Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

грехе своем.] Осуждение справедливо (Рим. 3:8).[229 — И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.]

3. Христианин, поэтому, должен остерегаться их.

Он должен:

а) тщательно испытывать свои поступки, проверять свои мнения (Рим. 15:5)[230 — Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса.] с внушениями совести и словом Божиим (Иоан. 5:39;[231 — Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.] Псал. 118:105[232 — Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей.]);

б) призвать на помощь Духа Святого. Он есть Дух истины, наставляющий на всякую истину (Иоан. 16:13).[233 — Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.] Если, таким образом, следуют не своему собственному духу, но молят Бога об Его Духе (Псал. 142:10),[234 — Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.] то могут надеяться на преодоление тьмы и немощи.

Позволительное само по себе вкушение идоложертвенного привело, однако, к великому греху

«Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.» (ст.9).

Как, поэтому, христианин должен быть осторожен в своих поступках (Сир. 5:18;[235 — Не будь неразумным ни в большом ни в малом.] Амос. 5:13[236 — Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время.]).

Грехи, которые кажутся нам мелочью, велики в очах Божиих.

1. Что это за грехи?

а) Дурные мысли. Позволительны ли они (Мат. 5:28)?[237 — А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.]

б) Нескромные мины и телодвижения.

в) Соблазнительные речи (Ефес. 5:4;[238 — Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение.] Мат. 12:36[239 — Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:]).

г) Такие проступки, которые не очень бросаются в глаза (Быт. 20:9;[240 — И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают.] Лук. 18:11[241 — Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь.]).

д) Нереализованная возможность сделать добро (Иак. 4:17).[242 — Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.]

2. Почему они считаются мелочами?

а) Привычка ослепляет нас (Иудиф. 12:12).[243 — стыдно нам оставить такую жену, не побеседовав с нею; она осмеет нас, если мы не пригласим ее.]

б) Ссылаются на пример других.

в) Честь наша при этом не страдает (Псал. 72:6).[244 — Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;]

г) Такие мелочи пропускаются без внимания и не подвергаются строгому суду других.

3. Однако же, они велики в очах Божьих.

а) Потому что Он есть Судья сердца (1 Цар. 16:7;[245 — Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.] Евр.9:12;[246 — и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.] Псал. 89:8[247 — Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.]).—

б) Они лишают нас благодати (Иак. 2:10).[248 — Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.]

в) За них последует не малое, но великое наказание (1 Иоан. 3:15).[249 — Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.]

О соблазнителях

«Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (ст.13).

Наша совесть так же чувствительна, как наш глаз.

Христианское братолюбие требует удаляться даже от таких дел, которые хотя и не суть грехи, но могут смущать немощную совесть других и соблазнять их. Что же сказать о тех людях, которые своими поступками явно соблазняют ближних?

1. Соблазнитель есть величайший враг Божий.

Он похищает у Бога Его дорогое сокровище, — похищает душу, купленную дорогой ценой. «Хотите ли знать цену души человеческой, посмотрите на цену искупления. Не золото целого мира, не мир весь, со всем, что в нем есть, но Сам Бог был ценой нашего выкупа.»[250 — Святителя Иоанна Златоуста беседа на Псал. 48.] И это сокровище похищает у Бога соблазнитель. Какая дерзость похищать уже собственность людей! A собственность Божью?! «Согрешая таким образом против братьев … вы согрешаете против Христа» (ст.12). Справедливое слово Божье называет соблазнителей антихристами (1 Иоан. 2:18).[251 — Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.]

2. Соблазнитель есть жесточайший враг ближнего.

Приходят в ужас от поджигателей, воров, убийц, отравителей. Но какого ужаса достоин христианин, который всюду разносит заразу греха, отнимает у своих братьев благодатную жизнь предает их в рабство диаволу, низвергает во ад? Соблазнители разрушают временное счастье своих ближних. Какого сожаления достойны те жертвы соблазна, которые более не веруют и не надеются. Не любят более труда, но предаются праздности и пьянству. Не оказывают повиновения родителям и властям, меняют честь на позор, испытывают угрызения совести и укоры родных?

A быть может соблазненные, в свою очередь, соблазняют еще других. Грех всегда ищет сообщников; грех есть заразная язва. Возможно ли перечислить все бедствия, причиняемые соблазнителем своим ближним?

3. Соблазнитель есть враг самого себя.

Он увеличивает свою собственную вину. Не много ли у нас и своих грехов? Нужно ли еще прибавлять к ним чужие грехи? Соблазнитель даст отчет пред Богом не за себя только, но и за соблазненных. Его покаяние затрудняется. Он может еще спасти свою собственную душу посредством покаяния, но в состоянии ли будут сделать это соблазненные им?

Он готовит себе тяжкое наказание. «Соблазнитель будет вдвойне наказан.»[252 — Святителя Иоанна Златоуста беседа 25 к Рим.] Горе человеку тому, через которого приходит соблазн (Мат. 18:6. 7).[253 — а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.]

О мудрой христианской осмотрительности, чтобы никому ни в чем не подавать соблазна

«Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (ст.9).

1. Чего требует от нас эта осмотрительность?

а) Строгой добросовестности во всех житейских отношениях, в исполнении всех, возложенных на нас обязанностей.

б) Мудрого внимания к потребностям, свойствам и немощам других людей.

в) Благородной готовности сознавать и исправлять всякую ошибку, могущую подать повод к соблазну.

2. Почему она необходима?

а) Из уважения к долгу и добродетели вообще.

б) Из любви к нашим собратьям, особенно к тем из них, на которых может действовать наш пример.

в) В виду отчета, который предстоит нам дать пред Богом, правосудным Судьей.

ОБРАЗЦЫ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ

Слово в Неделю Мясопустную.[254 — Филарета, арх. Черниговского, ч. III, стр. 9.]

Святая Церковь посвящает настоящую неделю воспоминанию последнего суда Божьего. Заботясь о нашем спасении, она желает пробудить в нас раскаяние в грехах наших и подкрепить слабое усердие к спасительным подвигам. Последуем ее голосу. Выслушаем слова Божьи о суде великом, о суде страшном. Подвигнем сердце наше к сокрушению. О, как велик сей деньдень гнева и отмщения Божьего!

Пусть не обольщают себя мечтами, пусть не питают в душе греха своевольными помышлениями о несбыточности грозного будущего. На погибель себе говорит своеволие: «где есть обетование пришествия Его?» Неверно слово человеческое, но верно слово Божье: придет день страшного явления Христова, день откровения суда Божьего, день великий, день последний, после которого не будет дней (Рим. 2:5;[255 — о, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога.] Матф. 13:40.[256 — Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего.] 49[257 — Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных.]). Пусть не спешат грешить, a поспешат каяться. Жизньполе, где растет пшеница, растут и плевелы. Не вырывают плевелов, по осторожному снисхождению. Придет время жатвы, тогда не пощадят плевелов (Матф. 13:39–40).[258 — враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. 40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего.]

Не медлит Господь с исполнением обещания; Он только терпит и ждет, не придут ли люди в себя, не одумаются ли, не решатся ли оплакать грехи свои горькими слезами раскаяния? Будет суд. Бог сказал о том. Небо и земля пройдут мимо. Не пройдет слово Божье. Пророки Божьи возвещали о суде всеобщем (Ис. 34:1–6;[259 — Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и все рождающееся в ней! Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание. И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист — со смоковницы. Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию. Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома.] 66:16–21;[260 — Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом. Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, — все погибнут, говорит Господь. Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн