Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

ко злу, чем к добру, мы живем и действуем под управлением греховного самолюбия, a такая жизнь есть смерть для души (Рим. 6:23).[501 — Ибо возмездие за грехсмерть, а дар Божийжизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.] Следуя влечению греховного сердца, мы ищем наслаждения в удовольствиях плоти, в прелестях мира, a сохраняя такие наклонности губим душу свою, потому что один Бог есть источник истинного блаженства. — Вот почему: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее!»

Напротив: «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.»

2. Каким образом?

Погубить душу свою ради Христа и евангелия значит ни более, ни менее, как перестать быть тем, чем мы были, и сделаться другими людьми. Мы должны отвергнуть и возненавидеть (Иоан. 12:25)[502 — Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.] греховное настроение мыслей, желаний, чувств и направить их к жизни истинной и спасительной, какой учит нас Иисус Христос Своим примером и Своим евангелием. Так как мы все в лице прародителей возжелали быть подобными Богу, то, подражая примеру Иисуса Христа, Который ради нас «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил. 2:6–7),[503 — Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;] мы также должны теперь стяжать смирение.

Наш падший ум имеет доверие только к себе и своим силам: мы должны «пленять его в послушание веры», дабы он «о горнем помышлял, а не о земном» (Кол. 3:2). Наша извращенная воля стремится жить по своему произволу: мы должны подчинять ее воле Божьей (1 Пет 4:2).[504 — чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.] Наша испорченная природа любит более всего себя: теперь, по учению евангелия, мы должны возлюбить Бога паче всего и ближнего, даже врага, как самих себя (Мат. 5:44;[505 — А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.] Maр. 12:30[506 — и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!]). Мы вместо Бога возлюбили мир и все земное: теперь ради Господа должны отказаться от этой привязанности (1 Иоан. 2:15),[507 — Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.] отложить всего ветхого человека со всеми его страстями и похотями (Гал. 5:24;[508 — Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.] Рим. 6:11;[509 — Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.] Ефес. 5:22–24[510 — Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.]).

Но кто из нас в состоянии совершить такой трудный подвиг духовного сомоумерщвления? Отвергнуть застарелый образ мыслей, чувствований и желаний, сделаться другим человеком — не значит ли то же, что родиться вновь? A «как может человек родиться, будучи стар» (Иоан. 3:4)?[511 — Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?] Но Тот, Кто дал нам заповедь о погублении души для ее спасения, указал и средства к совершению такого подвига.

Иисус Христос даровал нам таинства, в которых сообщается нам благодать, возрождающая нас к новой жизни и делающая нас «новым человеком», созданным по Богу (Ефес. 4:24).[512 — и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.]

От нас теперь зависит, чтобы умерщвляя себя ради Господа, при помощи благодати Божьей принять «участие в страданиях Его» (Фил. 3:10)[513 — чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его] и «жизни» Христовой (Рим. 6:8;[514 — Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.] 5:17[515 — бо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.]).

Вот каким образом погубление души ради Господа и евангелия спасает нашу душу!

Почему Иисус Христос называет свою Церковь царствием Божьим?

«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (9:1).

Под именем царствия Божьего здесь понимается благодатное царство или Церковь Христова. В других местах священного писания царствием Божьим называется царство небесное, жилище Божье, местопребывание блаженных духов и святых. Почему же одно и тоже слово «царствие Божье» употребляется для обозначения двух совершенно различных предметов? Какое между ними сходство?

Потому что:

1. В церкви, как и в небесном царстве Божьем, господствует свет и истина.

а) Небо в святом писании изображается, как царство света. Если мы думаем о небе, то представляем его себе по преимуществу царством света. Существо Божье окружено светлейшими лучами света. Как ад есть царство тьмы, так, напротив, небо есть жилище святых во свете (Кол. 1:12).[516 — благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете.]

Там святые познают совершенную истину. Там нет более сомнений и недоумений. Там наслаждаются лицезрением Того, Кто сотворил свет и, следовательно, Сам должен быть чистейшим светом.

б) Божьей Церкви сообщено Богом Отцом, Сыном и Святым Духом столько света, сколько мы в состоянии теперь снести. В церкви открыты все истины, какие только человек может обнять и в каких он нуждается на земле. Мы имеем все необходимое для достижения вечной жизни. Что? Спаситель принес истину с неба. Дух святой всегда охраняет Церковь в этой истине. Церковь возвещает Богооткровенную истину всему миру.

в) Чему учит мир, в противоположность небесному и церковному учению, то — тьма и ложь. Примеры из современной мудрости!

Все, кто доныне учили иначе, чем Церковь, впадали в величайшие заблуждения и не знали, как от них освободиться. Если бы мы захотели сегодня выдумать иные истины и правила, чем те, которые внушает нам Церковь, то завтра уже мы должны бы были отвергнуть их, как ложные. Все, до сих пор бывшие нападения против Христовой церкви, возникали от греха, a грех есть тьма и заблуждение.

2. В церкви, как и в небесном царстве Божием, господствует мир, утешение, радость.

а) Мир.

Небо есть по преимуществу царство мира. Святые наслаждаются высочайшим миром. Там умолкают все страсти. Так и в церкви, которая приняла в себя учение Спасителя о кротости, миролюбии и любви к врагам.

Кто заводит ссоры, любит вражду, тот не принадлежит Христовой церкви, есть только гнилой член в Христовом теле. Церковь всегда содействует тому, чтобы был мир в мире. Она молится об этом; проповедует о мире в брачной, семейной и общественной жизни.

б) Утешение.

«Блаженны плачущие, ибо они» (на небе) «утешатся» (Матф.5:4). В небе — только утешение: там страдания забываются, там с избытком вознаграждаются всякие земные лишения, там нет более страданий. «И отрет Бог всякую слезу с очей их» (Апок. 21:4).[517 — И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.]

Какие утешения доставляет также и Церковь проповеданием слова Божьего, таинством покаяния и проч.? Сколько утешения получает от нее больной, скорбящий, озлобленный и т. д.?

в) Радость.

На небе ожидает нас невыразимая радость. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Церковь также доставляет радость. Радость, проистекающую из благоговейных подвигов молитвы и поста. Церковные подвиги и т. д.

3. В церкви, как и в небесном царстве Божьем, есть общение с Богом, только в низшей степени.

а) В небе мы узрим Бога, как Он есть, будем обращаться с Ним.

Как самым ужасным мучением ада будет лишение общения с Богом, так величайшим блаженством небесным будет лицезрение Бога и общение с Ним.

б) Истинные члены церкви есть дети Божьи, братья и сестры Христовы, храмы святого Духа.

Сын Божий сделался человеком, чтобы нас возвысить и приблизить к Богу.

в) В молитве мы имеем общение с Богом, в таинстве причащения вступаем в теснейшее соединение с Ним. Но учит молитве и преподает таинства Святая Церковь. Она есть хранительница и раздаятельница благодати святых таинств и проч.

Заключение. Будем истинными членами церкви Христовой! Тогда мы уже здесь будем иметь небесный свет, небесную истину, небесный мир, и достигнем всего этого в высшей степени там — на небе.

Царство Христово не есть царство от мира сего

«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.»

О каком это царстве говорит Иисус Христос и что это за царство?

1. Оно требует самоотвержения и отвержения мира (ст.34).

Мир ищет везде и во всем радостей и удовольствий; но в царстве Христовом нужно готовиться к страданиям: «возьми крест свой

2. Оно обещает и дает то, чего мир не может дать: вечную жизнь (ст.35. 36)

а) происходящую от живой веры и

б) основывающуюся на деятельном усвоении заслуг Христовых.

3. Оно возвещает о будущем блаженстве, к которому мир не чувствует никакого влечения, и о вечном воздаянии (ст.38).

а) Откровение этой истины утешительно для тех, которые под бременем креста и страданий следуют за Господом, и страшно для тех, которые любят мир более Иисуса Христа.

б) Исполнение этой истины настанет при втором пришествии Иисуса Христа на суд (ст.38); но предвкушение ее начинается уже здесь на земле.

Сравнение самоотвержения со смертью

«Отвергнись себя» (ср. Иоан. 11:16).[518 — Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.]

1. Смерть есть закон природы: самоотвержение — закон Иисуса Христа (Мат. 16:24).[519 — Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.]

2. Смерть есть дань природе: самоотвержение — также дань, по словам апостола (Рим. 13:12).[520 — Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.]

3. Смерть, как и самоотвержение, есть долг смертного человека.

4. Cо смертью прекращаются все бедствия: самоотвержение полагает конец всем страстям, которые служат корнем всех зол (Иак. 4:1).[521 — Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?]

Победа над самими собой посредством самоотвержения есть величайшая из всех побед

«Отвергнись себя

1. Она есть самая трудная победа, по

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн