Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

имеет великую и трудную задачу.

1. В отношении к пожеланиям плоти.

Плоть с своими похотями составляет, поистине, тяжкое бремя. Разум никогда не в состоянии иметь достаточно бдительности над ней. Если не бодрствуют над своею плотью и не приводят ее в подчиненное положение, то она становится более и более разнузданной, непокорной и, мало по малу, разум должен совершенно замолчать перед ней.

К чему же плоть наиболее склонна?

а) К ленности.

Кто не чувствует в себе иной раз неохоты к труду? Не желали бы очень многие провести всю жизнь свою в праздности? Значит следует разуму внушать телу, чтобы оно предавалось более напряженной и более согласной с долгом деятельности. Пусть он говорит: «ленивец недоволен собой, другие также недовольны им; он не имеет никакой радости и никакого мира. Не праздность ли мать всех пороков? Должны ли чужие руки постоянно кормить тебя?»

б) К неумеренности, обжорству и пьянству.

Если наша похоть ведет нас к этим порокам, пусть разум говорит: «неумеренность расслабляет дух и тело, и делает человека неспособным ко всем высшим занятиям, требуемым христианством. Она приносит неудовольствие и нездоровье. Она есть злоупотребление прекрасными дарами Божьими, например, вином и т. д. Она ведет к бесчестию и презрению, к домашним раздорам и нищете, возбуждает дурные страсти и порождает ссоры и вражду.»

в) К нецеломудрию.

Если приходят дурные мысли и пожелания, разум должен говорить: «брось их, отгони их, борись с ними, иначе твоя наградабеспокойство, болезнь, нерасположение к молитве и богослужению. Чем дольше ты медлишь, тем более становишься рабом и тем менее делаешься господином. Твоя похоть, незаконно удовлетворяемая, причиняет тебе угрызение совести, недовольство, а, быть может, позор и несчастье. Не говори, что ты иначе не мог поступить, что ты должен был совершить этот грех. Если бы все так рассуждали и поступали, то с каким домом сравнился бы тогда весь мир?»

2. В отношении к органам чувств.

Озаренный христианством, разум должен иметь строгий пастырский надзор за органами чувств, иначе они направляются на запретные пажити, которые причиняют душе большой вред. Какие по преимуществу чувства должны быть управляемы разумом?

а) Чувство зрения.

Глаза охотно ищут вредных пастбищ. Они с удовольствием смотрят то на соблазн, то на золото и имущество, то на счастье ближнего. Если разум не проявляет своего господства, не руководит и не управляет зрением, то в сердце возгорается нечистый огонь, зарождается зависть, следуют дурные поступки.

б) Чувство слуха.

Как много зла проникает в душу посредством слуха, если разум не бодрствует над ним и не ограждает его? Клевета, возмутительные речи, богохульство, ласкательство, насмешки над святыней опустошают сердце. Поэтому говорится: «огради владение твое» (приобретаемое посредством слуха) «терновником» (Сир. 28:27). Что это значит?

в) Язык.

«Языкнебольшой член, но много делает» (Иак. 3:5). Он никогда не должен выходить из подчинения разуму. Что это значит? Как над камнем, брошенным рукой, мы не имеем уже власти, так и над каждым неразумным словом, слетевшим с наших уст. Поэтому сказано: «и для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих — дверь и запор» (Сир. 28:29). Сколь многие делаются несчастными через грехи языка? «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак. 3:2).

3. В отношении к внутренним предпочтениям нашего духа.

В нас проявляются различные внутренние предпочтения. Сами по себе они ни хороши, ни плохи. Руководимые разумом, они становятся хорошими, a без его руководства — плохими. Здесь разум особенно должен вступить в свои пастырские права. Какие же это предпочтения?

а) Желание иметь себе какое-либо положение и цену между людьми.

Если ты ищешь себе более высокого положения, то ты погрешаешь в раболепстве и низкопоклонстве, a это неразумно. Если ты желаешь иметь себе более цены, чем ты заслуживаешь по своему внутреннему достоинству, по своим заслугам и способностям, то это было бы несносной, неразумной гордостью.

Твое желание должно быть управляемо разумом.

б) Любовь.

Если ты любишь земные блага, земные удовольствия, любишь людей более Бога, то это неразумно; потому что Бог есть наш лучший отец и высочайшее благо. Если ты причиняешь зло ближним, завидуешь счастливым, радуешься чужому несчастью, если не можешь прощать, то это неразумно. Тогда ты сам себе доставляешь огорчения, лишаешь себя благороднейших радостей и грешишь против всеобщего правила: «не делай другим того, чего не желаешь себе

Разум таким, образом, должен управлять любовью.

в) Ненависть.

Иисус Христос ненавидел совершенной ненавистью только грех, лицемерие и злобу, но не грешника. Если разум не управляет нами, то мы становимся ненавистниками наших погрешающих собратьев, особенно тех, которые неприятны нашей чувствительности, мешают нашему самолюбию и корыстолюбию.

г) Радость.

Радуйся истинному благу, распространению веры, процветанию церкви и т. д. Радуйся своему разнообразному счастью. Но радуйся не чрезмерно; излишняя радость стоила многим жизни. Твоя радость да будет разумна!

д) Печаль.

Спаситель скорбел о греховности людей и о бедствиях. Это должны делать и мы. Но наша скорбь должна быть разумна, умеренна и непродолжительна. Утешение христианина: «Бог все устраивает к нашему благу.»

е) С т ρ a х.

Страшись только греха! Кто стоит твердо, пусть бережется, чтобы не пасть. Но не бойся чрезмерно, когда угрожает война, голод или болезнь и т. п. Бог поможет!

ж) Ревность о деле.

Ревнуй только о добре и против зла, как ревновал Господь, очищая храм от торжников. Но твоя ревность не должна доходить до гнева. В гневе человек не помнит, что делает и совершает много зла. Пусть разум управляет твоей ревностью!

Заключение. Кто станет отрицать, что разум имеет весьма важное пастырское значение для нас? И если бы люди подчинялись его руководству, то не совершали бы многих глупостей.

Опасные для стада Христова волки и наемники

«Наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их» (ст.12).

В дни Великой Четыредесятницы Святая Церковь проповедует покаяние и призывает к покаянию. Многие уже примирились с Богом в таинстве покаяния и соединились с Ним в таинстве Причащения. Общество верующих во многих своих членах опять сделалось стадом Христовым, чистым благочестивым и святым. О если бы оно навсегда таким осталось!

Но есть опасности для стада. Эти опасности приходят от волков и наемников.

1. Опасные волки.

а) Те, которые нападают на Православную веру и Церковь в своих писаниях.

Люди, отпавшие от Бога и церкви, глумятся над священниками и совершаемым ими богослужением, над исповедью и постом, над церковными обрядами и обычаями и т. д. Они разрушают веру в читателях их произведений; a если вера падает, то вместе с ней исчезает и всякое истинное благо. Может ли дерево продолжить свою жиизнь, когда корень его подточен?

Не читайте таких сочинений, не слушайте таких речей: они исходят от самых хищных и опасных волков!

б) Те, которые соблазняют на грех.

Греховный человек не может выносить, если другие добры, и делает их злыми, соблазняет на зло. Часто не могут совершать греха одни, и соблазняют к тому других. Часто нуждаются в сообщниках, пособниках, утайщиках, и стараются их приобрести и совратить. Соблазнители прежде всего похищают веру и говорят: «то или другое вовсе не грех.» Почему честные прежде девицы сделались теперь бесчестными? Почему некогда послушная и скромная прислуга сделалась теперь наглой и бесстыдной? На них отразилось пагубное влияние соблазнителей!

в) Те, которые удерживают от добра.

Люди делаются плохими не только потому, что их соблазняют на зло, но и потому, что их удерживают от добра. Жена и дочь хотят к исповеди, — муж или отец противятся этому. Юноша стремится из общества домой, в храм, — товарищи удерживают его. Благотворитель хочет оказать добро, — ему говорят, что благодетельствуемые им — подозрительные люди, недостойные личности и т. д.

Овца никогда не общается с волками. Так и христианин должен избегать всех тех, которые издеваются над религией, соблазняют на грех, — этих волков, расхищающих и разгоняющих стадо Христово.

2. Опасные наемники.

а) Родители и воспитатели.

Там, где они строго исполняют свою обязанность и имеют бдительный надзор, там волку не легко проникнуть в малое стадо семьи. Дурные сочинения в доме и в руках детей не терпятся. Дети удерживаются от худых сообществ. Дурная прислуга изгоняется. Но как часто бывает наоборот! Дети растут, как грибы, без надзора и воспитания, или, еще хуже, от самих родителей и воспитателей учатся всему дурному.

б) Домовладельцы и господа.

В наше время часто слышится мнение: «домохозяин платит прислуге за работу содержанием и жалованьем, и затем от всех дальнейших обязанностей к своим домочадцам он свободен. Слуги и работники должны сами позаботиться о спасении своей души.» Это, конечно, удобно, но неизвинительно в глазах Божьих. Господа имеют обязанности родителей и от них потребуется некогда отчет о душах им подчиненных.

в) Всякого рода должностные лица,

которые собирают с своих подчиненных «только пух и шерсть», но не исполняют своих обязанностей по долгу и совести; напротив, обижают невинных, не преследуют виновных и т. д.

Сколько поучительного для нас заключается в том, что Иисус Христос называет себя добрым пастырем!

«Я есмь пастырь добрый» (ст.12–14).

1. Как добрый пастырь питает и поит свое стадо, так Иисус Христос доставляет нам пищу и питье в духовно-нравственном смысле.

Заботливый пастух стад в знойных, восточных странах, постоянно озабочен поиском таких мест, которые доставляли бы обильные пастбища, с богатыми ручьями и источниками, для утоления голода и жажды вверенных ему овец. Ясные доказательства такой заботливости мы находим в Ветхом Завете, если перенесемся к тем временам, когда потомки Авраама составляли еще пастушеское сословие. Чем был в те дни верный пастырь для своих стад, тем становится для нас теперь Иисус Христос в духовно-нравственном смысле.

Не успокаивает ли и не обогащает ли Его учение нашего разума великими истинами о Боге, о божественном промышлении, о нашем назначении к мудрости и добродетели, о нашем блаженном бессмертии? Не заключает ли оно в себе могущественного влияния на направление и исправление нашей жизни? Не доставляет ли оно нам великого утешения в неизбежных земных скорбях и бедствиях и т. д.?

2. Как добрый пастырь защищает свое стадо, так Иисус Христос защищает нас от величайших опасностей в жизни, угрожающих нашей нравственности и добродетели.

Бдительность, охрана, защита особенно свойственны пастухам на востоке, потому что в малонаселенных странах, где они водили свои стада, они вынуждены были бороться с опасными хищными животными. Такую же защиту доставляет нам и Христос, особенно в опасностях, угрожающих нашей добродетели. Они возникают, частью от соблазна других, частью от испытующих ударов судьбы, где колеблется наша вера и честь.

3. Как добрый пастырь идет впереди стада, показывая ему путь, так Иисус Христос всегда предшествует нам Своим примером на пути долга и добродетели.

Пастух в восточных странах не мог постоянно оставаться на одном и том же пастбище со стадом; он должен был часто переменять места, проходить через дикие, необитаемые пустыни, чтобы найти новые, зеленеющие луга и долины. При таких переходах он должен был находиться

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн