Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

им пример осуществления религиозно-нравственного идеала в условиях обыденной жизни и Своею кровью искупить греховное человечество. Во второе же пришествие Он явится как грозный Судья и потому «сядет на престоле славы Своей», и если во время земной жизни Он указывал только на возможность того, что в защиту Его от поругания человеческого могли явиться более двенадцати легионов ангелов (Мф. 25:53), то тогда действительно Он явится окруженный тьмами тем ангелов, всем воинством их. Мысль цепенеет при одном представлении об этом величественном и страшном зрелище.

«И соберутся пред Ним вси народы». Все мертвецы, сбросив с себя могильный прах веков и тысячелетий, восстанут из своих могил, соберутся пред судилищем группами по семействам, народам и расам, и все тысячелетнее древо человечества восстановится во всем своем величавом объеме — от Адама до последнего его потомка. Народы цивилизованные и народы дикие, жители севера и юга, востока и запада, представители детства человечества, как и представители его дряхлой старости, — все, безусловно все соберутся пред престолом Страшного Судии ).[286 — Развивая эти мысли, автор синаксария на неделю мясопустную, между прочим, говорит, что все собравшиеся пред престолом Судьи будут в одном и том же возрасте и все узнают друг друга. См. Триод постн. синакс.] Какая сила может поднять этот необъятный некрополь? Да та же самая, которая дала жизнь всем его обитателям и которая имеет безусловное право потребовать полного отчета в ней. Мир начал свое бытие по слову Творца, и закончит свое бытие также по слову Его, но уже не как Творца, a как Судии. Создавая мир, Творец в сознании Своего бесконечного самоудовлетворения изрек, что «это хорошо»; a по окончании мира, Он как Судья, измеряющий все по степени приближения к бесконечному идеалу совершенства, над одним произнесет все тот же одобрительный отзыв, a над другим скажет, — «это худо». В трепете и немом оцепенении будет человечество ожидать этого грозного приговора над собой.

«И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». Нет ничего легче для пастуха произвесть подобное разделение. Но еще легче будет произвести такое отделение для Судьи, которому ведомы не только внешность каждого человека, но и глубочайшие движения его сердца. И под этим всевидящим и всепроницающим оком выступит наружу и отобразится на челе все то содержание, которое таилось в глубине души в течение всей жизни, и какая поистине страшная картина раскроется пред глазами всех.

Что будет тогда с явными нечестивцами? Тут же впервые обнаружится перед всеми, — не только людьми, но и ангелами, как часто бывает ложны и слепы суждения человеческие. Многие из тех, кого на земле люди считали представителями правды и благочестия, воплощением всяких добродетелей, окажутся лишь хитрыми лицемерами и ханжами, умевшими искусно носить маску, которая прикрывала их низкую натуру и их бесчестные дела, и напротив те, кого презирали люди, могут оказаться истинными носителями добра и правды. Если и всемирная история имеет способность часто срывать маски с тех личностей, которые умели во время своей земной жизни прикрывать пред людьми свой негодность и пользовались незаслуженным уважением и почетом, то пред престолом Страшного Судьи не только сорвется маска, но и вся бездна нечестия, так сказать, огненными буквами отобразится на челе каждого, равно как неизреченным светом озарятся лики тех, которые осуществили в своей жизни верховный идеал Творца и Спасителя.

«И поставит овец по правую Свою сторону, a козлов по левую.» Это разделение будет произведено не сообразно с теми делениями, к которым привыкли люди в обыденной жизни, не между учеными и неучеными, знатными и низкими, богатыми и бедными, друзьями и врагами, a единственно — между добрыми и злыми. Правосудие Божье положит грань разделения между теми, которых соединяли условия и предрассудки земной жизни. И тогда, стоя между этими двумя половинами человечества, праведный Судья изречет Свой бесконечно справедливый приговор. Обращаясь к правой стороне, Он с выражением неизреченной сладости выскажет им Свое благоволение: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира.» И высказывая такой приговор, Он как праведный Судья приведет и основания для него: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Вот те основания, по которым праведный Судья произнесет над правой половиной человечества свой бесконечно милостивый приговор. Он не требует каких-нибудь необычайных, едва подсильных подвигов: нет, для наследования царства небесного достаточно самых простых добродетелей, самого простого благотворения ближним, — настолько простого и единственного, что сами святые, удостоившиеся столь благословенного отзыва, изумляются и не знают, когда же и при каких условиях совершены ими столь великие дела. Вот в этом несознательном, невысокомнящем делании добра и заключается тайна оправдания.

Конечно, и фарисеи делали подобные добрые дела, — но они делали их напоказ, с выпячиванием своего благочестия перед людьми, — делали, следовательно, не для этих нуждающихся и обремененных, a ради себя и ради славы человеческой, и потому за свои дела они получили уже свою награду, и перед престолом страшного Судьи по необходимости явятся без всякого добра в своем внутреннем содержании, и окажутся не на правой стороне. Отвечая на удивление праведников, Судья скажет им: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». В этом изречении раскрывается глубочайшая тайна единения каждого члена Церкви со Христом. Организм христианской Церкви есть как бы организм человеческого тела. Боль или давление, испытываемые нами даже в самых отдаленных оконечностях, находят быстрый отголосок в головном мозге. Равным образом, всякое зло или добро, оказанное даже наималейшему, ничтожнейшему члену Церкви Христовой, непосредственно отзывается в Главе этого тела, в Главе, Который есть Иисус Христос.[287 — Тот факт, что в основание оправдания указываются здесь только добрые дела, отнюдь не дает права на делаемое иными заключение, что для спасения достаточно именно одних добрых дел без веры и что нравственность независима от религии. Напротив, дальнейшая часть приговора показывает, что добрые дела получают свое полное значение только тогда, когда они совершаются в теснейшем соотношении с верой во Христа, Который именно и является главным предметом благотворения. Все другие дела, совершаемые без отношения к Нему, мертвы, каковыми были дела показно-набожных фарисеев.] И он, праведный Судья, во время земной жизни имевший общение с мытарями и грешниками, деливший горькую и низкую долю всех труждающихся и обремененных, теперь, восседая на престоле славы, перед которым в трепете стоят все сильные и гордые мира сего, — Он и теперь не забывает этих своих «меньших братьев» и на отношении именно к ним строит и Свой бесконечно-справедливый приговор!

Какой страшный урок для тех земных честолюбцев, которые, поднявшись до высокого положения на земле, с презрением и гордостью взирают на тех меньших братьев, с которыми были когда-то в одинаковом положении!

В ужасе ожидает себе праведного приговора и левая половина человечества, и грозный Судья, обращаясь к ним, изречет им Свой праведный гнев в страшных словах: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.» Каждое слово грозного Судьи как гром небесный будет потрясать преступные души, и грешники готовы бы были просить горы — сдвинуться и задавить их, чтобы только укрыться от грозных очей и всепотрясающих слов Праведного Судии, — но будет уже поздно. Подобно тому, как это было сделано в отношении праведников, и грешникам высказаны будут основания к их осуждению, и именно заключающияся в пренебрежении и попрании тех простых и естественных дел благотворения к меньшей братии, какие вызываются и требуются самыми простыми отношениями взаимной любви между членами церкви. Напрасно грешники, со своей стороны, будут оправдываться, что они не знали о тождестве этой меньшей страждущей братии с Христом, — так как иначе они готовы были бы сделать все, что сделано стоящими по правую сторону, и даже больше того. Но это уже слова лицемерия и лжи, — оправдательные слова преступников, захваченных на месте преступления и усиливающихся доказать, что они ни за что не посягнули бы на чужое достояние, если бы только знали, что их захватят на месте преступного деяния, и потому — оправдания их не принимаются во внимание, и заседание страшного суда закрывается. «И пойдут сии в муку вечную, a праведники в жизнь вечную.»

Так закончится течение настоящего мира, и начнется всеобщее царство Христа. Осужденные в вечную муку грешники в самых своих страданиях будут провозглашать бесконечное правосудие, a праведники своим неизреченным блаженством будут славить бесконечное милосердие Божье. И между этими двумя половинами образуется бездна непроходимая. Архангел трубным гласом возвестит — «совершилось», и на место бренной земли явятся новая земля и новое небо, и жизни их не будет конца.

Как многие в наше время совершенно забывают об этой, постоянно угрожающей и ежечасно могущей постигнуть наш грешный мир участи! Они смотрят на мир, как на корабль, который как испытанный в своей прочности веками и тысячелетиями исторической жизни дает гарантию безопасности и на будущие века. Но пусть не обольщаются. Как в текущей жизни бывают нередко случаи, когда испытанные и по общему признанию несокрушимые корабли внезапно тонут вместе со всем беспечным экипажем от неожиданно налетевшей бури, так то же самое может случиться и с мировым кораблем, плавающим по океану беспредельности. Наша земля с ее гордыми обитателями, заявляющими высокомерное притязание на постижение тайны всего мирового бытия, есть лишь ничтожная пылинка среди мириад миров вселенной, и — достаточно единого дуновения из уст Творца, чтобы мгновенно произошел мировой переворот, о котором наш гордый ум и представить себе не может. Поэтому смиримся перед величием Творца и, неослабно ожидая трубного гласа, имеющего призвать все человечество к страшному престолу Праведного Судии, будем уничиженно воспевать вместе со Святой Церковью: «Пощади, пощади, Спасе, создание Твое!»

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю Мясопустную

Филарет, митр. Московский. Слова и речи. М. 1873 г. Т. I, стр. 294.

Арсений, митр. Киевский. Сочинения. Т. II, 15.

Никанор, арх. Херсонский. Собрание сочин. т. I, 258–271.

Евсевий, архиеп. Могилевский. Сочинения, стр. 319.

Феофан, еп. Тамбовский. Слова в св. четыред. СПБ. 1869 г. Стр. 38. 42. 48.

Филарет, арх. Черниговский. Слова и беседы. Черн. 1863 г. Ч.3, стр. 9.

Сергий, архим. Слова и речи. М. 1882 г. 137 стр.

Димитрий, арх. Херсонский, Сочинения, т. III, 31.

Павел, арх. Кишеневский. Слова и речи. Киш. 1879. Т. I, 69. 104.

Иннокентий, арх. Херсонский. Сочинения, т. III, 191–217.

Палладий, еп. Рязанский. Слова и речи. СПБ. 1881 г. стр. 16,

Нордов, прот. Сеятель благочестия. СПБ. 1981 г.

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн