Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу.] 2 Петр. 1:19;[388 — И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,] Евр. 11:1[389 — Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.]).

2. Почему она самая лучшая?

а) Она познает силу истины прежде всего и лучше всего (Мат. 11:25;[390 — В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;] Псал. 118:130[391 — Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых.]).

б) Она крепка и не легко совращается (Евр. 4:14[392 — Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.]).

в) Она идет прямым путем к небу (Евр. 4:3;[393 — А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира.] 1 Кор. 1:27–28;[394 — но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,] Кол. 2:8;[395 — Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;] 2 Кор. 4:3[396 — Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих.]).

Что такое лжеучители, восстающие против православного учения?

«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» Ст. 17.

(ср. Иуд. 1:12–13).[397 — Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.]

1. Это — безводные облака, т. е. их учение без мудрости, без знания, без плодов.

2. Это — деревья, цветущие только осенью и никогда не созревающие.

3. Это — бурное море, приводящее все в волнение и беспорядок и поглощающее корабли.

4. Это — обманчивые светящиеся огни, которые, вместо того чтобы привести путника в безопасную пристань, низвергают в пропасть.

Сравнение лжеучителей со змеями

«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» Ст. 17–18.

(ср. Матф. 23:33).[398 — Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?]

1. Подобно змеям они способны только соблазнять и делать зло, но не могут делать добра.

2. Свои мнения они также меняют, как змея цвет своей кожи.

3. Они всегда соблазняют людей земных и чувственных: змеи питаются землею.

4. Они также хитры и коварны, как змеи (ст.18).

Сравнение лжеучителей с волками хищными

«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» Ст. 17–18.

(ср. Матф. 7:15).[399 — Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.]

1. Волки — страшилище для стада: лжеучители — страшилище для верующих душ.

2. Волки ходят около овчарни: лжеучители — около церкви Христовой.

3. Волки подстерегают отсутствие пастыря, дабы удобнее делать свои нападения: лжеучители силятся отдалить пастырей душ, чтобы легче совращать овец Христовых.

4. Волки терзают стада пастью: лжеучители обольщают простодушных ласкательством и красноречием, исходящими из коварных уст (ст.18).

Ο божественной благодати

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами» (ст.20).

Умоляя христиан твердо держаться православного учения и остерегаться лживых учителей, совращающих сердца простодушных с пути истины, апостол Павел призывает на них благодать Господа нашего Иисуса Христа, дабы она утверждала и охраняла их в вере и благочестии.

1. Она необходима.

Благодать Божья есть высшая, жизненная сила для души человеческой. Без нее мы не можем ни делать добра, ни пребывать в добре.

а) Все мы обременены наследственным грехом.

От природы мы чада гнева (Ефес. 2:3).[400 — между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие.] Благодать Божья очищает нас от первородного греха в таинстве крещения. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены» (Ефес. 2:4–5).

б) Все мы осквернены нашими собственными грехами.

От них мы можем освободиться только посредством благодати. Предваряющая благодать Божья должна возбуждать в нас раскаяние и обращение, как в блудном сыне. Отпущение грехов в таинстве покаяния есть дело благодати Божьей. Человек через грех может низвергнуться в пропасть, но без благодати Божьей он не освободится из нее.

в) Без божественной благодати мы не можем противостоять искушению к злу.

Она вразумляет, ободряет, дает мужество и силу к сопротивлению злу. — «Не введи нас во искушение

г) Без благодати Божьей мы не можем делать ничего доброго.

«Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Филип. 2:13). «Как совершенно здоровый глаз не может видеть без света: так человек без благодати не может вести истиннодобродетельной жизни.»[401 — Святитель Иоанн Златоуст.] Если люди делают какое-либо добро без помощи благодати, то делают не по святым побуждениям, a из честолюбия и т. д.

д) Без божественной благодати мы не можем постоянно пребывать в добре.

Самые лучшие люди не раз уже падали и теряли достигнутый с трудом венец, потому что слишком много надеялись на себя.

«Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.» (1 Кор. 10:12).

2. Она сильна и действенна.

«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13).

а) Благодать Божья изменяет настроение мыслей и чувств, и ведет к обращению.

Апостолы Петр и Павел, Магдалина, Августин и многие другие, руководимые благодатью, обратились на путь истины.

б) Божественная благодать помогает победе.

Пустынники, святые мужи и девы благодарили благодать Божью, что она помогала им побеждать гордость, похоть плоти и похоть очей. «Благодатию Божиею есмь то, что есмь» (1 Кор. 15:10).

в) Она облегчает победу.

Все, предавшиеся совершенному воздержанию, нищете, уединению, смирению и проч., собственным опытом узнали истину слов Спасителя: «иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мат. 11:30).

г) Она умножается.

«Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится» (Мат. 13:12). Если содействуют благодати, то получают ее в большей и большей мере.

3. Однако, она не непреодолима.

Человек свободен, благодать Божья не уничтожает этой свободы и не принуждает ее. Мы не можем противиться божественному всемогуществу, но мы можем отвергать действия благодати. Священное Писание говорит: «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою» (Сир. 15:14–16). «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мат. 23:37).

а) Бог хочет просветить тебя и указать тебе истинный путь.

Но ты можешь сомкнуть очи свои и возлюбить более тьму, нежели свет.

б) Благодать Божья побуждает тебя к совершению добра.

Но ты можешь внимать голосу мира и духа злобы.

в) Голос Божий взывает в твоей совести и побуждает к покаянию.

Но ты можешь заключить слух, сердце и душу.

г) Благодать зовет тебя отказаться от чрезмерной любви к миру.

А ты можешь продолжать пресыщаться мирским.

д) Благодать Божья указывает тебе на мучение ада и награду неба.

Но ты можешь отказаться от небесной награды и стремиться в ад.

ОБРАЗЦЫ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ

Слово в неделю Православия.[402 — Евсевия, арх. Могилевсвого. Спб. 1870. Т. II, стр. 356.]

«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16:13).

Святая Церковь ныне празднует торжество православной веры над врагами ее и тем заповедует всем православным христианам твердо и непоколебимо всегда пребывать в послушании и неизменной преданности православной вере.

Апостольския слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды», внушают нам эту великую обязанностьвсегда нерушимо придерживаться православной веры и, под руководством ее, постепенно все более усовершенствоваться в истинном благочестии и христианских добродетелях, чтобы достигнуть вечной блаженной жизни в обителях небесных. Господь Спаситель Сам научил этой вере и передал ее своей церкви во все времена, и Сам Он показывает нам, как необходима эта вера для нашего спасения, когда говорит: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.» (Иоан. 3:36).

Также Господь учит: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан.5:24). Посылая апостолов на проповедь и заповедуя им проповедовать Евангелие всем народам и крестить всех верующих в Него, Иисус Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Maр. 16:16).

Так, учение Иисуса Христа ясно показывает, что вера для всех необходима. «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6), пишет Апостол. Поэтому без веры невозможно и достигнуть спасения. Только православная или истинная вера показывает людям истинный путь к вечной жизни. A без этой веры человек ходит в тьме неведения, не знает своего последнего назначения и не может найти путь ко спасению. Без этой веры и мы скитались бы на земле, подобно язычникам не зная ни истинного Бога, ни своего назначения к вечной жизни; блуждали бы по распутьям заблуждений и нечестия; жили бы без упования.

Поэтому православная вера нам необходимее всего, — необходимее всякого другого знания, всякого искусства и всякого земного блага, сколько бы полезным и нужным оно ни казалось нам. Апостол Павел говорит: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил. 3:8). Для познания Иисуса Христа или для сохранения веры во Иисуса Христа, говорит апостол, я все почитаю за ничто, всякое другое ведение, всякое достоинство, честь, славу, дружбу, все, что мир любит и высоко ценит.

Для Господа Иисуса, я отказался от всего и все почитаю ничего незначущим, чтобы только приобрести Иисуса, т.е. приблизиться к Иисусу и навсегда соединиться с ним.

Тот же апостол говорил к пресвитерам ефесской церкви: «Вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн