грех во всем его обманчивом, ужасном и опасном виде, апостол изображает его под образом мрака, называет его «делом темным», совершение которого возможно лишь во время ночи, но отнюдь не при свете дня. Остановимся на этом знаменательном образе!
1. Как в ночной тьме человек не может познавать окружающих его вещей в их надлежащем виде, так грех препятствует человеку правильно познавать свои высшие обязанности.
2. Как ночная тьма возбуждает неприятное чувство, наводит тоску и страх, так грех влечет за собою ужас и отвращение.
3. Как странствующий в ночной темноте сбивается с правого пути, так человек, коснеющий во грехе, не находит пути, ведущего к вечному спасению.
Воззвание апостола к нам при наступлении Великого Поста
«Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастью и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Ст.12–14.
Оно заключает в себе:
1. Радостную весть «ночь прошла, а день приблизился.»
2. Серьезное предостережение: «итак отвергнем дела тьмы, … не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастью и распутству, ни ссорам и зависти.»
3. Убедительное увещание: «облечемся в оружия света … облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа.»
Три степени пробуждения от греховного сна
«Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» Ст.11.
Пробуждение от греховного сна имеет три степени:
1. Первая степень — сознание, раскаяние и решимость.
2. Вторая степень — исповедание грехов.
3. Третья степень — принесение плодов покаяния.
ОБРАЗЦЫ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ
Слово в Неделю Сыропустную.[328 — Иоанна Сергиева, прот. Полн. собр. соч., т. II, стр. 38.]
«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися»
(Мф. 6:16).
В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками с тем, чтобы заслужить от людей славу. Всего скорее найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотят постниками, потому что пост почитают для себя делом бесполезным и излишним, a казаться другим постниками — делом глупым и смешным. Но, при этих крайностях, есть без сомнения между христианами такие, которые держатся золотой средины и, не уклоняясь ни направо, ни налево, идут путем поста прямо и ровно, как истинные постники, постящиеся постом приятным, благоугодным Господеви.
С завтрашнего дня наступает Великая Четыредесятница, или Великий Пост, — время истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно в духе христианском. Чтобы это время послужило нам к душевной пользе и спасению, побеседуем ныне о необходимости поста.
Нужен ли пост, т.е. воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков?
A хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность или царство небесное, которое существует также несомненно, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог — Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его?
Как не хотеть! Там, по верному и непреложному слову Божьему, живут во веки веков «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17),[329 — Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.] там Бог, там духи блаженные, там люди праведные. А на земле, в продолжение немногим более семидесяти лет, только почти и видишь везде грехи, смятения и бедствия. Если желаешь знать, ты непременно должен поститься: так как «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор. 15:50), потому что «царствие Божие не пища и питие» (Рим. 14:17).
Плоть и кровь, пища и питье, как вещи грубые, стихийные, земные — должны остаться на земле и подвергнуться общей участи тел земных — тлению. На небе нет и не может быть места для грубой плоти и крови потому, именно, что там — небо, a не земля, что существа тамошнего мира имеют свойства совсем отличные от свойств людей, живущих в похотях мира, свойства духовные, светоносные. Говорить ли тебе о самом Боге, Отце блаженных обитателей неба? Он есть Дух чистейший, Который гнушается, как скверной, делами плотскими, выходящими из границ закона, умеренности и приличия. «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками» сказал Он о людях, которые оскорбляли Его своею привязанностью к чувственным удовольствиям. Почему? «Потому что они», говорит, «плоть» (Быт. 6:3). Потому что они — грубая плоть, кусок земли, в которой нет ничего духовного, родного Мне.
Смотри же, и о нас Бог то же теперь говорит: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками», потому что они — дебелая тварь, в которой не может почивать Дух Мой, так как в ней живет грех, нечистота, a Я — праведен и свят.
Говорить ли о духах сотворенных? Это — вторые светы по Боге, которые также будучи чужды всякой вещественности, чисты и святы, могут принять в свое блаженное сообщество лишь тех, которые сбрасывают с себя иго плотского рабства и, живя на земле, думают о небе, не служат прихотям своей плоти, зная, что она истлеет со временем в земле.
Говорить ли о святых Божьих людях, перешедших с тленной земли в вечные обители неба? — Это земные ангелы, которые то пощением и бдением, то подвигами мученичества и разными добродетелями возвысились над своей плотью, сделали свою природу столь досточтимой, что тела многих из них, причастившиеся божественной благодати, стали выше общей участи всего вещественного, т.е. тления. Они знали, что тело наше есть построенный рукою искусного художника дом, в котором живет только на время существо небесного происхождения, которое через непродолжительное время покинет свою земную хижину и воспарит в свое место, и потому жили не для тела, a для души.
Да, чтобы соделать наше существование блаженнейшим, Господу угодно было поселить нас в этом мире только на короткий срок — с тем, чтобы, наслаждаясь на земле и с земли созерцанием вещественных творений Божьих небесных и земных, — их красоты, правильности, стройности и разнообразного, неисчислимого множества, полюбили Творца их, возжелали соединения с Ним — начальной красотой — и делами святости и любви заслужили здесь это вечное единение.
Он как бы так говорит каждому человеку, живущему здесь и созерцающему Его творения: посмотри, как Мои творения необъятны, но и вместе с тем как стройны и прекрасны. Посмотри на себя, как ты мал и незаметен в Моем творении, a Я обещаю тебе — ничтожному — в удел небо, с его беспредельностью, с его вечностью. Я обещаю тебе его на известных условиях, a ты знаешь, что Я — Истина, и лгать не могу. Что же ты не стараешься выполнить этих условий, зачем ты льнешь к земле, да еще так сильно, что тебя никак не оторвешь от нее?
Неужели ты не хочешь придти ко Мне за тем, чтобы в соединении со Мной — Творцом всего, что ты видишь, — получать вечное удовольствие от познания и созерцания Моих неисчислимых творений, a больше всего — быть блаженным во Мне, Источнике блаженства для всех разумных созданий? Как бы тебе не воспарить душою к небу, не «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петр. 2:11),[330 — Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу] не брать верха над своею грехолюбивою плотью, которая тянет тебя к земле и со временем непременно ляжет в нее, как глыба земли? Что тебе за польза от лакомой пищи и напитков, как тебе не стыдно обременять себя ими? Зачем ты отдаешь себя во власть чувственности? Или тебе это приятно? Смотри: мнимая сладость твоих удовольствий есть опасная приманка плоти, через которую она легко берет перевес над твоей душой и не дает тебе возможности думать о небе и стремиться туда. Бойся этой приманки; как муха в меду, увязнешь ты в ней и останешься до смерти.
Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? Если ты согласен, что Бог есть Законодатель твой и праведный Судья, Который знает, как наказывать нарушителей Своих законов, если совесть твоя говорит тебе, что душа твоя — не в своем чине — нарушала не раз порядок нравственной жизни, выходила из повиновения законам Творца, то ты необходимо должен согласиться, что тебе надобно восстановить порядок твоей нравственной жизни, привести свои мысли в правильный строй из беспорядочного брожения туда и сюда. Заставить сердце оторваться от недостойных предметов, к которым оно, по твоей невнимательности и оплошности, прильнуло так сильно, что забыло о первом предмете своей любви — Боге. Вести себя так, чтобы твои поступки не стыдно было выставить и на суд твоей совести и на суд людей и Божий.
Ты знаешь, что мерзость Господу и помысл неправедный, что Бог просит Себе твоего сердца, которое ты отдал на волю страстей, что у Него «не водворится злой» (Пс. 5:5) и нечистый. Если хочешь быть с Богом, если хочешь быть вечно благополучным, то ты должен согласиться, что тебе надо попоститься душой своей, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить, вместо рубища дел неправедных украсить себя драгоценной одеждой добрых дел. Телесный пост установлен для того, чтобы легче было поститься душе.
Следует ли еще после этого говорить о пользе поста, так как сказав о необходимости его, мы указали частью и на его пользу? Он усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу. Пост дает место действию благодати Божьей. Кто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста. Тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, — мы ощущаем стремление к делам добрым. Является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах.
A когда мы не постимся, когда мысли в беспорядке, чувство не обуздано и воля позволяет себе все, — тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену, тогда он мертв по своей душе: все силы ее действуют по неверному направлению. Главная цель существования — цель жизни, упускается из виду. Появляется множество частных целей, почти столько же, сколько есть у каждого человека