после посева, награда после труда. Добрые дела их последуют за ними (Апок. 14:13).[191 — И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.] Судья воздаст им (Евр. 11:6;[192 — без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.] Мат. 5:12[193 — Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.]) за каждую чашу воды (Мат. 10:41[194 — кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.]), за каждое дело их милосердия к меньшим братьям.
Заключение. Многие слушают об этом с холодным сердцем. О, слепой, беспечный человек (Исаии 28:15),[195 — Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, — потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя».] вспомни известного богача (Лук. 16:24).[196 — и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.] Cо смертью Судья уже при дверях. — Лицемер, Бог знает твое лукавое сердце (Мат. 7:22–23).[197 — Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.] Бедный Лазарь, не унывай духом!
Нынешнее евангелие открывает нам зрелище вечности
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свой сторону, а козлов — по левую.»
1. Все мы явимся перед судищем Христовым (2 Кор. 5:10).[198 — ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.]
Кто Судья?
«Сын Человеческий во славе своей». Он явится как Царь всех царей (1 Фесс. 4:16),[199 — потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде.] сидящий на троне (Мат. 26:64).[200 — Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.] Перед Ним соберутся все народы. Никакого предпочтения к национальностям, к званию, состоянию, происхождению, возрастам и лицам. Те, которые доживут до страшного суда, также восхищены будут (1 Фесс. 4:17).[201 — потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.]
2. Все мы обнаружимся на судище Христовом со всеми своими делами.
Судья отделит одних от других, не по званию и достоинству земному, но по добродетели (Мал. 3:18).[202 — И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.]
Благочестивый обнаружится здесь, как по своему внутреннему миру, (1 Пет. 3:4), так и по своим внешним делам (Мат. 6:34). Нечестивый также обнаружится со всеми злыми помыслами, словами и делами (Псал. 89:8). Он даст отчет о каждом слове (Мат. 12:36).
3. Каждый получит мзду свою.
Праведный получит награду. «Приидите благословенные» и проч. Все, даже чаша воды (Мат. 10:42),[203 — И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.] богато вознаградится. Неправедный получит свое наказание. «Идите проклятые» и проч. (Исаии 66:24).[204 — И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.] Грешник, мера твоя переполнена; Христос взывает: ей гряду скоро (Апок. 12:10).[205 — И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.] Кто верует, для того не страшен суд. (Иоан. 3:17–18).[206 — Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.]
Об огне геенском
«Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (ст.41).
Ужасная участь ожидает немилосердных и нераскаянных грешников в вечности! «Идите … проклятые», скажет им Господь, «в огонь вечный.» «И пойдут сии в муку вечную» (ст.46).
Что это за мука вечная? Что это за огонь вечный?
1. Это — огонь действительный по своему существу.
Слово Божье единогласно говорит об этом (Сир. 7:19;[207 — что наказание нечестивому — огонь и червь.] Псал. 20:10;[208 — Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь.] Исаии 34:10[209 — не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней.]). Неведающие Бога и не принимающие евангелия будут гореть в «пламенеющем огне» (2 Фесс. 1:7–8[210 — а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,]), в «в озере, горящем огнем и серою» (Апок. 21:8).[211 — Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.] Не ясно ли?
Но, быть может, Иисус Христос употребляет слово «огонь» в смысле переносном, иносказательном? Нет. Господи, сказали некогда ученики, объясни нам притчу о поле и плевелах. Иисус Христос, исполняя их просьбу, объяснил им каждое иносказательное выражение в притче, но слово «огонь» оставил без объяснения, — почему? потому, конечно, что Он говорит о действительном, a не о мнимом огне (Мат. 13:24–30; 36–43).
Может ли быть еще место сомнению, когда Спаситель выразительно говорит: «Идите … проклятые, в огонь вечный.»
2. Это — огонь чудесный по своим действиям.
«Если во аде будет настоящий огонь, то как, возражают, он может сжигать душу, дух»?
A как, спросим, он может мучить «диавола и ангелов его», которые суть также духи? «Идите» сказано, «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.» Конечно, это может быть не иначе, как по особенному действию всемогущества Божьего; это будет огонь «чудесный», как в отношении душ, так и тел. Он будет мучить души, как бы они были тела, и тела, как бы они были души, потому что эти тела никогда не уничтожатся от огня. «Души в этом огне, говорит один святой отец[212 — Блаженый Августин in рsal. 40.] будут мучиться хотя чудесным, но действительным образом.» Следовательно, если Богу угодно будет сообщить действительному огню свойство мучить души, то он и будет выполнять это назначение. Священное Писание прямо говорит, что огонь геенский возгорится от ярости правосудного Бога, разжется до ада преисподнего (Втор. 32:22).[213 — ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор;]
Если Бог сообщает воде крещения освятительную силу для крещаемых в ней душ, то не может ли Он сообщить и огню мучительную силу для грешных душ? Далее, если Бог в награду избранных одарит их тела некоторыми свойствами духовности, сделает их бессмертными, бесчувственными, проницаемыми, «духовными», как учит апостол Павел, то Он может также в наказание нечестивых дать их душам некоторые свойства телесности, сделать восприимчивыми к геенскому огню, телесными. Но самое чудесное в этом огне то, что степень его мучительности будет не для всех одинакова. Кто более согрешил, тот более будет и страдать, потому что правосудие требует, чтобы наказание было соразмерно с виною, как об этом говорится в откровении: «воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей» (Апок. 18:6–7).
Не думаете ли, быть может, что геенский огонь будет не так мучителен, как он изображается в Писании? Напрасно.
3. Это — огонь ужасный по своей мучительности.
Посмотрите на действия естественного огня. Как они мучительны для человеческого тела! Мучения огнем самые ужасные из всех мучений. Но естественный огонь только тень геенского огня. О, как ужасно быть низвергнутым во ад! Ибо, что такое ад? Темница, всецело наполненная огнем. Идите, скажет праведный Судья, в огонь вечный.
Какой язык человеческий в состоянии выразить адские мучения, которым не будет ни предела, ни конца!
Разлучение с жизнью ужасно для нераскаянных грешников, но разлучение в последний день будет еще ужаснее
«И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (ст.32).
1. Разлучение с жизнью ужасно для нераскаянных грешников:
а) потому что души их разлучаются с телами, без надежды на другую жизнь, уничтожающей страх смерти;
б) потому что они разлучаются со всеми близкими их сердцу;
в) потому что они разлучаются со всеми благодатными средствами спасения, которыми они при жизни злоупотребляли;
г) потому что они разлучаются со всеми своими благами, в которых полагали всю свой надежду.
2. Но разлучение в последний день будет еще ужаснее:
а) потому что тела их по воскресении соединятся с их душами для принятия вечных мучений, тогда как они желали бы быть вечно погребенными в земле с своими грехами;
б) потому что они разлучатся как козлища от овец, которых праведный Судья поставит «справа» (разлучение тяжкое, потому что оно разлучит детей с родителями, братьев с сестрами; для многих унизительное, потому что тут ни к чему не послужит ни знатность, ни богатство; вечное, а не временное, какое бывает на земле от продолжительного отсутствия или по причине смерти. Лук. 16:26;[214 — и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.] Прем. 5:l-5;[215 — Тогда праведник с великим дерзновением станет пред