Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

страстей или прихотей. В душе происходит странная работа, следствием которой бывает, по-видимому, какое-то созидание: видишь материалы для построения, начало, средину и конец дела, a на самом деле венцом всего выходит — ничто. Душа идет сама против себя, против собственного спасения, всеми силами: и умом, и волей, и чувством.

Кто постится по-христиански, разумно, свободно, тот, по не ложному обещанию Господа, удостоивается воздаяния за свой подвиг от Отца небесного. «Отец твой», сказал Спаситель об истинном постнике, «видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:4). A воздаяние это, без сомнения, всегда бывает щедрое, истинно отеческое, служащее к самой существенной нашей пользе.

Братия, познаем, что тело наше есть храм Духа Святого, что мы не свои, a Божьи, потому что куплены ценою крови Сына Божьего. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.» (1 Кор. 6:19–20). Уважим свою природу, возвышенную до причастия божественного естества. Будем есть и пить столько, сколько нужно для поддержания жизни и для крепости наших сил — не отдадим ее во власть страстей нечистых, сделаем ее святыней, на которую и самим не стыдно было бы смотреть, и в которой Бог узнавал бы дело рук Своих.

До сих пор мы грешили и предавались удовольствиям грубой чувственности — поживем хотя бы теперь целомудренно и свято. Мы были доныне далеко от Бога по своим делам плотским, хотя теперь приблизимся к Нему, узнаем, сколь Он благ. Посмотри, Он дает нам вкушать Свою плоть и кровь. Если ты убежден, что сам по себе, без Бога, ты не больше, как нечистый тлен, прах, грешник, чуждый благодатной жизни, то ты поймешь, как велико благодеяние Господа, питающего нас Своею плотью и кровью. Он есть источник жизни всех тварей и хочет поселить в тебе, через соединение с Ним в таинстве причащения, Свою жизнь, Свои совершенства, Свой мир, Свое блаженство, и сделать тебя вечно живым.

Будем держать всегда в уме, что душа наша должна стремиться к богоподобному совершенству, к дорогой свободе духа, и что она не может достигнуть этого совершенства, если мы будем оземлять ее делами плотскими, оковывать ее тесными и тяжелыми цепями вещества.

Господь да поможет нам встретить пост с радостью. Аминь.

Поучение в Неделю Сыропустную.[331 — Нордов. Училище благочестия, ст. II, стр. 657.]

(Достоинство и важность взаимного прощения христиан при вступлении в Святую Четыредесятницу)

При вступлении в Святой и Великий Пост, в последнюю так называемую, Сыропустную Неделю, имеем мы, братия, обычай или, лучше сказать, правило, испрашивать друг у друга прощение.

Есть ли основание такого правила? Есть — именно, в самом евангелии, которое читается в этот день, в собственных божественных словах Спасителя нашего, которые Он изрек: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15). Какая связь этих слов Спасителя с соблюдаемым у нас правилом? Самая очевидная. Вступая во святой пост, к чему мы располагаемся, что намереваемся сделать? Принести Господу Богу покаяние в содеянных грехах, испросить у Него прощение своих грехов.

Но можем ли мы надеяться на прощение от Бога, если не простим теперь друг другу взаимных грехов наших? Ведь, по словам Спасителя, и наши грехи прощаются от Бога только тогда, когда мы прощаем другим грехи их и сами взаимно испрашиваем у них прощение наших грехов. Значит, правило, наблюдаемое у нас при вступлении в Великий Постправило взаимно испрашивать друг у друга прощение, есть правило священное, правило христианское. Точно, братие, правило это всегда самое благотворное, прямо христианское, очевидно необходимое и спасительное.

Благотворное правило — взаимно испрашивать друг у друга прощение. Кто не испытал тяжести чувства, когда меня кто-либо или я кого-либо оскорбил, когда мне кто- либо или я кому-либо причинил неудобство. Неприязнь против оскорбившего и упреки совести против самого себя так тогда и волнуют душу, так и грызут сердце, — и человек, при всей счастливой видимой обстановке, находит себя недовольным; при совершенном здоровье, носит в себе болезнь; никем и ничем нестесняемый, чувствует себя как бы в оковах. Чувство досады за полученное оскорбление еще становится ужаснее, когда оно, от продолжительности, делается сильнее и обращается в злобу. Тогда человек, обладаемый духом злобы, способен и готов бывает на всякое зло против ближнего.

Чем же избавиться человеку от такого бедственного состояния его души? Чем изгнать из себя чувство досады и злобы к ближнему и водворить в душе и совести спокойствие и мир? Одно средство — взаимное прощение. И какое дивное средство! Именно, как божественное и животворное слово Спасителя, оно творит чудеса. Примиритесь только, придите друг к другу, скажите каждый: «согрешил я, прости меня» — и сейчас дивная в вас перемена, сейчас озарит вас свет, сейчас ожила во всем как будто убитая жизнь, сейчас стало вам приятно и легко. На совести у вас спокойствие, в душе — сладость. Вдруг вы делаетесь другими, друг другу приятными, друг к другу расположенными, вас друг к другу уже как будто влечет, друг с другом как будто связывает какая-то невидимая благоприятная сила, — вы становитесь способными, готовыми делать всякое взаимное удовольствие, всякое один другому добро. Таково примирение. И кто не испытал на себе этого? Кому не доводилось вкушать сладость этого истинного высокого на земле удовольствия и счастия?

Христианское правило — взаимно испрашивать друг у друга прощение. Известно, какая главная христианская обязанность, и каковы должны быть христиане. Первая и главнейшая, по закону Божьему и по заповеди Спасителя, обязанность Христиан есть любовь. «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18),[332 — Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш].] сказал Господь Бог. «Сия есть заповедь Моя», сказал и Спаситель, «да любите друг друга» (Иоан. 15:12). «Очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Петр. 1:22), писал святой апостол Петр верующим.

Так вот, видите, братия, к чему обязываются христиане и в каком, поэтому, они должны быть расположении друг к другу. Да, они должны любить друг друга и жить как братья, в единодушии и согласии между собой. И точно. Что за христианство без взаимного согласия и любви? Какие мы будем христиане, какие дети Небесного Отца, какие братья во Христе, ежели не будем любить друг друга, ежели не будем жить в единодушии и согласии между собой, ежели станем враждовать друг против друга, негодовать, досадовать друг на друга, делать неприятности, обиды друг другу? A как этого избежать? Как сохранить постоянно взаимную любовь? Можем ли никогда не быть виновными друг против друга, особенно в нашем общежитии, в наших почти ежедневных отношениях друг к другу? Знаете, ведь, какая наша природа, как она удобопреклонна на зло! Как мы самолюбивы, раздражительны, нетерпеливы; как мы склонны на осуждение, на досаждение, на обиды, на гнев, на раздор.

Что же в таких случаях будет помогать нам? Чем мы можем возобновлять разрушаемое нами взаимное согласие, оживлять в сердцах наших христианскую любовь друг к другу? Да, к этому, именно, и ведет нас взаимное наше примирение; сознанием нашей виновности и испрашиванием друг у друга прощения и восстановляется взаимная наша любовь. Потому то Господь и Спаситель и дал нам такую святую заповедь: «и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лук. 17:4).

И святой апостол Павел поучает верующих сими словами: «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:12–13). Потому то Господь повелел нам «любить и врагов своих» (Мф. 5:44).

Правда, нелегко для нас такое примирение, горько это нашему самолюбию, — но эту то злую в нас силу и надо сломить, этого то нечистого духа и надо нам изгнать. Ведь самолюбие то и разрушает наше взаимное согласие и расторгает союз нашей любви: оно и посевает между нами ненависть и вражду и вводит нас в худые и пагубные для ближних наших дела. Его то и надо нам убить, убить христианским смирением, сознанием своей виновности и испрошением прощения у оскорбленного нами, или оскорбившего нас брата нашего. Тяжело для нас такое самоунижение, но тяжело только вначале, — a после — о, какою вознаградится неизъяснимою радостью! Тогда как будто рай чувствуется у нас в душе. Тогда можно отнести к нам слова Спасителя: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21).

Необходимое и спасительное правило — испрашивать друг у друга прощение. Дело в том, что мы, как грешники, имеем нужду в очищении своих грехов и потому всегда, и особенно в дни покаяния, должны просить у Бога прощения и оставления грехов и прегрешений наших. A как же мы будем просить об этом? И получим ли от Бога прощение, если наперед сами не простим своих ближних и не испросим у них прощения в своих грехах? Ведь уже мы слышали, на каком условии Господь Бог обещает нам прощение и оставление грехов наших, «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14). Не на этом ли самом условии ежедневно и сами просим у Отца нашего небесного оставления грехов наших?

«Остави нам дóлги наша» (так молимся Ему), «яко же и мы оставляем должникóм нашим» (молитва Господня). A иначе что? Иначе и нам нет отпущения грехов, если мы не прощаем грехов против нас ближних наших. «Если», сказал потом Господь, «не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). Господь воспрещает нам являться к Нему даже с жертвами и не приемлет от нас даров наших, как скоро мы не исторгли из сердца ненависти к ближнему и не примирились друг с другом. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24).

Видите, братие, Господь и дары,

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн