ответ с кротостью и благоговением.]
Каждый человек, имеющий какое-либо ремесло, должность или звание, заботится о приобретении необходимых для него познаний и посвящает на это время, силы, усердие и труд. Мы, как христиане, имеем общее звание — быть последователями Христовыми и наследниками вечной жизни. Евангелие есть совокупность всего, что нам нужно знать для спасения, поэтому нам необходимо запастись правильным познанием Евангельских истин. Но обладаем ли мы таким познанием?
б) Испытаем себя в наступающие дни Святой Четыредесятницы.
Пользовались ли мы, как следует, всеми случаями, какие предлагала нам Церковь для нашего просвещения и научения в истинах веры? К сожалению, мы должны сознаться, что мы часто относились равнодушно к таким случаям. Мы рассеянно стояли во храме и невнимательно слушали чтение из Евангелия и Апостола, могущее умудрить нас во спасение. Мы оставляли храм, не дождавшись проповеднического слова. Мы нередко вовсе не посещали богослужения по одной лишь ленности и равнодушию к Богу и Его слову. Сознаем нашу вину во всем этом и постараемся загладить ее истинным раскаянием.
Кто хочет испытать себя, как он пользовался временем, дарованным ему Богом для спасения, то пусть делает это в дни поста, пусть помнит апостольское слово, что «Ночь прошла, а день приблизился.»
2. Оставили ли мы грехи, пороки и дурные привычки, какие некогда имели, и стремились ли, по крайней мере, к их ослаблению?
а) Бог до сих пор оставлял нам время для покаяния и обращения.
Но как мы пользовались этим временем? Сколь многие и доныне еще не пробудились от греховного сна! Всю жизнь свою «ходили» они не «как днем», но в «пированиях и пьянстве, сладострастии и распутстве, ссорах и зависти» (ст.13). Их дела — «дела тьмы» (ст.12). Не страшитесь ли вы, если подумаете серьезно, что каждый год в дни Великого Поста Бог призывает вас к покаянию и исправлению, a вы до сих пор еще не отложили дел темных? Какой конец вас ожидает, если Его долготерпение истощится и Его суд постигнет вас во время греховного сна? Если хотите избежать вашей погибели, то последуйте наставлению апостола, призывающего вас к исправлению, — «итак отвергнем дела тьмы.»
б) Испытаем себя, свободны ли наше сердце и жизнь от всякого греха и порока.
Подумаем, как часто, в течение нашей жизни, Бог побуждал нас к покаянию и обращению; как часто Он доставлял нам случаи убедиться на опыте в гибельных последствиях греха? Как мы относились к Его напоминаниям? Искореняли ли в себе греховные похоти; приучались ли к самообладанию и самоотвержению? Не уклоняйтесь от такого испытания своей совести; не отчаявайтесь при сознании множества тяжких грехов!
Чем более вы будете сознавать вашу вину, тем сильнее почувствуете необходимость исправления, и благо вам, если в наступающие дни поста вы возымеете твердую решимость «отвергнуть дела тьмы.»
3. Преуспевали ли в истинных христианских добродетелях?
а) Апостол требует от христиан, чтобы они не только отложили дела тьмы, но и «облеклись в оружия света» (ст.12), т.е. в светлые дела добродетели, «вели себя благочинно» (ст.13), «облеклись в Господа нашего Иисуса Христа» (ст.14), подражали Его примеру. Недовольно собой, даже если вы чужды только грубых грехов и пороков, если ваши поступки не зазорны и ваше нравственное расположение якобы безупречно. Как христиане, вы должны более и более преуспевать в добродетели и добрых делах, восходить от силы в силу, от совершенства к совершенству в исполнении всех ваших христианских обязанностей.
б) В наступающие дни Великого Поста пусть каждый испытает себя, как он проводил дни, посвященные общественному богослужению, как пользовался всеми средствами, чтобы «обновиться духом ума вашего» (Ефес. 4:23). Стяжал ли добродетели, которых не имел, усовершенствовался ли в тех, которыми обладал? При таком самоиспытании сколь многие из нас должны устыдиться своей ленности и беспечности в добре! Сколь многие неподвижно стоят на одной и той же степени добродетели, без восхождения к высшему совершенству! Не должны ли мы отсюда заключить, что они не пользовались, как следует, всеми богодарованными средствами к преуспеванию в добродетели? Но благо вам, если только вы чувствуете, что вам многого еще не достает в христианском совершенстве, если вы искренно и глубоко сознаете, что вы недовольно еще усердно стремились «облечься в Господа нашего Иисуса Христа», уподобиться Ему во всех добродетелях! С этим сознанием духовной нищеты и убожества вступайте на поприще Великого Поста и покаяния, и приимите неотложно твердую решимость пользоваться на будущее время каждым случаем, даруемым вам Богом, для обновления вашей жизни и для спасения.
4. Содействовали ли деятельно к распространению христианских понятий и добродетелей между другими?
а) Для всех христиан «ночь прошла, а день приблизился.»
Все должны отложить дела темные, ходить благочинно, облечься в Иисуса Христа. С искренним участием мы должны взирать на наших собратий, предостерегать их от заблуждений и суеверий, направлять их на путь добродетели. Но делали ли мы это?
б) Принимали ли искреннее участие во всем, касающемся спасения души ближних? Вселяли ли в них своим примером должное уважение к вере и благочестию? Пользовались ли каждым случаем к научению неведущих, к укреплению немощных, к наставлению и обращению заблудших?
Что в особенности сделали мы для вразумления тех ближних, которые живут с нами под одной кровлей, разделяют с нами один хлеб, но души которых далеко еще от Бога и вечного спасения? Итак, испытайте себя, как вы до сих пор исполняли эту вашу обязанность? Укрепитесь молитвой к исполнению этой обязанности! Присоедините ваши собственные усилия к общим усилиям об искоренении невежества и грубых пороков среди ваших собратий. Тогда Святая Четыредесятница не пройдет без пользы для вашего спасения.
Хотя и кажется, что мы бодрствуем, однако же, на самом деде, мы спим и грезим
«Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться» (ст.11).
Приготовляя нас к подвигам Великого Поста, Святая Церковь предлагает нам в дневном апостольском чтении важное наставление. Час нам, говорит апостол, восстать от сна; ночь прошла, a день приблизился, мы должны ходить благообразно, как днем.
«Но неужели, спросит кто-нибудь, мы спим и грезим, a не бодрствуем?» Да!
1. Одни спят и грезят разными пожеланиями, об осуществлении которых, не смотря на открытые глаза, бредят всю свою жизнь.
а) Желают денег и благосостояния, богатства и имений, случаев и средств к наслаждению.
«Если бы нам то или это, тогда мы были бы вполне счастливы», мечтают многие. В этих мечтах забывают то, что имеют, и занимаются обманчивыми призраками. Недовольные тем, что есть, стремятся часто к невозможному, подобно дитяти, которое собирает цветы и выбрасывает прекраснейшие из них, желая иметь еще прекраснее, и в конце концов, остается ни с чем.
б) От такой дремоты должна удерживать нас уже та мысль, что никто не делается счастливее от мечты о воображаем счастьи. Но еще более пробуждает нас от этих грез учение Иисуса Христа.
«Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.» (Лук.18:25). «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Матф.16:26) и т.д.
в) Мы вступаем в дни поста и покаяния. Пробудимся от сонных мечтаний и подумаем о действительном нашем состоянии.
2. Иные спят и грезят тщеславием.
а) Думают с самодовольством о своих нарядах, о телесной силе и красоте, о почете и влиянии, о талантах своего ума и его совершенствах. Все это одни грезы!
б) Иисус Христос и своим примером, и своим учением пробуждает нас от таких грез: «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Матф.5:40). «И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Матф.20:27). Блаженны нищие духом (Матф.5:3)» и т.п.
в) Наступающая Четыредесятница есть время покаяния и сокрушения о грехах. Оставим суетные мечтания. Сами по себе мы ничто. Мы нуждаемся в спасении и искуплении. Через одного Иисуса Христа мы можем быть не тем, что мы не есть, но чем должны быть.
3. Многие, очень многие грезят удовольствиями.
а) Ищут своего счастья в пиршествах и кутежах, в играх и опьянении грубой похоти. Но эти удовольствия проходят, как сон, и не оставляют после себя ничего, кроме неприятного воспоминания. Что бывает с такими людьми на другой день, по пробуждении? Не чувствуют ли они себя дурно, не бывают ли расстроены, даже часто больны душой и телом? Только духовные удовольствия, проистекающие из молитвы, благодарности и сознания верно исполненных обязанностей, прочны и приятны.
б) Апостол Павел хочет пробудить нас от нашей дремоты и грез. «Наступил уже час пробудиться нам от сна», взывает он; «ибо ныне ближе к нам спасение» (ст.11). Детям было бы еще позволительно спать, но в старости и зрелых годах, когда настало для нас ближайшее время спасения, было бы неестественно и преступно предаваться сну и грезам. От юного ли дерева ожидают плодов, a не от окрепшего? «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы» (ст.12)! Греховные удовольствия достойны осуждении потому уже, что они совершаются в ночной тьме. «Как днем, будем вести себя благочинно» (ст.13)! За ночью может следовать вечная тьма. Какое ужасное было бы тогда пробуждение!
в) Мы находимся у преддверия Великого Поста. Публичные «открытые» удовольствия в это время запрещаются. Будем избегать «всяких» греховных удовольствий, тайных и явных. Пробудимся от сна и станем поступать «как днем».
Наступил час пробудиться от сна
«Наступил уже час пробудиться нам от сна» Ст.11.
1. К кому относится это воззвание апостола?
а) К спящим.
б) К дремлющим.
в) К пробудившимся, но которые, однако же, так ленивы, что не хотят встать.
2. Почему это воззвание необходимо!
а) Потому что ночь невежества и греха прошла для христиан и воссиял свет благодати и покаяния (ст.12).
6) Потому что дни Великого Поста суть по преимуществу дни пробуждения от греховного сна.
3. К чему это воззвание призывает нас?
а) К искреннему раскаянию и отложению дел тьмы (ст.12. 14).
Наступил час пробудиться от сна
«Наступил уже час пробудиться нам от сна» Ст.11.
Почему?
1. Потому что солнце благодати светло озаряет нас.
«Ночь прошла, а день приблизился» (ст.19). Мы должны восстать, потому что пробуждаемые благодатным светом евангелия, мы можем восстать и ходить благочинно, как днем (ст.13).
2. Потому что задача, данная для выполнения в течении жизни, очень велика.
«Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа» (ст.14), чтобы Он «отобразился» в вас, чтобы вам быть подобными Ему во всем.
3. A время так коротко! Не более как один «день.»
Когда мы можем сказать, что спасение сделалось для нас близким?
«Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (ст.11).
1. Если мы восстали от греховного сна.
2. Если ночь для нас прошла.
3. Если день приблизился.
4. Если мы отложили дела темные.
5. Если облеклись в Господа нашего Иисуса Христа.
Сон современных нам Христиан
«Час пробудиться нам от сна.» (ст.11).
1. Долговременный сон.
2. Крепкий сон.
3. Несчастный сон.
4. Беспокойный сон.
5. Удивительный сон.
6. Весьма обыкновенный (всеобщий) сон.
«Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы» (ст.12)
В этих словах заключается сильное предостережение от греха. Чтобы представить