Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

кровлю восточного дома и через проделанное таким образом отверстие опустили расслабленного к ногам Спасителя. Это был подвиг, обнаруживавший необычайное дерзновение веры, и Спаситель Христос, любвеобильно взглянув на лежавшее перед Ним тело живого мертвеца, всем своим существом умолявшего о милосердии, с нежной лаской сказал ему: «Дерзай, чадо!»[428 — В евангелии Марка просто значится «Чадо!» но в еванг. Матфея 9:2, Христос говорит: «дерзай, чадо!»— как бы желая ободрить очевидно совершенно растерявшегося юношу, испугавшегося своей собственной смелости, с которой он вторгся в присутствие к Иисусу Христу.]

В присутствии Божественного Серцеведца юноша, забыв о своем телесном недуге, помышлял только уже о своем духовном недуге, о тех прегрешениях, которыми запятнана была его душа и которые и привели его к теперешнему жалкому состоянию. Если уже под тяжким ударом судьбы, на одре страшной болезни он имел время поразмыслить об истинном назначении человека и произнесть надлежащий суд над своею прежней греховной жизнью, то теперь, в присутствии безгрешного Богочеловека, он еще более постиг всю омерзительность греха и все величие нравственной чистоты, и на эти немые, но благочестивые мысли и чувствования и получен им был бесконечно-милосердный ответ: «прощаются тебе грехи твои.»

Если легко и приятно чувствует себя человек, с плеч которого сваливается тяжелая ноша, то тем еще отраднее должен был почувствовать тот, с души которого свалилось тяготевшее на ней бремя грехов. Несчастный расслабленный, дотоле терзавшийся сознанием своей греховности, теперь был в состоянии полной невинности и с чувством невыразимой сладости в душе внимал словом Богочеловека. Для него теперь не существовало ничего больше, не существовало и сознания своего телесного недуга, и было лишь желание навсегда внимать этим бесконечно-мудрым и сладостным словам, которые лились спасительным потоком из уст Божественного Учителя, Который, как он чувствовал своей богопросвещенной душой, не простой человек, a воплотившийся Бог.

Не так чувствовали себя присутствовавшие при этом книжники, которые, с ехидным любопытством следя за учением и действиями назаретского Учителя, уже искали случаев обвинить Его в нарушении отеческих преданий или верований. Услышав изречение Господа, произнесшего прощение грехов расслабленному, они хотя и не посмели высказать своего недоумения открыто, но в их сердце шевельнулась мысль, что это богохульство, потому что «кто может прощать грехи, кроме одного Бога?»

Рассуждение их с одной стороны было правильно, потому что, действительно, один только Бог может прощать грехи; но они не хотели доводить этого рассуждения до конца, опасаясь, что это приведет их к нежелательному для них выводу. A между тем стоило только им сопоставить различные факты из жизни и деятельности Иисуса Христа — всем известные совершенные Им чудеса и дивную властность слова, возрождавшего людей, с этим заявлением необычайного права, чтобы придти к логическому выводу, что Он «может прощать и грехи», ибо Он есть Бог воплотившийся ради нашего спасения. И это лукавство их мысли не сокрылось от Сердцеведца. Чтобы еще более поразить их, Он немедленно изобличил их тайные помыслы, сказав им: «для чего так помышляете в сердцах ваших?» Для такого истинного израильтянина, каким был Нафанаил и в сердце которого «не было лукавства», достаточно было затронуть его тайные мысли, волновавшие его душу под смоковницей, чтобы он сразу признал в Сердцеведце воистину «Сына Божия.»[429 — Иоан. 1:47–49, из евангельского чтения в первое воскресенье великого поста.]

Но книжники не были, очевидно, такими «истинными израильтянами», и они, исполненные лукавства в сердце своем, не поражены были и этим откровением их тайных помышлений, и поэтому Спаситель благоволил довершить дело своего милосердия к расслабленному видимым чудом Своего всемогущества. Объяснив, что прощать грехи несравненно труднее, чем исцелять телесные немощи, так что если чудесные исцеления тела совершались и пророками, то чудеса исцеления души могут быть совершаемы только Самим Богом.

Но чтобы и они, эти лицемерные и лукавые книжники, убедились, что Сын человеческий действительно имеет власть на земле прощать грехи, Он этот невидимый акт Своего всемогущества подтверждает видимым действием чудотворения. Обратившись к больному, Он с властью сказал: «Тебе говорю: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.» Замечательно, что это те же самые слова, которыми Иисус Христос совершил исцеление расслабленного в Иерусалиме, при купели Вифезда. Tо исцеление, как известно, послужило поводом к великой беседе, в которой Христос раскрыл перед книжниками тайну Своего единосущия с Богом Отцом.

Повторяя те же слова теперь перед книжниками, которые, как можно с верностью предполагать, присутствовали или, по меньшей мере, знали об иерусалимском событии, встревожившем весь книжническо-фарисейский мир,[430 — Ев. Лука в своем повествовании об этом событии прямо говорит, что «сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима» (Лук. 5:17). Это свидетельство вместе с тем служит одним из многих доказательств того, как евангелисты-синоптики, повествуя исключительно о галилейском служении Христа, в то же время не упускают из вида и событий из служения Его в Иудее и в самом Иерусалиме.] Господь желал напомнить им как о самом событии, так и о последовавшей за ним беседе. И повеление немедленно возымело силу. Расслабленный «тотчас встал, и взяв постель, вышел пред всеми, так что все изумились и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Мар.2:12).

Если исцеление расслабленного в Иерусалиме совершилось, можно сказать, негласно, так что о нем узнали уже после, при виде безнадежного больного совершенно бодрым и здоровым, что и давало возможность фарисеям и книжникам сомневаться в чуде, то здесь эта возможность у них была отнята. Чудо совершилось при огромном множестве свидетелей, которые при виде его пришли в необычайное изумление и прославляли Бога.

Нечего и говорить, как чувствовал себя сам бывший расслабленный, когда он бодро нес домой на плечах ту самую постель, на которой незадолго пред тем его как пласт принесли четверо к ногам Спасителя. Все пережитое им было слишком поразительно, чтобы волноваться какими-нибудь другими чувствами, кроме беспредельной благодарности к Богу или Тому, Кто исцелил его от недуга не только телесного, но и духовного. «И пошел он, по выразительному свидетельству святого Луки, в дом свой, славя Бога.»

И сих пор Христос Спаситель продолжает сидеть и благовествовать в «доме», который есть Его Святая Церковь и через которую совершаются спасительные действия на земле — через благодать, право располагать которой Он предоставил Святой Церкви. И всем открыт свободный доступ к Нему и к Его благодатным дарам, но непременным условием усвоения их является вера.

Человек без веры, это — то же, что расслабленный, беспомощно и в отчаянии лежащий на своем одре, или тоже, что закрытый сосуд, в который не может попасть небесная роса, хотя бы она своим изобилием все орошала и оплодотворяла кругом. Вот почему в наш век так многие не чувствуют на себе действия благодати Божьей: они сами закрыли себя для ее, ибо не имеют веры, или даже прямо отвергают ее. В таком случае они подобны расслабленному, который под тяжестью жестокого недуга изнывал и душей и телом в ужасном одиночестве, вдали от Христа, пока великое бедствие, давшее его духу возможность восторжествовать над материей, не возродило в нем веры, — той всепобеждающей веры, которая через все препятствия привела его в непосредственное присутствие Спасителя Христа.

Не будем ждать подобных бедствий, которые являются как последнее грозное предостережение грешникам. Церковь дала нам другие средства для возбуждения веры, и прежде всего пост, как превосходное упражнение для укрепления всей нашей духовной сущности. Будем же пользоваться этим «дивным оружием:» оно укрепит наш дух, возбудит дремлющую веру и даст нам дерзновение приближаться к Спасителю Христу, и Он по Своему бесконечному милосердию не отвергнет нас, a сподобит той же милости, которой удостоился капернаумский юноша. «Ибо в век милость Его.»

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 2-ю Неделю Великого Поста

Филарет, арх. Черниговский. Слова и речи. Ч. 3, 55–63.

Феофан, еп. Тамбовский. Слова в Св. Четыредесят. 151–176.

Евсевий, арх. Могилевский. Сочинения. 340.

Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Т. V, 11.

Палладий, еп. Рязанский. Слова и речи. 43.

Арсений, митр. Киевский, Сочинения, т. II, 18.

Никанор, арх. Херсонский. Собрание сочинений. Т. I, 218.

Павел, арх. Кишиневский. Слова и речи. Т. I, 190.

Путятин, Р. прот. Полное собр. Поучений. 223

Сергиев, И. прот. Собрания сочин. Τ. II, 84-106.

Бухарев, И. Беседы пастыря на еванг. свят. литург. чт. 175

Романов, прот. Полное собр. поучений 211–216.

Сеятель. Сборник поучений. 215.

Дьяченко. Ежедневные поучения. Т. I, 606–616.

Нордов, прот. Сеятель благочестия. Т. I, 47.

3-Я НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

I. ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ. Зачало (37) от Марка 8:34-9:1

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения

В третью неделю Великого Поста, называемую иначе Крестопоклонною, потому что в это время предлагается верующим для поклонения животворящий крест Господень, как могущественное средство к утешению и ободрению их среди подвигов покаяния и поста, Святая Церковь словами самого Спасителя призывает христиан к крестоношению и самоотвержению, и изображает свойства истинного последователя Христова.

Кто хочет быть истинным последователем Христовым, тот должен:

1. Отвергнуться себя (ст.34).

Жить не по своей воле, a по воле Божьей и поступать во всем так, как повелевает Бог. Порочные мысли и чувства, дурные, хотя бы и выгодные для нашей плоти и крови, дела и поступки, плохие привычки и наклонности, беспечность и недобросовестность в исполнении обязанностей нашего призвания — все это должно быть отвергнуто, как нечистое и греховное в очах Божьих.

2. Взять крест свой.

Бог, разделив наш жребий и обязанности, сообразно с высшими целями, возложил на каждого из нас свой крест, который, хотя и различен для каждого, однако для всех и одинаков в том отношении, что нужно его взять и нести. Этот крест состоит не в общих человеческих бедствиях, постигающих нас за грех, вследствие проклятия, тяготеющего над всей природой, но во всяком страдании, поражающем нас или добровольно претерпеваемом нами ради Господа. Таковы, например, потеря чести и земного имущества, если наше христианское звание того требует, оставление

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн