Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

во главе своих стад, должен был давать им знаки своим голосом и другими способами — обстоятельство, на которое ясно указывает Иисус Христос в дневном евангелии. Не то же ли самое делает для нас и Спаситель в духовно-нравственном смысле? Можем ли мы указать хотя одну истину, хотя одно нравственное требование или долг, которых не объяснил бы нам Иисус Христос своим примером? Не имеем ли мы в Нем постоянного образца на нашем пути к долгу и добродетели?

Можем ли мы когда-либо и в чем-либо заблуждаться, если неуклонно следуем этому Вождю во всех своих стремлениях к мудрости и блаженству?

4. Наконец, как добрый пастырь полагает жизнь свою за овец, так и мы должны быть готовы к самопожертвованиям, в нашем звании.

Пастух в восточных странах должен был часто, ради своего стада, бороться с опасностями жизни. Он должен был опасаться не только набегов враждебных соседних племен, но и нападений страшных хищных животных, и борьбу с ними вынужден был вести не на жизнь, а на смерть. Если бы он, гонимый страхом, убежал, тогда его стадо сделалось бы добычей грабежа и расхищения. И это обстоятельство ясно указывается в нынешнем евангелии. Что добрый пастырь для стада, то для нас Иисус Христос. Он не только подвергался опасностям страданий за своих овец, но и претерпел самые тяжкие страдания и смерть.

Благо нам, если мы, подражая нашему пастыреначальнику, не отказываемся от жертв, каких требует от нас христианский долг и обязанности.

Я есмь пастырь добрый

В этих словах Спасителя слышится:

1. Голос побуждения.

Он хочет побудить нас, чтобы мы внимательно слушали Его голос, как овцы слушают пастыря, и охотно следовали за Ним.

2. Голос предостережения.

Он хочет этим предостеречь нас, чтобы мы не оставляли Его и Его стада и не доверялись никаким ложным вождям.

3. Голос утешения. Он хочет нас утешить, чтобы мы не отчаивались, при виде нападений на Его Церковь, или когда сами подвергаемся нуждам и опасностям.

Овцы от двора Христова

1. Любовь — их закон, по которому они поступают.

2. Вечность — их правило, с которым они сообразуются.

3. Добродетель — их путь, которым они идут.

4. Небо — их цель, к которой они стремятся.

5. Спаситель — их Вождь, за которым они следуют.

6. Бог — их царь и владыка, которому они служат.

Наемник в своем деле (ст.13)

Наблюдайте за ним и вы найдете, что:

1. Цели своего дела он не знает.

2. Обязанностей своего дела не исполняет.

3. Награды в своем деле не заслуживает.

4. Радостями своего дела не наслаждается.

Нравственные качества наемников

1. Они трудятся только для себя, но не для других.

2. Только ради выгоды, но не ради совести.

3. Только для земли, но не для неба.

И будет одно стадо и один Пастырь (ст.16)

Это:

1. Обетование Господа, которое еще не исполнилось.

2. Желание любви, которое мы все разделяем в сердце.

3. Цель будущего, к которой мы хотя бы медленно, но верно движемся.

II. АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ. Зачало (304) к Евреям 1:10-2:3

10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;

11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Зачало (318) к Евреям 7:26-8:2

26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,

27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.

1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах

2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Практический очерк содержания рядового чтения

В первом апостольском чтении, положенном во вторую неделю Великого Поста, изображается Иисус Христос, как истинный Бог. В доказательство этой истины апостол Павел указывает христианам на ветхозаветные пророчества, свидетельствующие об Иисусе Христе, как о Творце неба и земли, седящем одесную Бога Отца и единосущном с Ним. «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело Твоих рук», говорил еще Давид об Иисусе Христе, и эти пророческие слова приводит теперь апостол Павел (ст.10; ср. Псал. 101:26).[405 — В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса — дело Твоих рук;]

Сын Божий, явившийся во плоти, существовал уже изначала, прежде всех веков, прежде всех тварей. «В начале», говорит Моисей, «сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1); но это небо и эта земля созданы не другим кем, a Иисусом Христом, следовательно, Он есть истинный Бог, существовавший прежде начала неба и земли, прежде всех тварей видимых и невидимых, прежде всех времен и веков. Но небо и земля, созданные хотя и давно, некогда подвергнутся изменению и «погибнут, а Ты пребываешь» без изменения. Они некогда обветшают, как риза, и Ты свернешь их, как одежду, Своей божественной силой, вследствие чего они изменяются; но Ты пребываешь всегда тем же самым, нетленным и неизменным. «Ты тот же, и лета Твои не кончатся», (ст.12; ср. Псал. 101:28[406 — но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся.]). Ты безначален и бесконечен.

Доказав, на основании пророческих слов Давида, что Иисус Христос есть Творец неба и земли, истинный Бог, неизменный и вечный, апостол переходит потом к другому доказательству Божественности Спасителя, заимствуемому им также из ветхозаветных пророчеств: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» спрашивает далее апостол словами Давида (ст.13; ср. Псал. 109:1[407 — Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.]).

Между христианами из евреев, которым апостол писал свое послание, были, как видно, такие, которые слова псалмопевца: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» и проч. относили к кому-либо из высших ангелов, окружающих престол Божий.

Опровергая такое мнение, апостол спрашивает: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня?» Если бы это относилось к ангелам, Давид так и сказал бы, но он говорит: «Сказал Господь Господу моему.» Ангел же не Господь, но раб и служитель Божий, как видно из слов того же Павла: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (ст.14).

Сидеть одесную Бога — значит, иметь достоинство, равное с Богом, обладать совершенным единосущием и соучастием во всем, что имеет Бог Отец. Но ангелы лишены таких достоинств и совершенств. Они только служебные духи Божьи, посылаемые Богом для наставления и помощи тем людям, которые по своей вере и добродетели имеют наследовать вечное спасение.

«Посему»— продолжает апостол — «мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (2:1). Бог, Который прежде многократно и многообразно открывал Свою волю отцам нашим чрез пророков, теперь заговорил к нам в Своем Сыне (Евр. 1:1.2),[408 — Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.] и если мы внимали словам ветхозаветных пророков, то не «особенно» ли, не с большим ли усердием должны внимать теперь тому, что слышали от самого Сына Божьего, дабы нам, в противном случае, «не отпасть» и не погибнуть?

Почему же нужно иметь большее внимание к словам Сына, чем к словам пророков? Потому что пророки были рабы, a Сын — Владыка. Пророки говорили образно, a Сын возвестил «самый образ вещей» (Евр. 10:1). Проповедь пророков служила только приготовлением к приходу Христу, a то, чему учил Иисус Христос, дарует нам спасение.

Отсюда понятно, что проповедь евангельскую мы должны слушать с большим вниманием, чем проповедь пророков. «Ибо», продолжает апостол, «если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него» (ст. 2, 3)?

Т. е. если слово, «возвещенное» пророками, которые суть не более, как «ангелы», вестники и рабы Божьи, «в нас утвердилось» и подтверждалось реальными событиями, и если «всякое преступление и непослушание» Божественного повеления, возвещенного устами пророков, «получало праведное воздаяние», то «как мы избежим» наказания за нерадение к спасительному слову Евангелия, которое, быв сначала продоведано самим «Господом», утверждено в нас слышавшими от Него апостолами и евангелистами?

Во втором апостольском чтении этой недели (Евр. 7:26-8:2) изображается Иисус Христос, как вечный Первосвященник, имеющий несравненное превосходство перед всеми ветхозаветными первосвященниками.

Ветхозаветные первосвященники, ходатайствовавшие перед Богом за народ, были сами люди грешные, с врожденной всему роду человеческому склонностью к греху. Напротив, Первосвященник Христос «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» (ст.26).

Ветхозаветные первосвященники, как люди грешные, должны были ежедневно приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа. Напротив, Иисус Христос «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа», «ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (ст.27).

Ветхозаветный закон поставлял первосвященниками людей, имеющих немощи, ныне же «слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» (ст.28). Но главное в том, что мы имеем во Христе «такого Первосвященника», который «воссел одесную престола величия на небесах» и который есть «священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (8:1–2).

Частные темы для церковного собеседования могут быть следующие:

Бог неизменен

«Ты тот же, и лета Твои не кончатся»

(Евр. 1:12).

Одно из существенных свойств Божьих есть его неизменяемость. Небо и земля, говорит апостол, «погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.» (ст.11, 12).

Таким образом —

1. Объясним эту истину.

а) Изменяемым называется то, что не остается тем же, не сохраняет своих свойств и качеств, a принимает другие.

Таково все земное и человеческое. Оно непостоянно и изменчиво, делается совершеннее или несовершеннее, и подвергается постоянной перемене. Даже наши познания и убеждения, наши желания и стремления не остаются одними и теми же, a должны изменяться; потому что иначе мы не делались бы лучше и совершеннее, никогда не достигали бы предназначенной нам от Бога цели.

Но y Бога нет никакого изменения, ни в отношении Его существа, ни в отношении Его воли. Свойства, которыми Он обладал прежде

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн