Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

Они наши лучшие друзья, радуются нашему счастью, печалятся о нашем горе и грехе. И они высокопоставлены у Бога, имеют силу перед Богом.

б) Могущественнейшие хранители.

Они даны нам для защиты и охраны, на что указывает их имя. И они — могущественные хранители. Как ангелы, они имеют крепкую силу воли и сражаются на нашей стороне против ада и сатаны. Сообразно с таким призванием их, Бог облек их особенным могуществом. Поэтому, как дитя доверяется отцу, своему естественному защитнику, и слабый человек — своему сильному покровителю: так мы должны доверяться ангелам-хранителям.

в) Непрестанные молитвенники.

Они молятся за нас перед Богом. Они не перестают молиться за нас перед престолом Божьим об испрошении нам благодати, помощи, прощения и т. д. Не должны ли мы вполне доверяться им?

II. АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ. Зачало (329) к Евреям 11:24–26.32; к Римлянам 16:17–20

Евр. 11:24–26.32;12:2

24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,

25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,

26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках.

2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Рим. 16:17–20.

17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;

18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.

19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.

20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.

Практический очерк содержания рядового чтения

Первое чтение из апостола в неделю Православия представляет нам сонм ветхозаветных праведников, дабы их примером утвердить нас в вере и благочестии (см. 1 Неделя по Троице). Во втором апостольском чтении Святая Церковь, устами апостола Павла, «умоляет» христиан «остерегаться» людей, «производящих разделения и соблазны, вопреки» православному «учению, и уклоняться от них» (ст.17); «потому что такие люди», проповедуя разные мнения, несогласные с верой церкви, имеют в виду не исследование истины, a собственную выгоду, «служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву» (ст.18).

Как все лживые учители, они «ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (ст.18). «Ваша покорность вере»— говорит апостол римлянам — «всем известна, посему я радуюсь за вас; но», в виду того, что между вами происходят распри из-за пищи к соблазну немощных (14:1–3),[368 — Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.] «желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло» (ст.19). Все эти разделения и несогласия между членами церкви происходят от нашего общего врага — диавола. Но «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (ст.20). Да будет же «благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь» (ст.20).

Предлагаем здесь несколько частных тем на основании этого апостольского зачала.

Современные враги Православной Церкви

«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (ст.17).

В настоящий день, посвященный торжеству православия, Святая Церковь устами апостола молит христиан твердо держаться православной веры и остерегаться лживых учителей, «творящих распри и раздоры», вопреки богопреданному учению. — Люди, восстающие против православной веры и церкви были всегда, есть и ныне. Кто они?

1. В чем они обвиняют Православную Церковь?

а) В том, будто она держит людей во мраке, препятствует всякому прогрессу.

Как странно слышать это. Есть ли другое учреждение в мире, которое сделало бы столько для истинного просвещения, сколько сделала Православная Церковь? Откуда произошли школы, науки, искусства? Не из монастырей ли? Церковь учит, что познавательные способности человека только помрачаются грехом, но не уничтожаются, и предлагает все средства к их истинному озарению и направлению.

б) В том, будто она связывает совесть и уничтожает человеческую свободу.

Справедливо, что Церковь не дозволяет произвола в деле веры, потому что она — божественное учреждение и не терпит, чтобы каждый веровал, как ему вздумается. Она предписывает закон, под условием соблюдения которого в ней можно быть свободным, подобно тому, как в благоустроенном государстве свобода ограждается законом. Она восстает против похотей плоти (заповедь о посте), дабы освободить дух от рабства.

в) В том, что она нетерпима к иноверцам.

Она защищает себя духовным оружием, если на нее нападают. Во всех остальных случаях она проявляет терпение и любовь. Ее молитвы за всех людей, ее больницы и богадельни служат лучшим свидетельством ее веротерпимости. Православные никогда и никого не обращали насилием и принуждением.

2. Откуда происходят эти обвинения?

а) От невежества.

Унижать Православную Церковь может только тот, кто не знает ни ее истории, ни ее духа. Но кто знает ее, тот любит ее.

б) От легкомыслия и гордости.

Легкомыслие привыкло к рассеянности и ненавидит Церковь за ее строгость и глубину. Гордость не хочет пленить свой разум в послушание веры.

в) От чувственности.

Церковь всем своим учением и правилами противится поощрению чувственных похотей, поэтому пресыщенная чувственность восстает против нее.

Самое лучшее средство узнавать лживых учителей

«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны … ибо ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.» (ст.17–18).

Апостол предостерегает христиан от коварных лжеучителей, которые ласкательством и красноречием совращают простодушных.

Иное значит — говорить о Боге и иное — быть от Бога. «Вы, возлюбленные, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, от Бога ли они» (1 Иоан. 4:1). Сатана и его слуги часто представляются в образе светлого ангела (2 Кор. 11:14. 15). Наружностью легко можно ошибиться и принять Исава за Иакова. Надобно испытывать внутреннего человека. — С какой осторожностью считают деньги и товары!

1. Веруют ли они так, как Бог хочет?

а) Согласна ли их вера с учением слова Божьего и церкви?

Это — корень доброго дерева. Кто не верует в слово Божье или извращает его по своему произволу, тот не от Бога (Гал. 1:8).[369 — Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.]

б) Верует ли также сердце их в то, что говорят уста (Рим. 10:10)?[370 — потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.]

Одно только «Господи, Господи» — язык всех лицемеров (Мат. 7:21)![371 — Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.] Худа та вера, которую знают только по книгам. Надо уметь говорить по собственному опыту; иначе — говорят, как слепые о цветах. Особенно нужно надлежащим образом познать Иисуса Христа (1 Иоан. 5:1).[372 — Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.]

в) Уверены ли они в спасительности своей веры?

С пустыми надеждами и желаниями не входят в царствие небесное. Надобно уметь говорить как Павел (2 Тим. 1: 12).[373 — По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.]

2. Делают ли они то, чего Бог хочет?

а) Человек, живущий нечестиво, не может быть от Бога.

Грехи — терния и волчцы. Может ли Христос быть вместе с Велиаром (2 Кор. 6:15)?[374 — Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?] Как ночные совы и вороны не происходят от орлов, так и порочные люди не происходят от Бога. Рожденный от Бога греха не творит (1 Иоан. 3:9).[375 — Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.]

б) И лицемер не может быть от Бога.

«Не от Твоего ли имени мы пророчествовали» и проч. (Мат. 7:22).[376 — Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?] Пред миром, конечно, и волхв Симон считается за Божью силу (Деян. 8:9),[377 — Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.] но не пред Богом. «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» (Мат. 7:23).[378 — И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.]

Заключение. Посему, «остерегайтесь производящих разделения и соблазны.»

Испытайте самих себя, «в вере ли вы» (2 Кор. 13:5;[379 — Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.] Гал. 6:4[380 — Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом.]).

Простая вера — самая лучшая вера

«Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас» (ст.19).

Апостол Павел радуется о римлянах, что их «покорность вере всем известна», что они в простоте и чистоте сердца хранили догматы веры и правила нравственности (2 Кор. 1:12).[381 — Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.]

1. Что нужно понимать под простой верой?

Не невежество и неразумие (2 Цар. 15:11).[382 — С Авессаломом пошли из Иерусалима двести человек, которые были приглашены им, и пошли по простоте своей, не зная, в чем дело.] Не суеверие (Сир. 13:10).[383 — Наблюдай, чтобы тебе не быть обманутым.]

а) Простота веры основывается на Иисусе Христе и правильном о Нем познании (2 Тим. 1:12;[384 — По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.] Деян. 15:11[385 — Но мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.]).

б) Она крепко держится божественного слова. Хотя она и испытывает писания (Деян. 17:11),[386 — Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.] однако же, пленяет свой разум в послушание веры и Церкви (2 Кор. 10:5;[387 — и всякое превозношение,

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн