и говорит о терпении агнца. Так должен быть терпелив и христианин. Не страдания сами по себе ведут на небо, a терпеливое перенесение страданий. «В терпении вашем стяжите души ваши!»
3. Смирение.
Лев, лошадь, павлин и другие животные имеют гордую и надменную поступь. Но не так овца. Она ходит скромно, тихо, спокойно.
Овцы Христовы должны быть также смиренны. «Блаженны нищие духом.» Смирение необходимо для спасения. Врата, ведущие в царствие Божье, тесны, и только малые, т. е. смиренные, могут пройти через них. Напротив, надутое высокомерие не может пройти через них.
4. Потребность в соли.
Между всеми животными овца имеет наибольшую потребность в соли, которую нужно часто доставлять ей, чтобы она хорошо крепла и полнела.
Так и христианин должен иметь потребность в соли, доставляемой Иисусом Христом, т. е. в Его спасительном учении, сохраняющем души от тлетворного влияния мира. Как сидящий во тьме жаждет света и стремится к свету, так христианин должен жаждать истины и научения. Как потерпевший кораблекрушение хватается за спасательную доску, так христианин должен спасаться через покаяние. Как голодный требует хлеба, так христианин — святого причащения.
5. Знание голоса пастыря.
Овцы знают голос своего пастыря и следуют за ним.
Мы должны знать голос нашего пастыря — Иисуса Христа и слушаться его. «Мои знают Меня». Кто от Бога, тот слушает слово Божье.
6. Предостережение от волков.
Овцы бегают от волков; они все вместе пугаются, если только издали увидят волка или другое, похожее на него, животное. Истинные христиане имеют отвращение ко злу, даже к одному виду зла.
7. Полезность.
Овца своим молоком, мясом, шерстью и т. д. доставляет много пользы.
Она имеет две одежды и теплейшую из них дает тому, кто не имеет никакой. И мы должны быть также полезны другим. От благотворения нуждающимся зависит наше вечное блаженство.
Истинные Христиане знают голос своего доброго пастыря, Иисуса Христа
«Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» (ст.14).
Овцы слышат голос своего пастыря и «за ним идут, потому что знают голос его» (ст.4); так и
1. Когда Он предостерегает их от греха.
а) Иисус Христос часто предостерегает нас в своем слове от греха любостяжания. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир», взывает Он (Марк. 8:36)! «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лук. 12:15).
И овцы тотчас слышат голос Его. Они знают, что земные блага составляют только средство, a не цель жизни. Они охотно обходятся без тяги к мирскому накопительству, утешаясь Божественным Промыслом. Слова: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; Отец ваш Небесный питает их» и проч. (Мат. 6:26) глубоко западают в сердце добрых христиан и предостерегают их от излишних забот о земном.
б) Иисус Христос предостерегает от самопревозношения, гордости, тщеславия и суетных стремлений. «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие» (Лук. 17:10). «Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою» (Maр. 10:43). Овцы Его знают, что честь людская лишь скоропреходящая тень, и потому ведут себя со смирением.
в) Иисус Христос предостерегает от плотских похотей и обещает блаженство чистым сердцам. «Блаженны» говорит Он, «чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мат. 5:8). Те, которые принадлежат Ему, слышат этот голос и отвращаются от опасностей нецеломудрия, чувствуют себя счастливыми в своей борьбе и благодарят Господа за Его зов, предостерегающий от греха.
2. Когда Он призывает к покаянию.
Многие, несмотря на предостерегающий голос Иисуса Христа, впадают, однако же, в грех и греховное рабство. Но Иисус Христос не оставляет своих заблудших овец, a зовет обратно на путь правый, и добрые овцы знают глас Его.
а) Он взывает:
Бог милосерд и не хочет смерти грешника. На кресте разодрано рукописание наших беззаконий и удовлетворено правосудие Божье; нужно только принести покаяние.
б) Поступайте, как поступил блудный сын, который сознал свою вину, исповедал свой грех и принят в объятия Отца.
в) В Церкви установлено таинство покаяния, в котором каждый, искренне раскаявающийся в грехах, получает прощение и разрешение от них. «Имже отпустите грехи, отпустятся им!»
Иисус Христос — Пастырь наших душ
«Я есмь пастырь добрый» (ср. 1 Петр. 2:22–25).[404 — Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.]
1. Он руководит нами так, что мы ограждены от всяких заблуждений.
а) До пришествия Спасителя в мир все народы были «как овцы блуждающие (не имея пастыря)» (1 Пет. 2:25).
Люди призябали в величайшем невежестве. Многие из них искали истины и добродетели, но не знали, где их найти. Никто не указывал им пути. Обманываемые своими чувствами, ослепленные наследственными предрассудками и страстями, блуждали они всю жизнь по ложным путям, и никто не предостерегал их от блуждения, никто не направлял их на правый путь.
И кто мог бы решиться быть вождем своих собратьев, когда не находилось ни одного человека, который был бы совершенно чужд всеобщей немощи и прегрешений? В невежестве, страхе и смущении странствовало человечество подобно стаду, не имущему пастыря и подверженному всем опасностям.
б) Один Иисус Христос был и есть пастырь наших душ; потому что Он охраняет и защищает нас от всех ложных путей, ведущих к заблуждению.
«Не было лести в устах Его» (1 Петр. 2:22). Из уст Его исходила одна только чистая, божественная истина. Он пришел с неба, дабы свидетельствовать истину и научить нас истинному Богопознанию и Богопочитанию. Он учил с силой и властью. Его слово озаряло ум, проникало в сердце. Поэтому Он по праву мог сказать: «знаю Моих, и Мои знают Меня.»
в) Он и ныне еще, как всегда, есть Пастырь наших душ, предохраняющий нас от всяких человеческих заблуждений и предрассудков, от суеверия и духовного рабства.
Во все времена противоречили себе те, которые считались мудрецами между людьми. В учении Иисуса Христа нет никакого противоречия. Божественные истины, возвещаемые Им, согласны с разумом. Любовь, смирение, кротость, сила и святое достоинство, с которыми Он говорит, пленяют наш разум и сердце, и убеждают нас в истине Его учения. Кто охотно не последует Его голосу и не вверится Его водительству? Какие бы ни возникали препятствия к достижению указываемой нам Богом цели, мы должны радоваться, что Иисус Христос есть наш путь, истина и жизнь.
2. Он дает нам в то же время мужество и силу к добродетели.
а) Иисус Христос не только учил людей тому, что праведно, благочестиво и согласно с волей Божьей, в чем состоит назначение человека и сущность добродетели, но и исполнял свое учение с величайшим самоотвержением, верностью и постоянством. О нем поистине мог сказать апостол, что Он «не сделал никакого греха» (1 Пет. 2:22), чего нельзя сказать ни о ком из людей. Во всей своей жизни и поступках Он является нам образцом чистейшей и совершеннейшей добродетели, чуждой всякого пятна. Этой добродетели Он пребыл верен при всех искушениях, гонениях и страданиях. Он был послушлив Богу до смерти, возлюбил людей до конца, и будучи «злословим» своими врагами, «не злословил взаимно; страдая, не угрожал» Он «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:23–24).
б) Если мы теперь чувствуем себя слишком слабыми для исполнения дел благочестия и опасаемся, что, по немощам нашим, мы не в состоянии достигнуть нашего назначения: то пример Иисуса Христа показывает нам, что мы можем достигать совершенной добродетели, приносить всякую жертву для добра, любить Бога более всего и ближнего, как самих себя.
Если сознание нашей вины и угрожающего нам праведного наказания тревожит нас и повергает нас в уныние: то Он обещает нам взять на Себя грехи наши, дать нам благодать Божью и отпущение грехов, если мы, побуждаемые Его учением и примером, «избавившись от грехов, жили для правды» (1 Пет. 2:24).
Слушая, как Он призывает нас к покаянию и приглашает взять на себя Его иго, дабы обрести покой душам нашим; взирая на Него, как на нашего Пастыря, Который предшествует нам в подвигах самоотвержения, смирения и благочестия, мы чувствуем в себе мужество и силу к достижению, по Его следам, нравственного совершенства.
3. Он дарует нам также мир и блаженство.
а) Все мы призваны нести общечеловеческий жребий.
Неисчислимы бедстия и страдания, с которыми мы должны бороться. Если самые великие праведники терпели скорби, то можем ли мы без испытаний и страданий достигать цели?
б) Но мы не будем предаваться отчаянью в бедствиях, когда Иисус Христос, наш Пастырь, предшествует нам на пути страданий и ведет нас к миру и блаженству.
Если в борьбе с горькой участью колеблется наша вера в Божественный Промысел, если в бурях жизни исчезает покой из нашего сердца, то будем взирать на нашего Пастыря, Который с величайшим терпением и преданностью воле Божьей переносил всякие страдания и умер на кресте. Будем тогда внимать Его словам, полным утешения: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Иоан. 14:27)!
в) Если даже наши страдания заслужены, если наша совесть уязвлена грехами и мы не дерзаем возноситься с сокрушенным сердцем к престолу святого и правосудного Бога, то и тогда Он утешает нас тем, что Он взял на Себя грехи наши и примирил с Богом.
Как верный пастырь предает жизнь за свое стадо, так Иисус Христос умер за нас, дабы мы в Нем и посредством Его обрели мир и покой. Страх смерти Он превратил в надежду вечной и блаженной жизни у Бога, к Которому Он отошел, чтобы приготовить место нам.
Будем верно и постоянно следовать за нашим добрым Пастырем по пути к истине и добродетели, и Он приведет нас к Богу и блаженному бессмертию (Псал. 22 и сл.).
Разум, озаренный Христианством, должен быть нашим добрым пастырем
Спаситель называет себя добрым пастырем, и Он поистине, есть добрый пастырь. Он знает своих овец, ведет их на злачные пажити и полагает за них душу Свою.
Добрыми пастырями должны быть священники, о которых сказано: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17). Добрыми пастырями должны быть родители, учителя, домовладельцы и все, облечённые какой-либо властью и должностью. Особенно же добрым пастырем должен быть наш, озаренный Христианством, разум. Он