Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

приидет Сын Человеческий. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.]

Не говори, что это слишком трудно. Молись (Иоан. 13:23).[473 — Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.]

Два необходимых свойства крестоносца, желающего быть последователем Христовым

«И возьми крест свой, и следуй за Мною.»

Истинно, что в мире много страданий, символизируемых образом креста, и что христианин не может обойтись без них (Лук. 14:27;[474 — и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.] Деян. 14:22[475 — утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.]). Но несомненно также и то, что не всякий, несущий крест, есть христианский крестоносец. Страдания не составляют еще признака истинного христианина, потому что нечестивые также много мучаются (Псал. 31:10).[476 — Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.] Различие в том, страдает ли кто как человек, или как христианин (1 Пет. 4:16).[477 — а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.] Все зависит от того, почему и как страдают.

1. Он должен страдать ради Христа.

Страдания ради Христа касаются:

а) Исповедания истины о Христе и его учения.

В мире истина подвергается ненависти, частью от его слепоты (Деян. 3:12),[478 — Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?] частью от его злобы (Гал. 3:1).[479 — О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?]

б) Истинного благочестия.

Если не сообразуются с духом мира (Быт. 49:6),[480 — в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца;] отказываются от всяких его приманок, живут честно, богобоязненно, стараются иметь непорочную совесть. Таких людей мир не может переносить (Иоан. 15:19).[481 — Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.]

в) В чем состоят эти страдания?

Испытывают великие внутренние огорчения, борьбу со своим собственным сердцем. К этому присоединяются внешние страдания (Евр. 11:36–38).[482 — другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.] Крест становится неизбежным (Деян. 9:16;[483 — И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.] 2 Тим. 3:12[484 — Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.]). С первого же шага по стопам Господа начинают восходить на Голгофу.

2. Он должен страдать так, как страдал Христос.

а) Невинно как Христос (1 Пет. 4:15).[485 — Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;]

Не каждое страдание ради веры невинно. Тот крест не годится, который сами себе устроили, сами себя без нужды подвергли опасности и предались врагу спасения. Христос не заповедал ученикам объявлять войну миру, но сказал только: вы будете Мне свидетели. Кто геройски сам зажигает свой дом, тот заслуживает ли сострадания? Страдают подобно Христу только тогда, если не имеют никакой собственной вины, если поступают предусмотрительно и могут по совести сказать себе, что они страдают не напрасно (Иоан. 15:25).[486 — Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.]

б) Добровольно, как Христос (Псал. 39:8).[487 — Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:]

Обязанность христианина следовать за Господом и по тернистым путям. Ободрением для него служит мысль о славной награде (Рим. 8:18).[488 — Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.]

в) Терпеливо, как Христос.

Нетерпеливость служит признаком, что не нет чувства Христова. Посмотри: Агнец не отверзает уст своих (Исаии 53:7;[489 — Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.] 1 Пет. 2:23[490 — Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.]); Он — друг своих врагов, молится за распявших его. Не сверхчеловеческое ли это и не сверх-христианское ли даже?

Бог не попустит нам искуситься более, чем мы можем (1 Кор. 10:13).[491 — Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.]

Если Утешитель в сердце, то бремя легко.

Почему и как мы должны ради Христа и евангелия погубить свою душу, чтобы спасти ее

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (ст.35).

Услышав такое учение из уст Спасителя, многие могут сказать: «жестоко слово сие, и кто может его послушати» (Иоан. 6:60)?[492 — Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?] Естественно ли губить душу свою, губить самого себя для достижения спасения? Все, что дала нам природа, мы должны сохранять, a не убивать, — усовершенствовать, a не препятствовать естественному развитию наших сил душевных и телесных.

Но спросим прежде самих себя: естественны ли мы сами, чтобы рассуждать о естественности или неестественности каких-либо евангельских требований? Такова ли наша природа, какою она должна быть по своему первоначальному назначению?

Ответим на этот вопрос, и мы убедимся, что для нас теперь сделалось естественнее губить свою душу, чем соблюдать ее, распинать свою плоть, чем лелеять ее.

1. Почему?

Было время, когда человек не имел нужды вести борьбу с самим собой, со своей плотью и кровью, когда для спасения человека требовалось, напротив, внимать внушениям своей природы, блюсти свою душу, — это было время невинного состояния человека в раю. Тогда человек в самой первозданной природе своей находил влечение к истине и добру, где они действительно находились, т. е. в Боге. Ум естественно стремился к созерцанию и познанию Бога. В воле заключалась прирожденная расположенность к Богу. Сердце само собою влеклось любовью к Богу.

Тогда человеку оставалось только внимать внушениям своей чистой природы и, при помощи благодати Божией, восходить от силы в силу, от совершенства к совершенству, без борьбы и препятствий.

Но с падением человека все изменилось в нашем существе. Грех внес в нашу природу семя нескончаемого раздора, и человек как бы раздвоился пополам, так что дух начал восставать против плоти, a плоть против духа.

Душа, прежде устремленная к Богу, теперь обратилась к самой себе и стала заботиться не о Богослужении, a о самоугождении. Вместо детской веры ума, в ней явилось желание ведать самой, подобно Богу, доброе и лукавое (Быт. 3:5).[493 — но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.] Вместо совершенной преданности воле Божьей, пробудилась в ней наклонность действовать по своему произволу. Вместо естественного влечения сердца к Богу, в ней возбудилось столь же естественное теперь вожделение к тому, что «приятно для глаз» (Быт. 3:6).[494 — И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.]

Такое уклонение природы человеческой от первоначального порядка перешло по наследству ко всем людям и обратилось в неудержимое влечение к жизни вне Бога (Быт. 8:21;[495 — И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:] Рим. 3:12;[496 — все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.] 7:19–23;[497 — Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.] 6:6[498 — зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;]).

Теперь понятно для нас, почему евангелие возвещает нам постоянную борьбу с самими собой, почему говорит: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее.» Ибо что мы делаем, сохраняя душу в ее падшем состоянии? Соблюдая свой ум, который вследствие падения имеет греховную наклонность верить только самому себе и отвергает все, превышающее его разумение, мы ищем истины не там, где она находится, и не для того, для чего нужно искать ее: ищем в «водоемах разбитых» (Иер. 2:13),[499 — Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.] a не в источнике воды живой, ищем мудрования плотского и для плоти, которое есть смерть, a не мудрости духовной и не для духа, которая есть «жизнь» (Рим. 8:6–7).[500 — Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.] Сохраняя свою волю, которая теперь стремится более

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн