Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

самых дорогих для сердца привязанностей, если они препятствуют нашей всецелой преданности Иисусу Христу и т. п. Кто отказывается от своего креста или приемлет его с ропотом и негодованием, тот отказывается от Христа и христианства, потому что достойный последователь Христов должен «взять крест свой» и потом

3. Следовать за Господом (ст.34).

Впереди идет сам Иисус Христос с победным знаменем, a за Ним «грядут» все те, которые в мудрости мирской не находят никакого утешения и в земных благах — никакого удовлетворения, но с сердцем сокрушенным и смиренным ищут высшей мудрости, небесных сокровищ. Возникают ли какие-либо сомнения в вере, поражают ли болезни и бедствия, смущают ли соблазны и искушения, истинные последователи Христовы неуклонно «грядут» за своим Господом, и никто из них не спрашивает: куда Он идет или куда ведет; ибо они уверены, что с ними идет Он сам и непременно приведет их к блаженной цели, хотя бы они шли «долиной смертной тени» (Пс.22:4). Поэтому, они охотно следуют за Господом путем крестным, который хотя и узок и тернист, однако же, приводит к «той славе, которая откроется в нас» (Рим. 8:17–18).[431 — А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.]

Напротив, без самоотвержения, крестоношения и последования за Господом нельзя достигать истинной жизни и быть достойным последователем Христовым, потому что: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее» (ст.35). Человек, живущий по своей воле и в свое удовольствие, отказывающийся от тяжести самоотвержения и крестоношения, от всяких стеснений плоти и духа, воображет, что он наслаждается истинной жизнью, «спасает» свою душу, «бережет» ее от изнурительных подвигов, требуемых евангелием.

Но на самом деле выходит иначе. Кто таким образом бережет свою душу, тот «губит» ее и временно, и вечно. Ибо что за жизнь человека уже здесь на земле, если он живет в похотях плоти своей? Где его душевный мир, где спокойствие совести? О небе ему нечего и помышлять: для неба он совершенно погубил душу свою. Между тем, «ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее», сбережет ее для жизни настоящей, и будущей.

Предположим даже, что человек, отказывающийся от самоотвержения и последования за Господом, обладает сокровищами всего мира, наслаждается всевозможными удовольствиями земными: но что пользы от того для души? «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (ст.36). Все блага мира сего останутся здесь на земле, a душа с своими делами перейдет в вечность и предстанет на суд Божий. И если она будет осуждена на вечные мучения: то «какой выкуп даст человек за душу свою?» (ст.37). Какими сокровищами земными искупит ее от вечной погибели?

Нередко также случается, что люди отказываются от креста и последования за Господом из угождения миру, недостойной трусости, ложного стыда, чтобы не быть осмеянными за свое благочестие и не получить презрительного в глазах греховного мира имени «набожного человека.» Указывая и на это препятствие последователей евангелия, Иисус Христос выразительно говорит: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (ст.38).

Понятно еще, если человек, из ничтожества достигший почестей, стыдится своих бедных и незнатных родителей; но как понять, если иной христианин стыдится быть чадом Божьим и истинным слугой Христовым, и перед кем же стыдится? — перед родом сим «прелюбодейным и грепшым!» Что он находит в таком Отце и в таком Господине, за что можно было бы их стыдиться?

Но Бог поругаем не бывает: «Сын человеческий» также «постыдится» такого человека, «когда приидет в славе Отца Своего», окруженный сонмом ангелов. Срашные слова — и они исполнятся!

Преподав народу, вместе с учениками, наставление о свойствах истинных своих последователей, Иисус Христос в заключение сказал: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (9:1), т. е. не смущайтесь тем, что Я сказал о будущем пришествии Моем во славе Отца Моего, и не сомневайтесь в том. Некоторый образ божественной славы своей Я явлю еще здесь на земле — в Моем славном преображении, и некоторые из стоящих здесь моих апостолов увидят эту славу, свидетельствующую о Моей божественной силе.

Важнейшие темы, почерпаемые проповедником из дневнего евангелия, могут быть следующие:

Ст. 34 — без самоотвержения и крестоношения невозможно быть истинным христианином — истинные христиане самотверженно несут крест свой и следуют за Господом. Что значит нести самоотверженно? — (желать того, чего Бог хочет, делать так, как Бог хочет, делать потому, что Бог хочет).

Ст. 35 — толкование слов: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»

Ст. 36, 37 — о высоком достоинстве души человеческой. Богатства всего мира не спасут душу и не искупят ее от вечной погибели.

Ст. 38 — кто стыдится Христа и евангелия, тот обнаруживает недостойную трусость, жалкое и опасное ослепление. Стыдиться Христа не редкость между нынешними христианами и т. п.

В чем состоит самоотвержение, которого требует Иисус Христос от своих последователей?

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.» (ст.34).

Слышите ли, что Спаситель говорит нам с этого креста, предлагаемого ныне для поклонения? Он и нам завещает крест, — крест самоотвержения, как единый истинный путь, которым христианин может следовать за Господом. Завещание трудное, но необходимое для спасения, по закону правды Божьей. Ибо тот и не получает венца, кто не сражается. Тех только Христос и называет своими учениками, которые подобно Ему, отвергаются себя и несут крест свой. «И кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Лук. 14:27).

1. Самоотвержение состоит в отвержении греховного самолюбия.

Этого всеобщий человеческий порок, проникающий во все наши мысли и поступки, растлевающий все наши добродетели и извращающий назначение самого нашего бытия.

Человек создан для реализации своих способностей на пользу других, a самолюбие стремится пользу других обратить в собственную.

Человек создан для стремлений к будущему, вечному и божественному, a самолюбие приковывает его к настоящему, временному и суетному.

Человек создан для жизни духовной, a самолюбие занимает его чрезмерной заботой о земном.

Вот этого то врага и должен отказаться всякий христианин — врага и Богу, и ближним, и нашей душе

Вы поставлены начальником над подчиненными: начальствуйте во благо им, a не себе одному. Вы судья над подсудимыми: оправдывайте невинных, a не мздоимствуйте от них. Вы получили от Бога изобилие во всем: насыщайте алчущих, одевайте нищих, приютите странных, a не лишайте хлеба неимущих, одежды нагих, покрова бесприютных (1 Кор. 10:24).[432 — Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.]

Когда прельщают вас временные блага, старайтесь обращать внимание свое к благам вечным. Когда охватит вас греховный посыл, «противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:23), то «почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:11). Вот какое самоотвержение завещает нам ныне Спаситель со своего креста.

2. Самоотвержение — дело трудное.

Оно сопряженно с великими внутренними и внешними страданиями. Сам Спаситель называет подвиг самоотвержения крестом, т. е. таким болезненным страданием, как бы это было пригвождение к кресту.

Апостол Павел сравнивает самоотвержение с распятием: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Поэтому без подвига, без великого внутреннего терпения, невозможно самоотвержение.

A сколько еще, сверх этого, нужно терпеть поношений и огорчений со стороны! «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12)

Даже само внешнее благочестие христиан вооружает нечестивых против них. их

Справедливость христиан изощряет против них меч неправедных.

Трудолюбие христиан укоряет нерадивых.

Люди властолюбивые назовут отвергшихся самолюбия начальников слабыми и неумеющими пользоваться своей властью. Люди корыстолюбивые назовут бескорыстных глупцами, незнающими своей пользы. Люди сластолюбивые посмеются над постящимися за их воздержание.

Сами домашние, быть может, обвинят их беспристрастие к земным стяжаниям, как нерадение о своем хозяйстве (Мат. 10:36).[433 — И враги человеку — домашние его.]

Вот крест, который Христос заповедует всем поднять на себя!

3. Ободрение к самоотвержению.

Оно заключается в том, что отвергающийся себя идет по стопам Господа: «следуй за Мною.»

Если Спаситель пострадал за нас, то неужели мы откажемся от страданий для Него? Если Он не отрекся за нас от болезней смертных, то мы ли не пойдем Ему во след, по пути временных скорбей, взирая на Него, как на «Начальника веры и Совершителя, иже вместо предлежащия Бму радости претерпе крест» (Евр. 12:2)?[434 — взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.]

«Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21).

Впрочем, как бы ни был труден путь, которым надлежит нам идти в след Господа, мы должны всегда ободряться мыслью, что «Бог … не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13).

Искушен был Иосиф и поставлен первым после Фараона в Египте; искушен был Иов и награжден более прежнего.

Но не одна земная награда посылается несущим крест Христов, «где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан. 12:26). Эта небесная и вечная честь более всего должна ободрять нас на пути самоотвержения и креста. «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17).

Самоотвержения, крестоношения и последования за Ним — вот чего требует Иисус Христос от всех, желающих быть Его последователями

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (ст.34).

1. Истинный последователь Христов должен отвергнуться себя.

Без некоторого самоотвержения невозможно следовать и за земным учителем, чтобы научиться земной мудрости. Ученик, если желает быть достойным учеником, должен ввериться руководству своего учителя, жертвовать для него своим временем, подчинить ему свой разум и волю, хотя бы он хотел и думать и делать не то, что угодно учителю; должен, одним словом, отвергнуться себя ради своего учителя и учения, и только тогда будет достойным учеником.

Тем более без самоотвержения нельзя быть достойным последователем Иисуса Христа и научиться небесной мудрости. Истинный ученик Христов должен всецело предаться своему божественному Учителю и Господу.

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн