Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

Него пророческое слово, то сомнение его исчезло, и объятый Божественным величием Мессии, он с верой и благоговением воскликнул: Равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси царь израилев (ст.49)!

Между нами, конечно, нет неверующих или сомневающихся. Все мы искренне веруем в Господа нашего Иисуса Христа и исповедуем Его учение; но давали ли мы когда-нибудь отчет пред самими собой: почему мы веруем в Спасителя мира и исповедуем Его учение.

Есть много путей, которыми мы можем придти к убеждению в истине нашей веры, но ближайший из них и для всех доступный, это — свидетельство нашего собственного сердца о Христе. Станем на этот путь и пойдем с Нафанаилом к Иисусу, и когда мы услышим, как Он учит, и увидим, как Он действует; тогда пусть наше собственное сердце решит: Он ли тот, о Котором писали Моисей в законе и пророки (ст.45), или мы будем ожидать другого какого-либо лучшего Учителя и Наставника.

1. Учение Иисуса Христа.

а) «Чего требует Он от своих последователей?»

Мучительных ли, самоизмышленных истязаний, господствующих у язычников? Рабского ли подчинения обрядовым внешностям, свойственного иудеям? Принятия ли противоречащих и неприложимых истин? Нет (Мат. 11:30;[340 — ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.] Иоан. 6:63[341 — Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.]). Его требования не только не находятся в каком-либо противоречии с нашими благороднейшими силами и стремлениями, но напротив развивают эти силы, возвышают эти стремления и удовлетворяют им. Он требует от своих последователей, чтобы они искали истины, но не с самонадеянным умничаньем, a с живой верой и с озарением души божественным откровением — чтобы они исполняли добродетели, но не как образ наружного только благочестия (2 Тим. 3:5),[342 — имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.] a как плод истинного, внутреннего благочестия, — чтобы они имели и хранили свободу воли, но не как необузданность пожеланий, a как отрешенность души от земных предметов, как ее богодарованную силу к достижению возможного на земле нравственного совершенства (Ефес. 4:3;[343 — стараясь сохранять единство духа в союзе мира.] 2 Тим. 3:17[344 — да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.]), — чтобы они достигали наконец блаженства, но не в угождении миру и греху, a в мире непорочной совести и в непоколебимом уповании на блаженную вечность. Вот чего требует Иисус Христос от своих последователей, когда говорит им: «будьте совершенны» (Мат. 5:48).[345 — Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.]

б) «Чем Он побуждает своих последователей к послушанию Его благим заповедям?»

Обращением ли к холодной, житейской мудрости, которая во всем рассчитывает на свою собственную пользу? Возбуждением ли тщеславия, которое действует только для достижения славы и похвал человеческих (Мат. 6:2)?[346 — Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.] Угрожающим ли только страхом наказаний за нарушение долга? Нет. Побуждения к христианской деятельности несравненно чище и сильнее.

Бог, для побуждения нас к благочестию, указывает на себя, как на источник всякого блага, — как на любовь, которая первее возлюбила нас (1 Иоан. 4:11–14),[347 — Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.] — как на Отца, который всех знает, о всех заботится и всем хощет спастися (1 Тим. 2:14–15)[348 — и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.]

A если мы любим Бога в нас самих, то мы стараемся обновляться по Его образу (Кол. 3:10).[349 — и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его.] Если мы любим Его в подобных нам (ближних), то мы заботимся не о себе только, но и о других (Фил. 2:4)[350 — Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.] и делаем другим то же самое, чего желаем себе (Мат. 7:12).[351 — Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.]

Любовь к Богу и любовь к ближним — вот основание, на котором Христос утверждает свое учение! Какая простая и могучая сила, которой Он побуждает богобоязненных к исполнению добра и которая скрывается не вне нас, a внутри, в глубине нашего собственного существа, созданного для любви!

2. Дела Иисуса Христа.

а) Если ты, христианин, не можешь обнять всех дел Спасителя: то посмотри хотя на те, которые Он творит своим словом и своим Духом в своей церкви.

Не оправдывается ли еще и ныне, что слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, мертвые воскресают, и нищим благовествуется (Мат. 11:5)?[352 — слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют.]

Не Христос ли это озаряет небесным лучом взоры тех, которые окружены были греховной тьмой, a теперь видят и радуются сиянию славы Божией?

Не Он ли божественной силой восставляет тех, которые колебались между Богом и мамоной, хромали на обе ноги, a теперь ходят твердо по благому дути?

Не Он ли всесильной благодатью воскрешает духовно-мертвых, давая им «дух нов и сердце ново».

Не Он ли ободряет угнетенных, утешает нищих духом, которым земля не может доставить никакого утешения, и холодная мудрость мира — никакого успокоения?

б) Если для твоего убеждения этого мало, то иди далее и посмотри, как учение Христа согласно с святейшими и насущными требованиями твоей природы.

Возьми какой угодно пункт христианской веры и сравни его не только с откровением Божьим в слове, но и с лучшими желаниями твоего сердца, — и ты с уверенностью убедишься, что одна истинная вера Христова дает то, в чем нуждается твое собственное сердце.

Что из двух находишь ты более справедливым и истинным, достойнейшим Творца и утешительнейшим для человека: быть ли жалкой жертвой слепой судьбы, носясь, подобно древесной коре, по морю случайностей, где счастье и несчастье меняются по воле случая, — или сознавать, что над тобою бодрствует всеблагое Провидение, которое охраняет тебя, руководит тобой, видит твои силы, слышит твои воздыхания и готово оказать тебе помощь? Пусть твое сердце решит это, — и ты без сомнения, уверуешь, чему учит об этом Спаситель.

Что из двух находишь ты более согласным с твоим достоинством и твоей целью: странствовать ли по тяжелому пути обязанностей, без всевидящего Свидетеля тайных жертв добродетели и внутренней борьбы, изнемогать без ободрения, падать без возможности восстания, чувствовать мучительное угрызение совести без врачевания, — или сознавать, что ты странствуешь пред взорами Того, Кто проникает в сокровенное, что ты чувствуешь себя в трудах и лишениях ободренным силой, которая в немощи совершается (2 Кор. 12:9), встречаешь объятия Отца, отверстые для заблудшего? Пусть твое сердце ответит на это, — и ты с радостным убеждением примешь учение Спасителя. Что из двух самое приятное и утешительное: смотреть ли на эту жизнь, как на высшую и единственную, чтобы тут несколько мгновений наслаждаться или страдать, и потом навсегда обратиться в прах, — или смотреть на твои дела и страдания, как на приготовление к жизни лучшей, и на смерть, как на кроткого ангела, переносящего тебя в страну истины, совершенства и блаженства? Предоставь выбор твоему сердцу, — и ты с радостным упованием успокоишься на обетованиях Христа.

Вот каким образом, христианин, твое собственное сердце может свидетельствовать об Иисусе Христе. Обдумай и сохрани то, чему учит и что творит Христос. Тогда ты не скажешь: от Назарета может ли что добро быти? Тогда ты уже не по привычке, a от избытка сердца воскликнешь: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!»

Какой силой Иисус Христос обращал людей к истине и добродетели?

«Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною» (ст.43).

Мы видим в нынешнем евангелии, как Господь избирает себе учеников. Услышав одно слово Спасителя: «иди за Мною», Филипп тотчас становится Его последователем и не только сам верит в Него, но и старается привлечь к Нему Нафанаила (ст.45). Нафанаил, в свою очередь, едва только увидел лично Иисуса Христа, как немедленно уверовал в Него и в святом восторге воскликнул: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев»(ст. 49)!

Так было всегда и везде, где учил и действовал Спаситель. Его слова и дела, без всякого внешнего принуждения и побуждения, привлекали к Нему толпы верующих, незараженных предрассудками и имевших очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать. Чем же Иисус Христос привлекал к себе сердца людей?

1. Своим ясным и общепонятным учением.

Иисус Христос явился на землю для распространения света истины и добродетели между людьми. С этой целью Он учил людей и призывал к себе труждающихся и обремененных, мытарей и грешников. Но при этом Он не исторгал насильно их предрассудков и заблуждений, a относился к ним с терпеливой любовью. Он обращался прежде всего к их уму, старался возбудить в них правильное богопознание и богопочитание, укрепить в них твердые убеждения и веру. Tо Он прибегал к притчам и аналогиям, то Он связывал свои наставления с предметами природы и повседневной жизни, то использовал повседневне материальные нужды людей, чтобы направить их стремления к предметам духовным, небесным.

Он всегда возвышал мысль слушателей от видимого к невидимому. Таким образом, Его слова были всегда «дух и жизнь.» Во всех Его наставлениях скрывалась непреодолимая, убеждающая сила, так что всякий, свободный от предрассудков, не мог не сознавать, что Он «проповедывал со властью.» Истина, исходившая из уст Его, невольно проникала в умы и сердца людей; Он учил и убеждал, трогал и увлекал.

Tо же действие и ныне оказывает Его учение на ум и сердце. Кто может Ему противиться? Кто, слушая Его с отверстым сердцем, не почувствует в себе озарения и влечения к истине, к Богу и добродетели? Кто, проникнутый Им, не воскликнет, подобно Нафанаилу: «Равви! Ты Сын Божий!» К кому идем? «Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Иоан. 6:68)?

Благо всем тем, которые слышат Его голос и грядут за Ним; потому что Он есть «путь, истина и жизнь

2. Своими чистыми, и человеколюбивыми намерениями.

Некоторые из современных врагов Иисуса Христа обвиняли Его в том, что

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн