пробуждаются утром после безобразно проведенный ночи. Она предстанет человеку как чистое зеркало. «Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои» (Псал. 49:21). Что же представит человеку некогда подавленная, a теперь свободная совесть?

а) Пренебрежение обязанностями звания.

«Пастыри церкви! учила ли я вас быть только наемниками в винограднике Господнем?»

«Судьи и начальники! не предохраняла ли я вас от всякого пристрастия и не возбраняла ли вам кривить правдой ради денег или лицеприятия?»

«Родители! как часто я увещевала вас приложить более труда и усилия к доброму воспитанию детей!»

«Богатые! не побуждала ли я вас постоянно приносить жертву для царствия Божия из дарованных вам Богом благ

«Не побуждала ли я „всех“ к верному исполнению обязанностей звания?».

б) Увлечение страстями.

«Ты предался честолюбию, и чрез оклеветание и очернение других и лучших вытеснил их из должности, лишил достоинства, чтобы самому занять их место

«Ты из суетного „тщеславия“ и страсти к „щегольству“ промотал состояние родителей и так часто огорчал их!»

«А ты, вопреки моим предостережениям, предавался по целым ночам „играм и пьянству“, между тем как твои родные ожидали тебя и скорбели!»

«А ты дозволил „плоти“ господствовать над духом и часто терял рассудок

«Ты служил гневу!» и т. д.

в) Причиненную неправду.

Как часто человек, совершивший вопиющую несправедливость, считает себя правым; Он не желал хорошо подумать, не превозмог себя, чтобы стать на беспристрастную точку зрения. Заметьте это вы, христиане, которые очень часто ссылаетесь на свое «право». Многим из вас совесть скажет тогда: «ты несправедливо обходился с своими старыми родителями, которых ты худо призревал; ты своею несправедливой ревностью мучил жену; ты обижал братьев и сестер, обделив их состоянием при разделе родительского имущества!» и т. д.

г) Пренебрежение покаянием.

«Я часто призывала тебя к покаянию: но ты упорствовал. Время жизни шло и смерть внезапно застигла тебя» и проч.

2. Суд людей.

На месте суда соберутся все народы, колена, племена, люди дальние и близкие нам.

Те, которые не принесли покаяния на земле, не прощали и не исправились, сделают горькие «упреки» злым людям, которые соблазняли их и развращали. Кто же выступит с этими угрозами и упреками?

а) Пренебреженные,

о воспитании и исправлении которых не заботились во время земной жизни.

«Дети», по выражению Спасителя, будут судьями собственных родителей и скажут им: «на вас падает вина за нашу погибель, до которой вы довели нас своею обезьяньей любовью и своим дурным примером.»

«Слуги» скажут господам: «вы Препятствовали нам исполнять наши христианские обязанности.»

«Жены» мужьям: «вы пренебрегали нашими благочестивыми чувствами и отвлекали нас от посещения храма Божия.»

б) Угнетенные.

К одному: «ты лишал нас заслуженной платы за труд и тем понудил нас взяться за порочное ремесло

К другому: «ты пользовался нашей „нуждой“ и взимал непомерные проценты.»

К третьему «ты пред судом „ложно свидетельствовал“ на нас и мы потеряли правое дело

К четвертому: «ты выиграл Процесс посредством подкупа.»

Все угнетенные скажут угнетателям: «возмущенные вашими неправдами, мы проклинали вас и не прощали, и теперь вместе с вами подвергнемся вечному осуждению.»

в) Соблазненные.

«Мы жили в счастье невинности: вы похитили ее у нас.»

«Наша брачная жизнь была счастлива: но пришли вы и разрушили наше счастье

«Мы имели правую веру: но вы вашими насмешками и издевательствами совратили ее.»

«Мы радовались в служении Господу но вы отравляли это служение.»

«Мы верно исполняли обязанности нашего звания: но вы называли нас безумными, и мы пренебрегали нашим долгом.»

3. Суд Сына Человеческого.

Кто в состоянии выразить ужас, который овладеет всеми, при появлении на суд Сына Человеческого? Самые праведные вострепещут. Сын Человеческий и вместе Сын Божий явится во всей славе, окруженный сонмом ангелов. Он всеведущ и все беззаконно тайное сделает явным. Что может быть ужаснее этого? Если бы Он судил только известные всем, явные дела: то это было бы сносно. Но Он судит сердце. Тут не устоят многие из тех, которые считали себя праведниками. Что же Он приведет во свет?

а) Тайные грехи плотские.

Одной толпе Господь скажет: «вы жили, по всей видимости, честно. Но в вашей плоти горел неугасаемый огонь. Самое хождение ваше в храм и ваши молитвы были отравляемы злыми похотями и пожеланиями: ваше сердце — яд.»

б) Сокровенное честолюбие.

Другой толпе скажет: «вы сделали много истинно доброго. Но вашим побуждением была не любовь к Богу и ближним, a искание похвалы и славы пред людьми. Вы получили уже мзду свою. Небонаграда только для любящих во смирении.»

в) Тайное корыстолюбие.

Третьей толпе скажет: «вы были бережливы, деятельны, умеренны, воздержны: но единственно из корыстолюбия. Вы доставляли другому хлеб и услугу: но только для того, чтобы самим обогатиться. Вы много жертвовали для бедных: но для того, чтобы еще более взять с богатых.»

г) Лицемерие.

Четвертой огромной толпе скажет: «Я часто видел вас в церкви, но в домашней клети вы никогда не молились. Молитва ваша, какую вы произносили устами, не исходила из сердца и не возносилась к небу.»

Заключение. Кто не устрашится суда совести, людей и Сына Человеческого? Тот, кто всегда поступает справедливо и непрестанно очищает грехи свои покаянием.

Страшный суд

«И соберутся пред Ним все народы» (ст.31–32).

1. Он непременно наступит.

Иной думает и говорит: «всеобщего суда не будет. К чему он, когда каждый человек судится уже частным судом?» Но слово Божье и даже разум уверяют в противном. Будет, непременно будет последний, всеобщий суд.

а) Все сотворенное имеет конец, стремится к своему разложению.

Так и человек. Он живет, растет, стареется и умирает. По смерти он будет судим.

б) Tо же самое нужно сказать и обо всех народах.

Они возрастают, процветают, стареются, исчезают и находят свой суд. Так, иудейский народ рассеян и чрез то осужден; он более — не народ.

в) Так и со всем человечеством.

Оно имеет свой возраст детства, юности, мужества и старости. В великий день суда Бог хочет собрать все человечество вместе и подвергнуть его суду. Задачи, которые оно имело, должны быть сопоставлены между собой: решило ли оно их или нет? Все добрые должны быть противопоставлены всем злым, как при обширном судном процессе на земле, в котором замешаны весьма многие лица. Каждому частному человеку уже предуказано, часто ясно сказано, что его ожидает. И, однако же, Судья при конце мира хочет собрать всех вместе и пред всеми произнести приговор: одни выйдут оправданными, другие подвергнутся большему или меньшему наказанию.

Следовательно, всеобщий суд будет уже по требованию разума, тем более потому, что о нем сказал Спаситель.

2. Он наступит неожиданно и при ужасных обстоятельствах.

а) «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мат. 24:42). Один будет застигнут врасплох в своем сластолюбии; другой — в начертании своих планов; третий — когда только начали поправляться его трудные обстоятельства и т. д. Какое будет смятение! Не ужаснее ли оно, чем если внезапно врывается пожар в дом?!

б) Пробьет последний час; нужно будет расстаться со всем земным. Как горька уже одна мысль об этом!

в) «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мат. 24:29)! Какой ужас наводит на нас уже землетрясение! Но оно — ничто, в сравнении со всем этим.

г) «Восплачутся все племена земные» (Мат. 24:30)! Каждое несчастие на земле становится тем сильнее и убийственнее, чем громче слышатся при этом раздирающие вопли. Осужденные возопиют: «горы, падите на нас; холмы, покройте нас» и т. д.

3. Решение его будет последнее и вечное.

а) Для благочестивых — отрадное.

Они возрадуются и возвеселятся;

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн