даже только одну, или наконец самую основную часть темы общей взять за тему проповеди. Чтобы видеть это яснее, возьмем для примера какую либо развитую тему, состоящую из многих составных частей, напр. тему IV в первую неделю по Троице.[1 — подробное развитие этой темы будет дано во II томе.]
«Справедливо ли, что человек не в состоянии противиться влечению ко греху?»
Нет; почему?
1. Человек очень часто сам создает себе это влечение.
2. Согрешающий человек сам чувствует, что он грешит более по воле, чем по необходимости.
3. Святые были такие же люди, a они могли противиться греху.
4. Мысль, что человек не может противиться греху, противоречит святости, правосудию и благости Божьей.
Вот четырехсоставная тема.
Предположим теперь, что проповедник взял для своей проповеди эту тему. Он может по своему желанию развивать или все четыре составные части темы, как они указаны, или только три, т. е.
Несправедливо:
1) потому, что человек очень часто сам создает себе влечение ко греху;
2) потому, что погрешающий человек сам чувствует, что он грешит по воле, a не по необходимости;
3) потому, что святые были такие же люди, a они могли противиться греху.
Или ограничиться только двумя, т. е:
Несправедливо:
1) потому что человек очень часто сам создает себе влечение ко греху;
2) потому что погрешающий человек сам чувствует, что он грешит по воле, a не по необходимости.
Или только одной какой-либо, напр.:
Несправедливо:
потому, что человек очень часто сам создает себе влечение ко греху.
Или же наконец какую-либо составную часть темы взять за тему проповеди, напр.
Мысль, что человек не может противиться греху, противоречит святости, правосудию и благости Божьей:
а) святости,
б) правосудию,
в) благости.
Таким образом, не только вся развитая тема, но даже каждая из её составных частей может служить предметом отдельной проповеди, для которой готово уже расположение (план), и главные мысли, и соответствующие тексты. Если проповедник желает быть совершенно самостоятельным, то он может идти еще дальше в выборе и развитии тем. Он может оставить все указанные нами темы и взять за тему какую-либо конкретную мысль или какое-либо изречение святого отца, оставленное нами, как афоризм, без всякого развития.
Для примера возьмем неразвитую тему, с указанием лишь главных составных её частей: о почитании святых (см. тема VI на Апостол в ту же неделю по Троице):
1) Почему нужно почитать святых?
2) Как нужно почитать святых?
Проповедник может не взять за тему своей проповеди ни темы общей, ни каждой из её составных частей, a ограничиться только одним. приведенным там изречением святителя Иоанна Златоуста в доказательство того, как нужно почитать святых, а именно: «почитание святого, говорит златословесный учитель, состоит в подражании ему», и это изречение поставить темой проповеди. Тоже самое нужно сказать об употреблении и всех прочих тем, как развитых, так и неразвитых.
Вообще всех, кто будет пользоваться нашими гомилетическими пособиями, мы просили бы прежде всего самим прочитывать известное зачало из Евангелия или Апостола,[2 — Во II издании это облегчается тем, что в нем сполна помещаются и сами Евангелие и Апостол. Ред.] вникнуть глубже в его смысл, остановиться на какой либо мысли, — и потом уже как бы для ответа на собственную мысль или тему искать в предлагаемых нами пособиях. Если же проповедник в темах, извлеченных нами из какого-либо зачала, не найдет ответа на свой собственный вопрос, применительно к своим нуждам и условиям, или желал бы рассмотреть вопрос с других точек зрения, а не как он рассмотрен у нас, то пусть обращается к другим зачалам, имеющим однородный характер, напр. «о слепых» в нед. 7 по Троице и «о слепых» в нед. 31 по Троице; «о званных на вечерю» в нед. 14 и о «званных на вечерю» в нед. 28 по Троице; «о воскрешении Наинского юноши» в нед. 20 «о воскрешении дочери Иаира» в нед. 24: «о бесноватых» в нед. 5, 10 и 23 и т. д.
Точно также можно поступать и относительно однородных мыслей, заключающихся в чтениях из Апостола. Кто из Пастырей пожелал бы предложить своим пасомым ряд поучений об одной какой-либо истине, напр., о вере, о молитве, о благодати, о воспитании и проч.; тогда пусть он отыскивает в нашем руководстве все темы, рассуждающие об этих предметах, сравнивает их между собой, подводит под свой план и таким образом творит из них одно стройное целое, раздробленное на несколько проповедей. Что касается до приводимых нами святоотеческих мест, то от воли проповедника зависит, вносить ли их целиком в свою проповедь, или лучше перефразировать их, как собственную мысль, и на основании их продолжать дальнейшее развитие проповеднического слова. Одним словом, мы желали бы, чтобы проповедники не рабски, a совершено самостоятельно относились к нашим темам. Пусть они смотрят на них только как на пособия, облегчающие и развивающие проповеднический труд, a не как на средства, устраняющие всякую самостоятельную мысль и изобретательность в деле проповедничества.
Оратором, конечно, эти пособия никого ее сделают, да и не об этом мы хлопочем прежде всего. Задачу мы видим в том, чтобы слово проповедническое было живым отголоском слова Божьего, отличалось полнотой содержания, близостью к действительным запросам нравственной жизни и неотразимой поучительностью. Ораторство без серьезной мысли — пустая игра слов; a крепкая мысль и глубокое чувство всегда найдут для себя и могучее ораторское слово.
Из сказанного до сих пор можно было видеть, что наше «Собеседовательное Богословие» предназначается, прежде всего и главным образом, для церковного собеседования о различных истинах христианской веры и благочестия и, следовательно, для лиц, призванных к пастырскому служению или готовящихся к нему.
Но оно с существенной пользой может быть употребляемо и в домашней жизни каждым благочестивым христианином, любящим поучатся в законе Господнем и проводить время в душеспасительных размышлениях. Все мы, приходя в храм в дни воскресные и праздничные, слушаем чтение из Евангелия или Апостола; многие и дома занимаются таким чтением, но не все, или не многие, получают от того душевную пользу. Смысл евангельских и особенно апостольских чтений для них непонятен во всей полноте; a богатство заключающихся там назидательных мыслей и уроков совершенно от них скрыто, потому что здесь требуется глубокое внимание и размышление, к которому не всякий способен по своим житейским заботам, по рассеянности в мыслях, по недостатку свободного времени.
«Собеседовательное Богословие» объяснит этот смысл и раскроет отчасти перед читателем неисчерпаемый родник чистейшего золота, содержащегося в евангельских и апостольских зачалах, из которых каждый может черпать для себя золотые Правила жизни, соблюдение которых ведет к спасению. Здесь христианин сознательно ознакомится со своими христианскими обязанностями по отношению к Богу, ближним и самому себе; отец и мать семейства найдут здесь для себя благочестивые правила воспитания детей; убитые горем — ободрение; печальные — утешение; заблудшие — исправление, a все без исключения урок и назидание. Вообще автор заботился о том, чтобы каждый православный христианин не только сам по себе был непоколебимо убежден в истинах православной веры и благочестия, но и мог всегда дать разумный ответ другим, вопрошающим о нашем христианском уповании (1 Пет. 3:15).[3 — Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.] Эта двоякая цель будет непременно достигнута всяким, кто с глубоким вниманием осмыслит и усвоит всю область истин «Православного Собеседовательного Богословия.»
Иди же ты, «Собеседовательное Богословие» в грады и веси, и «проповедуй Евангелие всей твари» (Maр. 16:15)!..
Знаем очень хорошо недостатки нашего труда, но просим и великодушного снисхождения. Одному человеку, какой бы талант он ни имел, каким бы знанием Священных Писаний ни обладал, невозможно обнять всего и усмотреть все. Мы рассудили лучше дать просящим что-нибудь, чем ничего; a просящих немало, жатва предстоит многа-многа. «Так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (Иоан. 4:36).
Настоящий том «Собеседовательного Богословия» заключает в себе недели Триоди Великопостной, которая, начинаясь с недели Мытаря и Фарисея, продолжается до Пасхи. Всех недель, входящих в круг великопостной Триоди, десять. Из них четыре, предшествующие великому посту, назначены Церковью для подготовки верующих к подвигам покаяния, a остальные шесть вводят христиан в сами подвиги покаяния и сердечного сокрушения о грехах. Поэтому отличительный характер всех недель великопостной Триоди состоит в возбуждении в христианах покаянного чувства, смирения, воздержания от страстей, самоотвержения, крестоношения и последования за Господом.
«Cе время покаяния», взывает Святая Церковь, «се день спасительный, пощения вход: душе, бодрствуй и страстей входы затвори, ко Господу взирающи» (Трипесн. на утр. в понедельн. первой седм. поста). Сам семидесятидневный период, в который продолжается великопостная Триодь, как бы указывает на духовный плен, от которого мы можем освободиться молитвой и постом через семьдесят дней, подобно тому как некогда древний Израиль освободился через семьдесят лет от плена вавилонского. Сообразно с таким исключительным назначением времени великопостной Триоди, Святая Церковь в предлагаемых ей евангельских и апостольских чтениях, не ограничивается рядовыми зачалами одного какого-либо евангелиста или апостола, как в недели вне Триоди, a предлагает вниманию христиан чтения из всех евангелистов и апостолов, выбирая такие из них, которые руководствуют к истинному покаянию и свержению всякого греховного ига.
Так в первую Приготовительную к великому посту неделю предлагаются из евангелиста Луки покаянные притчи о Мытаре и Фарисее и о Блудном сыне; a в третью и четвертую — из евангелиста Матфея о страшном суде и о тех добродетелях, которыми христиане должны украшаться в дни Святой Четыредесятницы; в первую неделю великого поста из евангелистов Иоанна и Матфея; во вторую, третью, четвертую и пятую — из евангелиста Марка; в шестую опять — из евангелиста Иоанна.
Точно так же и в тех же целях Святая Церковь изменяет и апостольские чтения, которые она предлагает из разных посланий: к Римлянам, Коринфянам, Филиппийцам, Тимофею и к Евреям. Сравнивая, далее, содержание евангельских чтений в недели великопостной Триоди с евангельскими чтениями в недели нетриодные, мы находим, что евангелие сырной недели в первой своей части соответствует евангелию II-й недели по Троице; евангелие первой недели великого поста — евангелию 2-й недели по Троице; евангелие второй недели поста — евангелию 6-й по Троице; евангелие третьей — евангелию 1-й по Троице; евангелие четвертой — евангелию 10-й по Троице.
Что касается апостольских чтений, то из них только одно, в первую неделю великого поста, тождественно с апостольским чтением первой же недели по Троице, хотя многие частные истины, заключающиеся в великопостных апостолах, содержатся и в апостольских чтениях, изложенных в недели по Троице. Поэтому проповедник, при выборе какого-либо предмета для церковного собеседования в дни Великого поста, может с удобством пользоваться содержанием соответствующих евангельских и апостольских чтений в недели по Троице.
Прот. И. Толмачев.
НЕДЕЛЯ МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ
I. ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ. Зачало (89) от