Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

вполне уподобились двум кораблям, захваченным бурей. И носятся они по безбрежному морю по воле капризной стихии, не имея возможности достигнуть тихого пристанища, потому что на одном из них вся власть безусловно находится в руках самозванного капитана, который, называя себя непогрешимым, однако, всегда руководствуется не правилами и законами мореплавания, a капризами своего самовластия, принимая обманчивые призраки за светящиеся маяки; a на другом и совсем нет капитана, и управление кораблем переходит из одних рук в другие, причем каждый из пассажиров воображает себя наилучшим знатоком мореплавания, хотя все они в действительности совершенно незнакомы с этим искусством и от страха потеряли головы. Такие корабли не только не могут достигнуть тихой пристани, но и самое сохранение их от полного крушения есть лишь чудо бесконечной милости Божьей.

Полную противоположность с ними представляет Святая Православная Церковь, которая никогда не отдавалась на волю стихий мира сего. Ее также можно уподобить кораблю, но такому, на котором управление находится в руках не самозванного, мнимо-непогрешимого капитана — папы, или несогласных и соперничающих между собой пассажиров, a в длани начальника нашего спасения, Самого Иисуса Христа, Который неизменно ведет Свой корабль к предназначенной ему цели.

Конечно, и этому кораблю во время его плавания часто приходилось испытывать жестокие бури, когда свирепые волны грозили потопить его; но он, имея во главе себя истинно-непогрешимого божественного Кормчего, всегда преодолевал их, и плывущие на нем всегда имеют возможность надеяться достигнуть тихого пристанища, если только сами от малодушия не побрасаются в кипящую стихию. И в этой испытанной веками надежности корабля православной Церкви, который, не страшась никаких бурь, из века в век продолжает совершать свое великое предназначениеперевозить человеческие души через житейское море к тихому пристанищу вечной жизни, и заключается его несравнимое преимущество пред кораблями инославными, a вместе с тем и постоянное торжество православия, которому одному только, как неизменному хранителю непреложной истины спасения, дано торжествовать победу над всеми заблуждениями человеческого недомыслия и своеволия.

Если, таким образом, и здравый смысл, и исторический опыт доказывают, что только именно корабль Святой Православной Церкви имеет способность перевозить нас через житейское море к жизни вечной, как цели нашего земного существования, то как жалки и безумны те из сынов православной Церкви, которые, получив высшее благо по рождению и крещению принадлежать к ней, в своем греховном ослеплении восстают против своей матери, клевещут на нее, называя ее мертвой и бездеятельной, и находя ее движение слишком медленным, оставляют ее, чтобы самим попытаться скорее достигнуть пристани жизни вечной!

С этой целью они оставляют корабль православной Церкви, на утлой ладье самоизмышленного учения пускаются в бурно волнующуюся стихию и — конечно погибают в ней. Но если жалки эти несчастные жертвы заблуждения, то уже вполне преступны те, кто являются распространителями и учителями лжи! Сами погибая от самомнения своего помраченного разума, восстающего под влиянием плотских страстей против богоустановленного авторитета Церкви, они увлекают за собой и многих других; и если последние действительно достойны более сожаления, чем осуждения, то первые положительно заслуживают строгую кару, и потому-то Святая Церковь, желая предохранить эти жертвы от слепого увлечения заблуждением, грозно карает лжеучителей, подвергая их отлучению или анафеме. В силу этого отлучения, она как бы сама выбрасывает их за борт своего корабля и представляет им вполне убедиться, насколько они способны собственными силами бороться с разъяренной стихией бурно-волнующегося житейского моря. Этот приговор над лжеучителями есть заключительный акт торжества православия, как не только торжествующего победу над заблуждениями, но и производящего свой страшный суд над непокорными врагами истины.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 1-ю Неделю Великого Поста

Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Т. V, 398.

Иннокентий, арх. Херсонский. Сочинения, т. III, 236.

Палладий, еп. Рязанский. Слова и речи. 37.

Феофан, еп. Тамбовский. Слова в Св. Четыред. 132. 138. 144.

Евсевий, архиеп. Могилевский. Сочинения, 331.

Филарет, арх. Черниговский. Слова и беседы. 7. 3, 41–51.

Павел, арх. Кишеневский. Слова и речи. Т. I, 123.

Димитрий, арх. Херсонский, Сочинения, 218.

Никанор, арх. Херсонский. Собрание сочин. т. I, 354–390.

Павел, арх. Казанский. Проповеди. Т. II, 49.

Нордов, прот. Сеятель благочестия. Т. I, 40.

Сергиев, И. прот. Собрание сочинений, т. II, 73–84.

Путятин, Р. прот. Полное собр. поучений. 217–221.

Кудрицкий, свящ. Внебогосл. беседы. 99.

Романов, прот. Полное собр. поучений. 207.

Бухарев, И. Беседы пастыря на воскр. еванг. чт. 171.

Шумов, свящ. Беседы на воскр. апостольск. чтения, 51.

Белоцветов, прот. Круг поучений, 89.

Полисадов, прот. Проповеди. Стр. 241.

Тихвинсхий. Ф. Время зимнего покаяния. 39.

Сеятель.Сборник поучений. 224.

Дьяченко, Ежедневные поучения. Т. I, 588–605.

2-Я НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

I.ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ. Зачало (7) от Марка 2:1–2

1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

Зачало (36) от Иоанна 10:9-16

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения

Содержание первого евангельского чтения то же самое, что и в шестую неделю по Троице (см. VI нед. по Троице). Во втором чтении от Иоанна изображается Иисус Христос, как Добрый Пастырь.

1. Он обладает всеми свойствами доброго пастыря:

а) истинной пастырской мудростью (ст. 11, 12);

б) истинной пастырской заботливостью (ст.12).

2. Он имеет самоотверженную любовь к стаду;

а) не убегает, когда грозит опасность Его стаду;

б) защищает его и печется о нём с пожертвованием собственной жизни (ст. 12, 13).

3. Он находится в теснейшем внутреннем соединении с своими пасомыми;

а) знает их (ст.14) и

б) они знают Его (ст. 14, 15).

4. Его пастырская заботливость простирается на всех:

а) Он хочет, чтобы все принадлежали к Его стаду (ст.16);

б) заботится о том (ст.16) и

в) уверен в успехе своей пастырской заботливости (ст.16).

Частные темы, предлагаемые проповеднику этим евангельским чтением, могут быть следующие:

Cт. 9: без И. Христа и христианства нет спасения.

Ст. 10: о высокой цели, с какой приходил Иисус Христос на землю «чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоанн. 10:10). О том, как мы с своей стороны можем содействовать осуществлению тех целей жизни, для которых приходил Спаситель; или о двояком бессмертии, ожидающем ревностных деятелей для истинного блага человечества.

Ст. 11, 12,13: о случаях, где нам позволительно говорить о себе с похвалой. Каждая добросовестно исполняемая обязанность требует жертв. Почему многие люди так небрежно исполняют обязанности, предполагаемые им по своему предназначению. О позорном имени «наемника» в исполнении ими обязанностей своего предназначения.

Ст. 14: о взаимной любви между пастырем и пасомыми. Как прискорбно, если пасомые не знают своего пастыря.

Ст. 15: Упование на Бога — величайшее утешение для истинных, но непризнанных труженников.

Ст. 16: об овцах, которые не суть от двора сего и которые составляют предмет особенной заботливости истинного пастыря Христова. Когда мы имеем право сказать, что мы составляем единое стадо единого пастыря Иисуса Христа и т. п.

Свойства доброго пастыря и добрых овец

«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (ст.11).

В нынешнем евангелии Иисус Христос сравнивает себя с пастырем, a своих верующих — с овцами.

1. Свойства доброго пастыря.

а) жизнь Мою полагаю за овец.

Иисус Христос, действительно, так и сделал. Он предал себя на заклание от руки тех, которых пришел спасти. Какая любовь с Его стороны, и какой благодарностью обязаны мы Ему!

6) Я знаю Моих.

После Своих кровавых страданий Иисус Христос вознесся на небо, чтобы оттуда руководить своими овцами. Он наблюдает за нами и знает всех нас. Какое утешение для печальных, для оставленных, для невинно гонимых и Какое утешение для немощных, впадающих в грехи и раскаявающихся в своих грехах! Он поможет, Он милостив!

в) Он дает Своим овцам вечную жизнь.

Неверующий, при одном воспоминании о смерти, приходит в ужас. Но христианин с радостью взирает на смерть. Иисус Христос дает вечноблаженную жизнь. В смерти мы ничего не теряем, a напротив много приобретаем. «Ибо для меня жизньХристос, и смертьприобретение.» (Фил.1:21).

2. Свойства добрых овец.

а) Овцы Мои знают Меня.

Чтознают истияные христиане об Иисусе Христе? Его беспредельную любовь к роду человеческому, Его привлекательный пример, Его неограниченное могущество. Они знают высоту Его божественной личности, Его славные дела, великие и непреложные Его обетования. Они знают Его как Учителя, как доброго Пастыря, как Судью и Спасителя.

б) Овцы голос Мой слышат.

Где раздается зов Спасителя, туда христианин устремляет свой слух. Голос Его он слушает охотно, как голос друга, отца. Охотно он внимает Его словам: «блаженны кроткие», «возлюби Господа Бога твоего», «любите врагов ваших», «Никто не может служить двум господам» и т. д.

в) Овцы за Ним идут.

Что пользы, если слышат голос путеводителя, но продолжают идти своим ложным путем? Так и в отношонии к голосу Иисуса Христа. Добрый христианин не только слышит, но и слушается. Он любит Бога более всего. Любит ближнего, как самого себя. Прощает врагам и проч.

Заключение. Будем добрыми овцами! Последуем за Господом и мы сделаемся наследниками Его царствия.

Какие свойства овцы мы, христиане, должны усвоить себе?

«Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (ст.11).

Иисус Христос сравнивает своих последователей с овцами, и мы можем спросить самих себя: овцы ли мы Иисуса Христа и добрые ли овцы? Овца, конечно, есть животное, но она имеет прекрасные свойства. Если мы в высшем, духовном смысле имеем эти свойства, то мы — добрые овцы.

1. Незлобие.

Овца безоружна; она не имеет никакого орудия для защиты: ни рогов, ни копыт, ни острых зубов, ни когтей, ни жала. Ее защитой служит незлобие.

Такого же незлобия требует Спаситель от нас: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мат. 11:29). «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мат. 5:5). Иисус Христос, страшный Бог, по выражению святого Амвросия, сравнивает себя с пастырем, чтобы научить нас быть овцами. Пока мы гневаемся на своего оскорбителя, хулим его и мстим ему, мы не принадлежим к овцам Христовым и к избранным Божьим.

2. Терпение.

Терпение овцы известно.

Она не визжит, не жалуется, не воет, когда ведут ее на заклание. — Священное Писание называет Иисуса Христа агнцем

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн